Vipmastertlt.ru

Журнал Автомобилиста
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое главные трезвучия лада

Трезвучие. Обращения трезвучий.

Трезвучие. Главные трезвучия лада.

В мажоре и миноре есть по три главных трезвучия (располагаются на I, IV и V ступенях), их названия:

тоническое (на I), субдоминантовое (на IV), доминантовое (на V).

Почему они называются главными — см. ниже.

В мажорном ладу трезвучия на I, IV и V оказываются мажорными по структуре и потому наиболее ярко выражают характер лада (т. е. T 5 3, S 5 3 и D 5 3 имеют структуру Б 5 3).

В миноре трезвучия на I, IV и V — минорные по структуре, наиболее ярко выражают характер лада (т. е. t 5 3, s 5 3 и d 5 3 имеют структуру М 5 3).

Обратите внимание: в мажоре при обозначении главных трезвучий используются прописные (большие) буквы (T 5 3, S 5 3 и D 5 3), т. к. главные трезвучия в мажоре имеют структуру Б 5 3; а в миноре — строчные буквы (t 5 3, s 5 3 и d 5 3), т. к. главные трезвучия в миноре имеют структуру М 5 3.

! В миноре чаще используется доминантовое трезвучие не натурального, а гармонического вида минора (в гармоническом виде минора повышается VII ступень лада).

в ля миноре: ми — соль — си — натуральная доминанта, ми — соль-диез — си — гармоническая доминанта.

! Гармоническая доминанта обозначаетя D 5 3 (заглавная буква), т. к. имеет структуру Б 5 3.

! Таким образом, главные трезвучия:

мажора — T 5 3, S 5 3 и D 5 3;

минора — t 5 3, s 5 3 и D 5 3 (гармоническая доминанта);

+ реже употребляется d 5 3 (натуральная доминанта)

Уметь строить во всех тональностях до 3-х знаков при ключе. Например:

Трезвучие. Обращения трезвучий.

Обращения трезвучий — аккорды, которые образуются при смене положений звуков трезвучия, звуки остаются те же самые, но меняются местами.

Обращения можно получить в результате переноса нижнего звука на октаву вверх (см. схему ниже).

Кстати, количество обращений всегда на 1 меньше, чем звуков в созвучии (вспомните: у интервала, который состоит из 2 звуков, возможно 1 обращение, а у трезвучия, состоящего из 3 звуков — 2 обращения, т. е. секстаккорд и квартсекстаккорд).

Если перенести нижний звук трезвучия на октаву вверх, получится аккорд, называемый секстаккордом, если снова перенести нижний звук (секстаккорда) на октаву выше, получится квартсекстаккорд. А если в очередной раз перенести нижний звук на октаву вверх, получим опять трезвучие (что также хорошо видно на рис. выше).

Также, глядя на схему, заметьте: трезвучие состоит из двух терций, секстаккордиз терции и кварты (аккорд всегда строим и анализируем снизу вверх), а квартсекстаккорд — из кварты и терции. (! Знать наизусть).

Уметь строить обращения главных трезвучий в тональностях до 4-х знаков при ключе.

! Знать наизусть, на каких ступенях строятся главные трезвучия и их обращения (см. выше ступени).

Дата добавления: 2015-08-13 ; просмотров: 560 | Нарушение авторских прав

лавные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий.

АККОРД, ТРЕЗВУЧИЕ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ. КОНСОНИРУЮЩИЕ И ДИССОНИРУЮЩИЕ ТРЕЗВУЧИЯ. ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

Аккорд (в своем исходном виде) строится от нижнего звука вверх.

От того, какие терции участвуют в образовании трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1. Мажорное или большое трезвучие состоит из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками образуется интервал чистой квинты.
2. Минорное или малое трезвучие состоит из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками также чистая квинта.
3. Увеличенноетрезвучие состоит из двух больших терций, поэтому между крайними звуками образуется интервал увеличенной квинты.
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими(благозвучными) интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие (неблагозвучные) интервалы (ув.5 и ум.5).

Поскольку присутствие хотя бы одного диссонанса в аккорде оказывает влияние на его окраску в целом, мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.

Основной вид трезвучия подразумевает, что его звуки расположены по терциям, как показано на рисунке выше.

Звуки аккорда имеют названия в его контексте. Эти названия образуются из интервалов между каждой нотой аккорда и его основным тоном. А именно: основной тон (звук), от которого Вы начинали построение аккорда, называется примой этого аккорда; второй звук, терцией выше примы — терция этого аккорда, и так далее. Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их взаимного расположения. Например, если некое трезвучие в исходном виде оказалось состоящим из нот «фа», «ля» и «до», то в контексте этого аккорда можно (и нужно) заменять названия нот: «фа» называть «примой» данного аккорда, «ля» — терцией, и «до» — квинтой. Эти названия остаются законными для каждой из трех нот, независимо от того, как эти ноты будут взяты на инструменте. Мы можем, например, взять «фа» нижним звуком аккорда, затем, выше него — «до», и на самом верху — «ля» в другой октаве. Несмотря на изменение порядка звуков в аккорде, их имена остаются прежними: «фа» — прима, «ля» — терция, и «до» — квинта:

Следует понимать, что ни эмоциональная окраска, ни гармоническая функция аккорда никак не изменяется при таких перестановках, поэтому такой аккорд продолжает оставаться трезвучием, и имена его отдельных звуков сохраняются. И это действует до тех пор, пока звучит данный аккорд. Разумеется, окажись нота «фа» в составе такого терзвучия:

она должна будет называться уже не «примой», а «терцией». Эти названия отражают не столько высоту ноты, сколько ее смысловую роль в аккорде. В дальнейших занятиях Вы убедитесь, что это сделано разумно.

Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращениемисходного — так же, как мы это делали с интервалами. Если снова взять нижний звук нового аккорда (это будет уже его терция) и тоже переместить на октаву вверх, — еще одно обращение. Если проделать это еще раз (теперь двигаться будет квинтовый тон), то в итоге получится снова исходное трезвучие, но октавой выше. И разумеется, чем больше нот в составе исходного созвучия, тем больше обращений оно может иметь. Иными словами, «обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит. Обращения трезвучий тоже имеют собственные имена: первое обращение называется секстаккордом и обозначается добавлением цифры 6 к имени трезвучия, второе — квартсекстаккордом— обозначается двумя цифрами 6 и 4 (или 4 и 6).
Просьба не путать с буквенно-цифровыми обозначениями для гитары.

Ниже на рисунке приведены обращения в До-мажоре.

Цифры около нотных головок напоминают Вам имена этих нот в аккорде.

Названия обращений образуются от интервалов между крайними звуками и между нижним звуком и примой аккорда. Секстаккорд обозначается цифрой «шесть», так как в нем интервал сексты образуется между нижним звуком и примой (да и между крайними звуками тоже). Квартсекстаккорд обозначается цифрами «4/6» или «6/4», так как от нижнего голоса до примы в нем интервал кварты, а между крайними звуками — сексты.

Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного вида трезвучия, и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.

Например, требуется построить тонический секстаккорд в Ре-мажоре или квартсекстаккорд в Си-миноре:

Для того чтобы уметь быстро строить обращения мажорного и минорного трезвучий от любого звука и определять их тональности, рекомендуется знать: 1) какие интервалы образуются между соседними звуками аккорда и 2) что в секстаккорде нижним звуком выступает терцовый тон, а в квартсекстаккорде — квинтовый.

Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий.

мажорный секстаккорд минорный секстаккорд мажорный квартсекстаккорд минорный квартсекстаккордм. 3 + ч. 4 б. 3 + ч. 4 ч. 4 + б. 3 ч. 4 + м. 3

Зная интервальное строение обращений мажорного и минорного трезвучий и положение в них основного звука, легко построить заданный аккорд.

Например, требуется построить от звука ре мажорный секстаккорд

получили секстаккорд Си-бемоль мажора.

Требуется от звука ре построить минорный квартсекстаккорд:

получили квартсекстаккорд соль минора и т.п.

Другая технология, возможно, помедленнее, но основывается не на вызубривании таблицы выше, а на полном понимании происходящего. Если Вы заставите себя следовать ей с самого начала, то в последствии будете намного легче ориентироваться в сложной гармонии. Эта технология пошаговая.На этом же примере (построение мажорного секстаккорда от ноты «ре») шаги будут такие:
1. Если «ре» — нижний звук искомого секстаккорда, то «ре» — его терция;
2. Если «ре» — терция, то прима того же аккорда находится большой терцией ниже (большая — потому что требуется мажор). Следовательно, прима будущего аккорда — нота «си-бемоль»;
3. Прима и терция нам уже известны, находим тон квинты: то есть, отмеряем чистую квинту вверх от примы. Получаем ноту «фа»;
4. Полученные три ноты — «си-бемоль», «ре» и «фа» располагаем на линейках в любом порядке, только чтобы нота «ре» была самой нижней в аккорде. секстаккорд построен. Повторим, эта технология поначалу выполняется медленнее — сначала мы находим ноты, из которых аккорд должен состоять, а только потом эти ноты располагаем на линейках в нужном порядке. Но при этом мы полагаемся не на заученную таблицу (которую нетрудно и забыть!), а на полное понимание сути. Это надежнее, и в итоге — все равно эффективнее, поверьте!

лавные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий.

На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Если построить эти трезвучия на всех ступенях гаммы натурального мажора и используя ТОЛЬКО ноты этой гаммы, мы видим, что три из них (на главных ступенях I, IV и V) — окажутся мажорными трезвучия. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название (происходящее от названия ступени, на которой оно построено).

Трезвучие I ступени называется тоническим,
трезвучие IV ступени — субдоминантовым,
трезвучие V ступени — доминантовым.

Эти трезвучия ярче всех других выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков), поэтому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, T, S, D:

Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим, что в противоположность мажору, главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:

Как видим, мажорное или минорное наклонение трех главных трезвучий ладу СОВПАДАЮТ с наклонением самого лада.

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, приносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада:

Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической основой лада, они широко применяются в музыке, поэтому необходимо знать их простейшие соединения.

Соединением аккордов называется последовательность их при плавном движении голосов (голосоведении). Под «голосом» мы подразумеваем один звук аккорда. При восприятии музыки любой человек подсознательно отслеживает горизонтальные связи между этими голосами. То есть, оценивает, как соединяется верхний звук одного аккорда с верхним — другого; средний — со средним и т.д. То есть, музыка рефлекторно воспринимается как подобие некоего хора, где каждый голос исполняется живым человеком. Так вот, «голосоведением» называется манера композитора в обращении с каждым голосом в отдельности. При хорошем голосоведении ВЫ можете прямо-таки извлечь любой голос из недр аккорда и исполнить его как самостоятельную мелодию. Если голосоведение было продумано хорошо, то любой голос звучит гладко, поется легко, не содержит резких скачков.

Последовательность, образованная несколькими аккордами, называтся гармоническим оборотом.

Рассмотрим примеры простейших соединений главных трезвучий и их обращений:

Здесь показано соединение аккордов лишь в их простейшем, «лабораторном» виде. В реальной музыке, конечно, композитор имеет дело чаще всего с намного большим числом голосов, но принцип соединения все-таки продолжает работать и здесь. Сколько бы голосов ни участвовало в аккорде, при соединении следует стремиться к плавному, без скачков, движению КАЖДОГО голоса в отдельности.

Позже мы познакомимся с побочными трезвучиями мажора и минора.

Уменьшённое трезвучие

Уменьшённое трезвучие

Состав аккорда:
уменьшенная квинта
малая терция
прима

Уменьшённое трезвучие — трезвучие, состоящее из двух малых терций, между крайними звуками которого образуется интервал уменьшенной квинты [1] .

Содержание

Общая информация

Уменьшённое трезвучие включает диссонирующий интервал — уменьшенную квинту — и является диссонансом.

Уменьшённое трезвучие находится в натуральном мажоре на VII ступени. В гармонических мажоре и миноре уменьшённое трезвучие встречается на II и VII ступенях. Разрешается движением голосов в терцию.

В классической музыке уменьшённое трезвучие часто приме­няется не в основном виде, а в виде секстаккорда [2] . Например, использование уменьшённого трезвучия Бетховеном называется некоторыми критиками архаизмом [3] .

Сокращенным обозначением уменьшённого трезвучия является ум. 5 3, что соответствует виду аккорда и входящим в его состав интервалам. Согласно системе буквенно-цифровых обозначений аккордов, уменьшённое трезвучие обозначается с помощью заглавной латинской буквы, приставки dim или символа o в верхнем регистре: например, уменьшённое трезвучие от ноты до обозначается как C-dim или C°.

Обращения

В состав уменьшённого трезвучия и его обращений входят малые терции и увеличенная кварта, являющаяся обращением уменьшенной квинты и энгармонически равная ей:

Интервальное строение обращений уменьшённого трезвучия
Основное трезвучиеУменьшённое трезвучием. 3 + м. 3
Первое обращениеУменьшённый секстаккордм. 3 + ув. 4
Второе обращениеУменьшённый квартсекстаккордув. 4 + м. 3

Уменьшённое трезвучие VII ступени

Согласно учению французских теоретиков начала XIX века, уменьшённое трезвучие VII ступени является главным аккордом лада, наряду с тоническим трезвучием [4] .

Секстаккорд уменьшённого трезвучия VII ступени применяется в качестве доминантовой гармонии и может рассматриваться как слабо диссонирующий аккорд [5] .

Примечания

  1. Г. Фридкин Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М .: Государственное музыкальное издательство, 1962. — С. 207-208. — ISBN 5-7140-0592-7
  2. Татьяна Алексеевна ВахромееваУменьшенное трезвучие. Сообщество вокалистов StartVocal. Архивировано из первоисточника 18 апреля 2012.Проверено 13 февраля 2010.
  3. Г. РымкоО некоторых особенностях гармонии позднего Бетховена. Российский Музыкант 2.0 (18 февраля 2009 г.). — Портал Московской консерватории. (недоступная ссылка — история) Проверено 13 февраля 2010.
  4. Борис Владимирович Асафьев, Академия Наук СССРИзбранные труды. — 1952. — Т. 2. — С. 85.
  5. Н. Римский-Корсаков Практический учебник гармонии / Под редакцией М. О. Штейнберга. — 16-е издание. Исправленное и дополненное. — М .: Государственное музыкальное издательство, 1937. — С. 38. — ISBN 978-5-397-00863-1

Секстаккорд • Увеличенный секстаккорд • Альтерированный • С добавленными тонами • Кластерный • Задержанный • Пауэр-аккорд

Электра • Хендрикса • Прометеев • Петрушки • Тристан-аккорд • Неаполитанский

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Умэбоси
  • Умеренный муссонный климат

Смотреть что такое «Уменьшённое трезвучие» в других словарях:

Трезвучие — Трезвучие аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям. Содержание 1 Строение трезвучия 2 Обращения трезвучия 3 … Википедия

Минорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта малая терция прима Минорное (малое) трезвучие трезвучие, состоящее из малой терции вниз … Википедия

Мажорное трезвучие — Состав аккорда: чистая квинта большая терция прима Мажорное (большое) трезвучие трезвучие, состоящее из большой терц … Википедия

Увеличенное трезвучие — Состав аккорда: увеличенная квинта большая терция прима Увеличенное (чрезмерное) трезвучие трезвучие, состоящее из двух больших терций, между … Википедия

Полууменьшенный септаккорд — Состав аккорда: малая септима уменьшенная квинта малая терция прима Полууменьшенный септаккорд септаккорд, состоящий из мало … Википедия

Полууменьшённый септаккорд — Состав аккорда: малая септима уменьшенная квинта малая терция прима Полууменьшённый септаккорд (англ. half diminished seventh chord), в русской традиции … Википедия

Лад (музыкальный строй) — Лад в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… … Википедия

Дорийский лад — Лад в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… … Википедия

Ионийский лад — Лад в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… … Википедия

Миксолидийский лад — Лад в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… … Википедия

Главные и побочные трезвучия лада

Из семи трезвучий, построенных на основных ступенях мажора и минора, три являются главными — тоника, субдоминанта и доминанта, остальные четыре — побочными.

Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными потому, что в натуральных видах мажора и минора соответствуют ладовому наклонению (то есть в мажоре все они будут мажорными, а в миноре — минорными) и тем самым выявляют специфику лада.

Побочные трезвучия II, III, VI и VII ступеней самостоятельной функции не имеют, а на основании терцового родства входят в одну из неустойчивых функциональных групп (субдоминанты или доминанты) и, соответственно, с той или иной степенью яркости представляют данную функцию:

До мажор группа аккордов субдоминанты группа аккордов доминанты

Отличительным признаком всех аккордов доминантовой группы является наличие в них звука VII ступени лада — восходящего напряженного вводного тона.

Отличительным признаком всех аккордов субдоминантовой группы является наличие в них звука VI ступени лада, имеющего нисходящее тяготение к квинте тоники.

На основании терцовых связей трезвучия III и VI ступеней мог ли бы также условно образовать группу тонических аккордов:

218

VI I T III

Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может.

Таблица трезвучий мажорного лада

Виды трезвучийНа каких ступенях строятся
в натуральном мажорев гармоническом мажорев мелодическом мажоре
б. 5/3I(Т), IV(S), V(D)I(Т), V(D)I(Т), VII
м. 5/3II, III, VIIII, IV (s г )IV(s), V (d)
ум. 5/3VIIII, VIIII, III
ув. 5/3нетVI VI

Таблица трезвучий минорного лада

Виды трезвучийНа каких ступенях строятся
в натуральном минорев гармоническом минорев мелодическом миноре
б. 5/3III, VI, VIIV, VI(D г )IV(S м ), V (D г )
м. 5/3I(t), IV(s), V(d)I(t), IV(s)I(t), II м
ум. 5/3IIII, VII VI , VII
ув. 5/3нетIII гIII м

Разрешение неустойчивых трезвучий

Разрешение неустойчивых трезвучий лада и их обращений в тонику при кварто-квинтовом и терцовом соотношениях этих аккордов производится следующим образом: неустойчивые звуки движутся поступенно в сторону своего тяготения, а устойчивые остаются на месте в том же голосе. Например:

219

Ш Т6 Ш6 T6/4 III6/4 Т VI T6/4 V6 Т VI6/4 Т6

При секундовом соотношении трезвучий (II—I и VII—I) все три голоса иногда могут тяготеть в одну сторону (как, например, II—I). Однако движение всех голосов в одном направлении нежелательно, поскольку нередко оно приводит к запрещенному в школьной практике параллелизму квинт. Поэтому надо либо взять данное неустойчивое трезвучие в обращении (в виде секстаккорда или квартсекстаккорда), где вместо параллельных квинт образуются параллельные кварты, либо один из звуков (в данном случае обычно квинту II ступени) вести не по секундовому тяготению вниз, а непосредственно в приму тоники ходом на терцию вверх:

220

Возникающий при этом восходящий ход на терцию (от VI к I ступени лада) чаще всего заполняют проходящим поступенным движением (через VII ступень), в результате чего после трезвучия II ступени реально возникает (в роли вспомогательной гармонии) секстаккорд VII ступени, который затем и разрешается в тонику:

221

II (VII 6) T II (VII 6) T6

В целом же разрешение аккордов базируется на разрешениях входящих в них интервалов.

Септаккорды лада

Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.

Таблица септаккордов мажорного лада

Виды септаккордовНа каких ступенях строятся
в натуральном мажорев гармоническом мажорев мелодическом мажоре
б. маж. 7-акк.I. IVIнет
м. маж. 7-акк.VVI, VII^
б. мин. 7-акк.нетIVIV
м. мин. 7 акк.II, III, VIIIIV
м. 7-акк. с ум. 5VIIIIII, III
ум. 7-акк.нетVII гнет
ув. 7-акк.нетVI VI

Таблица септаккордов минорного лада

Виды септаккордовНа каких ступенях строятся
в натуральном минорев гармоническом минорев мелодическом миноре
б. маж. 7-акк.III, VIVIнет
м. маж. 7-акк.VIIV гIV м , V г
б. мин. 7-акк.нетI гI г
м. мин. 7-акк.I, IV, VIVII м
м. 7-акк. с ум. 5IIIIVI , VII
ум. 7-акк.нетVII нет
ув. 7-акк.нетIII гIII г

Сравнив обе таблицы, можно сделать некоторые выводы:

а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;

б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях:

малый мажорный септаккорд — на V ступени,

малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,

уменьшенный септаккорд — на VII ступени;

эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;

в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.

Поскольку некоторые из септаккордов встречаются преимущественно на одних и тех же ступенях в мажоре и миноре и в подавляющем большинстве случаев используются в каком-либо определенном функциональном значении, закрепившемся за ними, они стали постоянными выразителями данной функции, что нашло отражение в их названиях и обозначениях. Так, например, малый мажорный септаккорд, применяющийся главным образом на V ступени натурального и гармонического мажора и гармонического и мелодического видов минора, а также уменьшенный септаккорд, встречающийся на VII ступени гармонического мажора или VII повышенной ступени гармонического минора, обладают наиболее ясными и острыми тяготениями к тонике (в которую они и разрешаются) и стали основными представителями диссонирующей доминантовой гармонии. Поэтому один из них (строящийся на V ступени) стал называться доминантсептаккордом (обозначается D7), а другой (строящийся на восходящем напряженном вводном тоне) — вводным септаккордом (обозначается [ум.] VII7).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-17; просмотров: 1368

Главные ступени лада: как их различать, и зачем они нужны

Тема о главных ступенях гаммы очень важна в музыкальной теории, но перед тем, как переходить к изучению «начинки», следует исследовать саму поверхность пирожного: лад — взаимодействие устойчивых и неустойчивых ступеней, последовательность которых определяет его разновидность.

Виды лада

Существует два основных типа ладов, которые знают даже люди, далекие от музыки:

  • мажор (по латински — dur);
  • минор (по латински — moll).

Для новичков существует определение попроще, объясняющее их так:

  • веселое настроение;
  • грустное настроение.

Ступени лада и их взаимосвязь

Как уже было сказано ранее, лад — это взаимоотношения ступеней. Но что же такое эти ступени?

    Ступень — звук, входящий в одну октаву (октава состоит из 7 нот и 8-я повторяет первую = 7 ступеней + одна повторяющаяся).

Расположение каждой ступеньки зависит от ее высоты: чем выше звук, тем больше ступень.

Лады можно составить от любого звука. Самый знакомый для нас всех — нота До.

От лидера До выстраиваем в последовательность остальных подчиненных: Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си; и закрываем ряд таким же ответственным лицом — нотой До, но уже другой октавы. Таким образом создается гамма.

  • Гамма — цепочка из звуков, где первый и последний одинаковы по названию, но расстояние между ними равно одной октаве.

Главные ступени лада и их названия

Перед нами гамма До мажор:

  • До — I;
  • Ре — II;
  • Ми — III;
  • Фа — IV;
  • Соль — V;
  • Ля — VI;
  • Си — VII;
  • До — I.

Слева расположены названия нот, а справа — те самые ступени.

Однако, как и в жизни, все выполняют свои роли. Кто-то ведет за собой толпу, кто-то является ее фундаментом, кто-то же трудится на благо остальных.

Так, лидером музыкального движения (гаммы До мажор) является нота До, она же и является главной ступенью лада — I. Это очень просто запомнить с помощью названия гаммы: если ее имя До мажор, значит, первой ступенью будет являться нота До; если же Ми мажор, то начальником станет нота Ми, и подобный принцип работает всегда и во всех гаммах.

Именно I ступень является ориентиром для построек всех остальных аккордов и трезвучий. Однако руководителю всегда нужна «правая рука» или его заместитель. У нашего директора таких руки сразу две: IV и V ступени.

Оставшись на все том же примере До мажора, под IV номером идет нота фа, под пятым — соль. Подобным образом музыканты высчитывают остальные главные две ступени.

Как и все остальные термины, они также имеют свои собственные имена:

  • I ступень — тоника (сокращенно по лат. «T»);
  • IV ступень — субдоминанта (S);
  • V ступень — доминанта (D).

Следует уточнить: в минорном ладе сокращенные названия пишутся с малых букв: t, s и d, это упрощает ситуацию во время выяснения, к какому ладу принадлежит ступень или аккорд.

Для чего они нужны?

Тоника — главная ступень лада. Ею оканчиваются практически все произведения, будто бы ставя точку в конце музыкальной истории. Ее роль — фундамент и база.

Субдоминанта служит некой «дверью», с помощью которой можно уйти в другие тональности (изучается на уроках сольфеджио и гармонии) или же подготовиться к переходу в доминанту.

Доминанта — преданный друг своего начальника, с помощью которого тоника самоутверждается, как полноправный лидер гаммы. Такая ситуация чаще всего происходит в последних завершающих аккордах произведения.

Но как известно: у каждого работника, даже если и не занимающего самую высокую должность, есть своя команда. Этой самой командой в музыке являются трезвучия.

Аккорды

  • Трезвучие — аккорд, состоящий из трех звуков.

Но чем так важны трезвучия главных ступеней лада в музыке?

Данный аккорд может строиться от любой ноты, но если он главный, то его «основанием» будут: I, III и V ступени. Их важная заслуга заключается в том, что именно они определяют вид лада.

Так, в мажоре они будут ярко выражено звучать светлым торжественным тембром, в миноре же, наоборот, опечаленным и скорбным.

  • Трезвучия главных ступеней лада — показатели, на которые следует ориентироваться в вопросах мажора, минора и других существующих ладов.

Как строится?

Следующий вопрос, который должен идти по логической цепи: какова же структура трезвучия и каким образом его строят?

Ответ заключен в самом названии: ТРЕзвучие опирается на 3 звука, построенных на расстоянии терции (интервал, включающий в себя 3 ступени).

Если с главными ступенями лада все более менее понятно, то как же называются остальные?

  • Главные — I, IV, V;
  • Производные — II, III, VI, VII.

Помимо ладовой классификации, существует еще одна, определяющаяся состоянием ступени:

    устойчивые — I, III, V;

Все три ступени входят в состав тонического трезвучия (в музыке формулировка — Т53). Они звучат устойчиво и уверенно, не требуя какой-либо поддержки извне. Отдельно следует выделить III ступень, так как именно она определяет лад: традиционная нота Ми характерная для До мажора, но если опустить ее на полтона ниже (Ми бемоль), то звучать уже будет именно До минор;

  • неустойчивые — II, IV, VI, VII;

Их звучание не подкреплено опорой, существует вечное ощущение недосказанности и желание во что-нибудь перейти (разрешиться), свое путешествие они завершают в устойчивые ступени лада.

Построить главные трезвучия лада и их обращения

Билет 1. Лад.Тональность.

Лад — это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых звуков, объединенных общей тоникой. Тоника — наиболее устойчивый звук лада (I ступень). Звуки лада, расположенные по порядку высоты от тоники до тоники вверх и вниз называются гаммой. Звуки, образующие гамму, называются ступенями и обозначаются римскими цифрами. Основа лада — устойчивые звуки, находящиеся на I — III — V ступенях. Неустойчивые звуки — на II — IV — VI — VII ступенях стремятся перейти (разрешиться) в рядом стоящие устойчивые( II – I, IV – III, VI – V, VII – I). Ступени лада имеют функциональное значение и название. Главные ступени- I — Тоника, IV — Субдоминанта, V — Доминанта. Все остальные ступени — побочные. В музыке существует множество ладов, но наибольшее распространение в профессиональной музыке получили мажор и минор. Высота, на которой расположен лад называется тональностью. Тональности бывают мажорные и минорные, бемольные и диезные.

Билет 2. Виды мажора и минора.

Существует три вида мажора и минора – натуральный, гармонический и мелодический. В натуральном виде мажора и минора ступени не изменяются. В гармоническом миноре повышается VII ступень. При этом обостряется её тяготение в I ступень. Доминанта в гармоническом миноре (D г ) мажорная. В мелодическом миноре повышаются VI и VII ступени. При движении вниз повышение ступеней может отменяться. В гармоническом мажоре понижается VI ступень и усиливается её тяготение в V ступень. В гармоническом мажоре субдоминанта (s г ) звучит минорно. Мелодический мажорв музыке встречается реже. В этом виде мажора понижаются VI и VII ступени. Можно заметить, что верхний тетрахорд мелодического минора совпадает с верхним тетрахордом натурального мажора. Также совпадают верхние тетрахорды мелодического мажора и натурального минора, гармонических мажора и минора. Таким образом, все изменения ступеней приводят к сближению мажора и минора. Основной показатель мажорного или минорного лада — III ступень, находящаяся в нижнем тетрахорде гаммы.

Билет 3. Септаккорды.

Септаккорд – это аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям. Крайние звуки септаккорда образуют интервал септимы. Все септаккорды различаются посептиме между крайними звуками (малая, большая, уменьшенная) итрезвучию в основе аккорда ( мажорное, минорное, увеличенное, уменьшенное). От одного звука можно построить семь видов септаккордов – три малых (малый мажорный, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой), три больших ( большой мажорный, большой минорный , большой с увеличенной квинтой) и один уменьшенный. Тоны, составляющие септаккорд, называются по интервалу от первого звука — прима, терция, квинта, септима. Каждый септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. Наиболее употребительные септаккорды в ладу: Д7 с обращениями, мVII7, умVII7, II7. Септаккорды в ладу звучат неустойчиво и требуют разрешения в тонику.

Билет 4. Метр. Виды размеров.

Чередование акцентных сильных и безакцентных слабых долей в определенном темпе называетсяметром. В нотах метрвыражен размером.Размер — это числовое обозначение метра. Размеры бывают: простые , сложные, смешанные, переменные. Простые размеры — имеют один метрический акцент (сильную долю)- двухдольный и трехдольный, например 2/4,3/4, 3/8.Сложные — состоят из нескольких одинаковыхпростых размеров, например — 4/4 = 2/4+2/4,

6/8 = 3/8+3/8, 9/8 =3/8+3/8+3/8, 12/8 =3/8 +3/8 +3/8 +3/8 . В таких размерах есть не только сильная, но и относительно сильная( относительно сильные) доли.Смешанные размеры образуются от слияния нескольких разныхпо количеству долей простых размеров, например – 5/4=2/4+3/4, 7/4 = 2/4+2/4+3/4 и т. д. Переменным называется размер с изменяющимся количеством счётных долей в такте, т.е. когда размер в произведении меняется.

Билет 5. Ритм. Группировка длительностей.

Музыкальный ритм — ( греч.- стройность, соразмерность) упорядоченное , организованное метром чередование и соотношение звуков разной или одинаковой длины. В музыке ноты имеют различную длительность. Нередко они объединяются в группы ( пунктирные ритмы,сочетания восьмых с шестнадцатыми и т.д.), образуют ритмический рисунок музыкального произведения, собственно ритм. Группировка длительностей — обьединение нот по долям или тактам в соответствии с размером. В размерах, где доля равна четверти (2/4, 3/4, 4/4 и т.д.) — длительности группируются по долям.В простых размерах, где доля восьмая (3/8) — ноты группируются вместе, целым тактом. В сложных размерах ноты группируются не только по долям (44), но и по простым тактам (6/8, 9/16,12/16). При этом должна быть видна граница между ними. Основная форма дробления длительностей в музыке — четная. Основные длительности (четного деления) — это целые, половинные, четверти, восьмые и т.д. Среди ритмических групп встречаются различные формы произвольного деления основных длительностей. Так, триольобразуется от деленияосновной длительности на три части вместо двух (например, четверти на три восьмых, половинной на три четверти). Существуют также квинтоли, секстоли, дуоли( деление длительности с точкой на две части).

Билет 6. Аккорд. Виды трезвучий.

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием. От того, какие терции участвуют в образовании трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия. Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий: 1. Мажорное или большое трезвучие ( Б53 )состоит из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками образуется интервал чистой квинты.

2. Минорное или малое трезвучие ( М53 ) состоит из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками также чистая квинта. 3. Увеличенное трезвучие ( Ув53 ) состоит из двух больших терций, поэтому между крайними звуками образуется интервал увеличенной квинты.

4. Уменьшенное трезвучие ( Ум53 ) состоит из двух малых терций, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта. Трезвучия имеют обращения — секстаккорд и квартсекстаккорд. На ступенях натурального мажора и минора можно построить три мажорных трезвучия, три минорных и одно уменьшенное. Увеличенное трезвучие строится только в гармонических ладах, т.е. на белых клавишах его построить невозможно. В тональности трезвучия имеют функциональное значение (тоника, субдоминанта. доминанта).

Билет 7. Главные трезвучия лада.

На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Всего их семь. Три из них являются главными, четыре — побочными. Главные трезвучия располагаются на I, IV, V ступенях. В мажоре они звучат мажорно, в миноре — минорно. Главные трезвучия являются гармонической основой лада. Трезвучие на I ступени лада— тоническое, (обозначается — Т 5/3 в мажоре, t5/3 – в миноре), состоит из устойчивых звуков, в ладу звучит устойчиво. Трезвучие на IV ступени лада– субдоминантовое, (обозначается — S5/3 в мажоре и миноре ) имеет 2 неустойчивых звука и один общий с Тоникой (I ступень), в ладу звучит неустойчиво. Трезвучие на V ступени лада — доминантовое, (обозначается D5/3 в мажоре и миноре )— (латинское dominanta – господствующая) имеет 2 неустойчивых звука — вводные ступени — VII и II и один общий с Тоникой (V ступень).

В гармоническом миноре образуется мажорная доминанта, в гармоническом мажоре – минорная субдоминанта. Главные трезвучия лада ярче других трезвучий выражают ладовые функции (то есть взаимодействия устойчивых и неустойчивых звуков). Доминанта имеет в своем составе VII ступень и более остро тяготеет в тонику. Субдоминанта не имеет ярко выраженного тяготения в тонику и может переходить в доминантовый аккорд. Каждое трезвучие имеет два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

На всех ступенях мажора можно построить трезвучия. Напомним, что интервалы между соседними нотами трезвучия должны составлять «>терцию . Строя трезвучия от ступеней лада, разрешено использовать только те звуки, которые входят в рассматриваемый лад. Например, рассматриваем C-dur . Строим трезвучие, от ноты E . Возможны варианты трезвучий:

  1. Мажорное: E-G ♯ -H
  2. Минорное: E-G-H
  3. Уменьшенное: E-G-B
  4. Увеличенное: E-G ♯ -H ♯

Видим, что только в минорном трезвучии нет знаков альтерации. В остальных трёх обязательно есть диез или бемоль. Поскольку рассматриваемый нами звукоряд не содержит нот с диезами или бемолями, мы можем выбрать только минорное трезвучие (без знаков альтерации).

По такому принципу построим трезвучия от каждой ступени мажорного лада (на примере C-dur ):

Рисунок 1. Главные трезвучия в мажоре

На рисунке от каждой ступени построено трезвучие. Рамками выделены ступени (I, IV и V, это главные ступени), от которых построены мажорные трезвучия. Это главные трезвучия, они имеют индивидуальные названия:

  • Трезвучие, построенное от I ступени: тоническое. Обозначается: T.
  • Трезвучие, построенное от IV ступени: субдоминантовое. Обозначается: S.
  • Трезвучие, построенное от V ступени: доминантовое. Обозначается: D.

Обращаем ещё раз внимание: все три главных трезвучия — мажорные. Они наиболее соответствуют звучанию мажорного лада: и лад мажорный, и трезвучия мажорные.

Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.

Главные трезвучия в миноре

Аналогично строим трезвучия в миноре. На главных ступенях будут располагаться минорные трезвучия. Названия трезвучий такое же, как и в мажоре, только они обозначаются маленькими буквами: t, s, d. На рисунке ниже изображён A-moll :

Рисунок 2. Главные трезвучия в миноре

В практике доминантовое трезвучие почти всегда используется с повышенной 7 ступенью минора, то есть терцией аккорда. Таким образом, вместо ми-соль-си мы скорее всего услышим в музыке ми-соль диез-си. Такое трезвучие помогает музыке двигаться вперед, развиваться:

Рисунок 3. Главные трезвучия в миноре

Главные трезвучия построены от I, IV и V ступеней.

Соединение аккордов

Соединением (двух) аккордов называют их последовательность в музыкальном произведении. Последовательность из нескольких аккордов называют гармоническим оборотом.

Главные трезвучия являются гармонической основой лада. Они очень широко распространены в музыке. Полезно знать их простейшие соединения, приводим список для мажора и минора:

Главные трезвучия лада – это трезвучия, построенные на главных ступенях лада — I, IV и V[1].Эти трезвучия называются главными потому что они:

— отражают ладовый характер звучания (в натуральном мажоре – мажорные, в натуральном миноре – минорные);

— играют ведущую роль в гармонизации мелодии (подборе аккомпанемента).

Таких трезвучий три: тоническое, субдоминантовое и доминантовое. Каждое трезвучие имеет два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

1. Тоническое трезвучие – строится на I ступени. Оно обознается Т 5 3 или t 5 3.

Обращения тонического трезвучия:

— Т6 или t6 — тонический секстаккорд — строится на III ступени

— Т 6 4 или t 6 4 — тонический квартсекстаккорд — строится на V ступени

2. Субдоминантовое трезвучие – строится на IV ступени. Обозначается S 5 3 (s 5 3).

Обращения субдоминантового трезвучия:

— S6 или s6 — субдоминантовый секстаккорд — строится на VI ступени

— S 6 4 — субдоминантовый квартсекстаккорд — строится на I ступени

3. Доминантовое трезвучие – строится на V ступени. Обозначается D 5 3. Трезвучие строится в натуральном мажоре и чаще всего в гармоническом миноре, поэтому оно и в мажоре, и в миноре мажорное.

Обращения доминантового трезвучия:

— D6 — доминантовый секстаккорд- строится на VII (в мажоре) или VII # (в миноре) ступенях.

— D 6 4 — доминантовый квартсекстаккорд — строится на II ступени

Секстаккорды и квартсекстакорды – это ОБРАЩЕНИЯ трезвучий, т.е. в них входят такие же ступени, как и в трезвучие. Например, в S 6 4 будут входить I, IV и VI (таблицу читаем снизу вверх, если наверху ступени «заканчиваются», продолжаем читать снова снизу)

Пример трезвучий с обращениями:

[1] Все остальные из основных трезвучий лада называются ПОБОЧНЫМИ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8754 — | 7146 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

17. Аккорды в ладу

Кроме интервалов в ладу можно строить аккорды от разных ступеней. В одной из прошлых глав мы уже упоминали тоническое трезвучие, субдоминантовое и доминантовое. Это соответственно трезвучия I, IV и V ступеней. Остальные трезвучия своих названий не имеют и называются прямо так: трезвучие II ступени, трезвучие VI ступени. Кроме основного вида трезвучий в ладу можно строить их обращения, а также септаккорды с обращениями.

Вот так, например, в ре мажоре выглядит тоническое трезвучие с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями и септаккорд II ступени с обращениями:

Аккорды в ладу можно разбить на группы по функциональности. Есть аккорды субдоминантовой группы, к ним относятся аккорды II, IV и VI ступеней. К аккордам доминантовой группы относятся аккорды III, V и VII ступеней.

Аккорд VI ступени имеет два общих звука с тоническим, поэтому он является самой слабой субдоминантой. Более сильной субдоминантой является аккорд IV ступени и самой сильной — аккорд II ступени. В доминантовой группе усиление функциональности идёт в другую сторону. Самая слабая доминанта — это аккорд III ступени, потому у него два общих звука с тоникой. Более сильная доминанта на V ступени и самая сильная на VII.

В классической гармонии аккорды соединяются по следующему принципу:

  • тонический аккорд может перейти в любой аккорд другой группы или в своё обращение;
  • аккорд субдоминантовой группы переходит либо в более сильный аккорд своей группы, либо в аккорд доминантовой группы, либо в тонику.
  • аккорд доминантовой группы — либо в более сильный доминантовый аккорд, либо в тонику.

Усилить аккорд также можно за счёт расширения или альтерации. Расширение — это превращение трезвучия в септаккорд, а альтерация — понижение или повышение отдельных ступеней аккорда.

Последовательность аккордов T-S-D-T в тональности представляет собой полный оборот. Сокращённый вариант T-D-T называется автентическим оборотом, а вариант T-S-T — плагальным.

В гармонии аккорды записываются в четырёхголосном виде, в трезвучии при этом удваивается один из звуков. Самый верхний звук или голос называется сопрано, дальше идёт альт, затем тенор и самый низкий — бас. Сопрано, альт и тенор не могут находиться на расстоянии больше октавы друг от друга, бас от тенора может. Но обычно между басом и тенором не больше двух октав.

Аккорды пишутся на двух нотоносцах, сопрано и альт на верхнем, тенор и бас на нижнем. При этом у сопрано и тенора штили направлены вверх, а у альта и баса — вниз. Расположение аккорда, когда между тремя верхними голосами интервалы только терции или кварты, называется тесным. Если между ними появляются интервалы квинты или сексты, то такое расположение называется широким.

При соединении аккордов, если у них есть общий звук, то он обычно остаётся на месте. Такое соединение называется гармоническим. Если общих звуков у аккордов нет или есть, но они не остаются на месте, то такое соединение называется мелодическим. При мелодическом соединении все голоса не должны двигаться в одну сторону, хотя бы один должен пойти в другую.

Теперь соберём всё это вместе и запишем несколько оборотов в ре мажоре. Плагальный оборот с гармоническим соединением:

Автентический оборот с мелодическим соединением:

Очень полезно играть эти обороты на фортепиано или клавиатуре.

И ещё одно небольшое замечание. В миноре обычно используется гармонический вид доминанты, то есть повышается седьмая ступень лада. Доминанта при этом становится мажорной. Вот так запишется полный оборот в си миноре (минорные аккорды подписаны с маленькой буквы, мажорные с большой):

Задания.

Запишите и сыграйте полный оборот в фа мажоре и соль миноре.

Музыкальный лад. Основные виды. Построение ладов

Музыкальный лад – это совокупность звуков, состоящих в некой взаимосвязи, основанной на устойчивости.

Звучит достаточно сложно, не правда ли? Давайте разбираться.

Что такое музыкальный лад

В большинстве музыкальных произведений, звуки, созвучия или аккорды используются в контексте определённой гармонии или мелодии. Один аккорд (нота, созвучие) сменяет другой. Без таких переходов сложно было бы создавать определённые музыкальные образы. Один звук взятый изолирование не может выразить музыкальную идею. Поэтому, для того чтобы составить последовательность аккордов или написать мелодию, необходимо придерживаться определенной системы закономерностей. Такая система имеет звуки, которые выступают в качестве её опоры. Они называются устойчивыми.

Самым устойчивым звуком системы является тоника – главная опора лада.

Нужно отметить, что устойчивость звуков проявляется лишь тогда, когда им противопоставляются другие звуки – неустойчивые. Эти звуки выражают незавершённость музыкальной мысли и требуют разрешения в устойчивые звуки. Поскольку тоника – это самый устойчивый звук, часто, она используется в качестве завершающего звука или аккорда в музыкальной последовательности.

Разрешение основано на тяготении неустойчивых звуков к устойчивым.

Разрешение – переход одного звука в другой на основе тяготения.

Тяготение представляет собой некое ожидание перехода одного звука в другой на основе их родства.

Из вышесказанного следует, что:

Музыкальный лад – это система, имеющая тонику (опору) и объединяющая несколько звуков на основе их родства (взаимосвязи).

Родство между звуками основано на физических закономерностях и опыте человечества в следствии развития музыкальной теории. В частности на:

  1. Интервалах между звуками
  2. Созвучиях
  3. Мелодических и гармонических связях
  4. Тяготении одних звуков к другим
  5. Устойчивости и неустойчивости

Количество звуков в ладу может быть разным. Например, мажор и минор имеют семь звуков. Однако существуют лады с меньшим или большим числом звуков.

Ладовая система распространяется на все октавы звукоряда.

Любой звук лада называется ступенью.

Каждая ступень лада имеет не только своё нотное название (до, ре, ми и т.д.), но и особое название присущее ей в следствии отношения к тонике. Кроме этого, каждая ступень имеет свой номер относительно тоники (первой ступени). Номер ступени указывается римскими цифрами (I, II, II. IV и т.д.).

  • I ступень – тоника / тоническая прима;
  • II ступень – нисходящий (верхний вводный) тон / супертоника;
  • III ступень – медианта / верхняя медианта / тоническая терция;
  • IV ступень – субдоминанта;
  • V ступень – доминанта / тоническая квинта;
  • VI ступень – нижняя медианта / субмедианта;
  • VII ступень – восходящий (нижний вводный) тон.

Устойчивость и неустойчивость звуков – относительна. Один звук может быть устойчивым в рамках одного лада и неустойчивым в рамках другого.

Лад в музыке является одним из основных средств выразительности. Считается, что ладовое строение музыки включает две составляющие: окраску и напряжение.

Напряжение создаётся за счёт смены устойчивых и неустойчивых звуков, а окраска – высотным положением относительно тоники.

Разницу в окраске можно почувствовать, сравнив два самых популярных лада в европейской музыке – мажор и минор. Их настроение, часто, сравнивают с радостью и грустью, светом и тенью.

Основные лады в современной музыке

Лад в музыке является набором звуков (материалом), на основе которых составляется музыкальное произведение.

Основными ладами в современной западноевропейской музыке являются мажор и минор.

Мажорный лад

Мажор – это лад, в основе которого лежит мажорное трезвучие. Именно это трезвучие и определяет основную окраску лада. Оно, ещё, называется тоническим.

Самыми устойчивыми звуками мажорного лада являются тоника (I ступень), медианта (III ступень) и доминанта (V ступень). Их устойчивость неодинакова. Самая устойчивая – тоника, медианта и домината – менее устойчивые.

Устойчивость III и V ступеней проявляется в созвучии с тоникой. При сочетании этих ступеней с другими неустойчивыми звуками они, также, являются неустойчивыми. Поэтому, стоит сделать оговорку, что устойчивость медианты и доминаты относительны и зависят от разных обстоятельств.

  • II, IV, VI и VII ступени мажора являются неустойчивыми.
  • II и IV ступени имеют возможность разрешения в обе стороны (вверх и вниз).
  • VI и VII ступени только в одну сторону. VI вниз, а VII вверх.

Мажорный лад может быть натуральным, гармоническим или мелодическим.

Натуральный мажор представляет собой последовательность звуков в таком интервальном расположении начиная от тоники:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон

(2 тона-Полутон-3 тона-Полутон)

Пример натурального мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До

Гармонический и мелодический мажор появились в следствии развития музыкального исскуства. Эти лады отличаються от натурального смещением одной или двух ступеней на полутон, что позволяет несколько изменить окраску лада.

Гармонический мажор отличается от натурального пониженной VI ступенью:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1.5 тона-Полутон

Пример гармонического мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ляb-Си-До

Мелодический мажор отличается от натурального VI и VII пониженными ступенями:

Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон

Пример мелодического мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ляb-Сиb-До

Основной разновидностью мажорного лада является натуральный мажор, реже употребляется гармонический мажор, ещё реже – мелодический мажор (в основном при движении мелодии вниз).

Минорный лад

Минор – это лад, в основе которого лежит минорное трезвучие. Именно это трезвучие и определяет основную окраску лада.

Устойчивость, неустойчивость, тяготение и разрешение ступеней в миноре такое же как и в мажоре.

Большинство произведений электронной музыки написано именно в миноре.

Минорный лад, как и мажор, может быть натуральным, гармоническим или мелодическим.

Натуральный минор представляет собой последовательность звуков в таком интервальном расположении начиная от тоники:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон

(Тон-Полутон-2 тона-Полутон-2 тона)

Пример натурального минора: до-ре-миb-фа-соль-ляb-сиb-до

Натуральный минор отличается от мелодического мажора пониженной III ступенью.

Гармонический и мелодический минор имеют более важное значение нежели аналогичные мажорные лады.

Гармонический минор отличается от натурального повышенной VII ступенью:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-1.5 тона-Полутон

Пример гармонического минора: до-ре-миb-фа-соль-ля-сиb-до

Мелодический минор отличается от натурального VI и VII повышенными ступенями:

Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон

Пример мелодического минора: до-ре-миb-фа-соль-ля-си-до

Гармонический минор используется как при движении вверх, так и вниз.

Мелодический минор часто используется при движении мелодии вверх.

Лады и гаммы

Гамма – совокупность звуков лада построенных от тоники вверх.

Отличие лада от гаммы заключается в том, что лад – это всего лишь набор звуков, а гамма – последовательность тех же звуков, которые построены от тоники. По сути, схема построения лада является его гаммой.

Гамма натурального мажора: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си-До

Гамма натурального минора: до-ре-миb-фа-соль-ляb-сиb-до

Построение ладов

Выше уже были показаны схемы построения основных ладов современной музыки. Для примеров, в качестве тоники, использовалась нота До (С).

Теперь давайте построим все эти лады от разных нот (тоник).

Если мы строим лад от какой-либо ноты, то фактически получаем тональность.

Мажорный лад построенный на ноте до – До-мажорная тональность.

Натуральный мажор от ноты Соль (G): Соль-Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа# (Соль-мажор)

Гармонический мажор от ноты Фа (F): Фа-Соль-Ля-Сиb-До-Реb-Ми-Фа (Фа-мажор)

Мелодический мажор от ноты Си (B): Си-До#-Ре#-Ми-Фа#-Соль-Ля-Си (Си-мажор)

Можно заметить, что при изменении тоники (тональности) интервалы между нотами не меняются, но при этом появляются различные знаки альтерации (бемоли и диезы). Это вполне естественно.

Натуральный минор от ноты ля (A): ля-си-до-ре-ми-фа-соль-ля (ля-минор)

Гармонический минор от ноты ми (E): ми-фа#-соль-ля-си-до-ре#-ми (ми-минор)

Лады можно строить и от альтерированых ступеней.

Мелодический минор от ноты до-диез (C#): до#-ре#-ми-фа#-соль#-ля#-си-до# (до-диез-минор)

Другие музыкальные лады

Мажор и минор хоть и являются самыми популярными ладами в современной музыке, но не единственными. Существуют огромное количество ладов, присущих музыке разных народов мира. Например, в музыкальных произведениях Китая и Японии используется пентатоника.

Пентатоника – это лад, который состоит из пяти ступеней, расположенных по трихордам.

Трихорд – это трёхступенный звукоряд построенный на интервалах в 1 тон (бесполутоновый звукоряд).

Пентатоника может быть расположена по следующим интервалам:

большая секунда–большая секунда–малая терция–большая секунда

Пример пентатоники: До-Ре-Ми-Соль-Ля

Рассмотрим греческую ладовую систему, в которую входили шесть основных ладов:

Ионийский лад – лад идентичный натуральному мажору.

Пример ионийского лада: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си

Дорийский лад – это натуральный минор с повышенной VI ступенью.

Пример дорийского лада: До-Ре-Миb-Фа-Соль-Ля-Сиb

Фригийский лад – это натуральный минор с пониженной II ступенью.

Лидийский лад – натуральный мажор с повышенной IV ступенью.

Пример лидийского лада: До-Ре-Ми-Фа#-Соль-Ля-Си

Миксолидийский лад – это натуральный мажор с пониженной VII ступенью.

Пример миксолидийского лада: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Сиb

Эолийский лад – лад идентичный натуральному минору.

Пример эолийского лада: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Альманах педагога

Автор: Ильгамова Ираида Галеевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ г. Белорецк МР БР РБ
Населённый пункт: г. Белорецк, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Трезвучие и его обращения
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская музыкальная школа г. Белорецк

муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан

Трезвучие и его обращения

2. Виды трезвучий.

4. Главные трезвучия лада.

5. Рекомендации по работе с аккордами на уроках сольфеджио.

7. Используемая литература.

Важную роль в музыке играет гармония — одно из главных средств

выразительности. Мелодия не может всегда звучать одна. Музыка должна

быть наполненной, насыщенной и это богатство придает музыке во многом

благозвучных аккордов. Слово «аккорд» (итал. accordo, φρ. accord) ведет свое

происхождение от позднелатинского (III-VI вв.) accordare — «согласовывать».

Таким образом, слово «аккорд» указывает на «согласие» между звуками. В

XIV в. во Франции зафиксировано использование слова «acors» — в работе

discantu» Анонима XIII,

гармонии» (1558). Понятие и термин «аккорд» закрепились в эпоху генерал-

баса (XVII — первая половина XVIII в.). Широкое же употребление термин

«аккорд» повсеместно получил с XVIII в., с выработки классического учения

о гармонии.Одно из первых новых определений аккорда дал немецкий теоре-

тик Йоханн Вальтер (1708): «Аккорд есть всякое гармоническое созвучие».

классиков и романтиков, а затем и русских композиторов гласит: аккорд есть

созвучие, расположимое по терциям

В наше время созвучием называется одновременное сочетание нескольких

(двух и больше) звуков. Аккорд – это созвучие, состоящее из трех и более

звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Аккорд, который состоит из трех звуков, расположенных по терциям

трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

Большое или мажорное трезвучие состоит из большой терции и малой

(термин «мажорный» происходит от итальянского maggiore – «больший» и

относится к нижней большой терции трезвучия).

Малое или минорное трезвучие состоит из малой терции и большой

«минорный» происходит от итальянского minore – «меньший» и относится к

нижней малой терции трезвучия).

«уменьшенный» относится к квинте).

«увеличенный» относится к квинте).

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются

увеличенное и уменьшенное трезвучие, входят диссонирующие интервалы

(увеличенная квинта и уменьшенная квинта). Поэтому мажорное и минорное

составляющие эти аккорды, цифры 3 и 5:Б.53,М.53,Ув.53,Ум.53

Когда звуки трезвучия расположены по терциям, то такое положение его

называется основным. Каждый звук трезвучия имеет свое название. Эти

названия происходят от интервалов, образующихся в основном положении

трезвучия от нижнего звука к последующим. Так основной или нижний звук

трезвучия называется примой, второй или средний – терцией, третий или

данными звуками при любых их перестановках (перемещениях).

Когда порядок расположения звуков трезвучия изменяется таким образом,

что нижним его становится терция или квинта, то такое положение трезвучия

называется обращением. Обращение – это перенос нижнего звука любого

созвучия на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.

Трезвучие имеет два обращения секстаккорд и квартсекстаккорд.

Секстаккорд – первое обращение трезвучия. Образуется путем переноса

Обозначается цифрой 6 – Б.6, М.6, так как для этого аккорда характерна

трезвучия. В секстаккорде внизу терция, вверху- кварта

Квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия. Образуется путем

Интервальная структура такова- внизу – кварта, вверху-терция.

Изменяющаяся интервальная структура меняет и фонические свойства

(колорит звучания) обращений по сравнению с основным видом трезвучий.

Исключение составляет увеличенное трезвучие, обращения и основной вид

интервалов (б.3 и ум.4) звучат одинаково как друг с другом, так и с основным

видом аккорда. Энгармоническое равенство увеличенного трезвучия и его

обращений видно из следующего примера:

На уроках сольфеджио увеличенное и уменьшенное трезвучия наименее

мажорными и минорными аккордами.

С построением трезвучий мы знакомы с первого года обучения. Это в

мажорных и минорных ладах – тоническое трезвучие. На новом этапе, можно

ассоциировать трезвучие со «снеговиком», «светофором» или, что видят сами

дальнейшем пригодятся в работе с обращениями.

В определении трезвучий нужно учитывать крайние квинты, которые

мажорное или минорное трезвучия. Если квинта другая, увеличенная или

уменьшенная, то и трезвучия соответствующие.

Когда мы переходим к обращениям трезвучия, возникают трудности с

переносом звуков. Нижний звук переносится детьми просто и быстро, а два

остальных звука вызывают иногда сомнение – что делать с

цветные карандаши в тетрадях, с помощью которых построить трезвучие –

«светофор», а затем и применить их в обращениях. Если красный переносим

на октаву вверх, то желтый и зеленый остаются на месте и так далее.

На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия.

Построив трезвучия на ступенях натурального мажора, мы видим, что три из

них мажорные: трезвучия I, IV и V ступеней

названия ступени, на которой оно построено).

Трезвучие I ступени называется тоническим,

трезвучие IV ступени – субдоминантовым,

трезвучие V ступени – доминантовым.

Так как эти трезвучия мажорные, то они наиболее характерны для

мажорного лада .Они ярче других трезвучий выражают ладовые функции( то

есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков).Благодаря этому

они называются главными трезвучиями и обозначаются Т53, S53, D53.

Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим,

что главными оказываются минорные трезвучия, поэтому и обозначаться они

будут малыми буквами t, s, d:

На уроках сольфеджио в школе применяем и пользуемся только мажорным

доминантовым трезвучием в мажоре и гармоническом миноре:

После освоения обращений тонического трезвучия

можно перейти и к

другим главным ступеням лада — субдоминанте и доминанте. Запомнить их

как хорошие оценки или представить их как членов королевской семьи:

Тоника — Король, Доминанта — Королева, Субдоминанта – Принцесса.

Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической

основой лада, они широко применяются в музыке. Поэтому необходимо знать

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector