Vipmastertlt.ru

Журнал Автомобилиста
46 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для подготовки к экзамену

Для подготовки к экзамену

СОЛЬФЕДЖИО

1. Лад. Мажор. Минор.

Лад – система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков. Лад состоит из 7 ступеней. I ступень называется тоника. I, III и V ступени лада – устойчивые, остальные – неустойчивые.

Виды лада – мажор и минор. Мажор имеет светлую, тёплую окраску звучания, минор – мрачную, холодную. Главное отличие мажора от минора – высокая III ступень.

Строение мажорной гаммы: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон. Строение минорной гаммы: тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона.

2. Параллельные тональности.

Каждой мажорной тональности соответствует минорная, имеющая тот же звукоряд и те же знаки при ключе. Такие тональности называются параллельными.

Минорная тональность отстоит от мажорной на малую терцию вниз от мажорной. Тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора.

3. 2 вида мажора и 3 вида минора.

Мажор и минор в натуральном виде не имеют случайных знаков.

Гармонический мажор – мажор с пониженной VI ступенью.

Гармонический минор – минор с повышенной VII ступенью.

В мелодическом миноре при движении вверх повышаются VI и VII ступени, вниз повышение отменяется.

4. Трезвучие. Виды трезвучия.

Трезвучие – одновременное звучание трёх звуков. Трезвучие состоит из двух терций, а между крайними звуками имеет квинту. 4 вида трезвучия:

Мажорное (большая + малая терции снизу вверх), минорное (малая + большая терции снизу вверх), увеличенное (из больших терций), уменьшённое (из двух малых терций).

5.Обращения мажорного и минорного трезвучий.

Трезвучие имеет 2 обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

Секстаккорд состоит из терции и кварты снизу вверх. В мажорном секстаккорде терция малая, в минорном большая.

Квартсекстаккорд состоит из чистой кварты и терции снизу вверх. В мажорном квартсекстаккорде терция большая, в минорном – малая.

Б5/3 Б6 Б6/4 М5/3 М6 М6/4

6. Главные и побочные трезвучия лада.

В ладу есть 3 главные ступени: I – тоника (Т), IV – субдоминанта (S), V – доминанта (D). На этих ступенях образуются главные трезвучия – тоническое, субдоминантовое и доминантовое.

Доминантовое трезвучие – всегда мажорное: в мажоре и гармоническом миноре. Остальные ступени лада являются побочными и не имеют наименований. На них образуются побочные трезвучия.

7. Простые интервалы.

Интервал соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Интервалы в пределах октавы называютсяпростыми. Названия интервалов – итальянские порядковые числительные, обозначающие количество ступеней, в интервале:

Прима – первая, секунда – вторая, терция – третья, кварта – четвёртая, квинта – пятая, секста – шестая, септима – седьмая, октава – восьмая.

8. Свойства интервалов.

Интервалы бывают гармонические и мелодические. В гармонических интервалах звуки берутся одновременно, в мелодических – поочерёдно.

Прима, кварта, квинта, октава – чистые. Секунда, терция, секста, септима бывают большие и малые.

Количественная величина интервала – это количество входящих в него ступеней. Качественная величина – это количество тонов и полутонов в интервале.

9. Диссонанс и консонанс. Энгармонизм.

Диссонанс – резкое, несогласное звучание интервала. Консонанс – мягкое, согласное звучание интервала.

К диссонансам относятся: секунды, тритоны, септимы, все увеличенные и уменьшённые интервалы. К консонансам относятся: прима, терция, кварта, квинта, секста, октава.

Звуки и тональности, равные по звучанию, но различные по написанию, являются энгармонически равными.

10. Обращения интервалов.

11. Диатонические тритоны.

Тритон – это интервал, содержащий 3 тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.

Диатоническими называются тритоны, построенные в натуральном виде мажора и минора.

В мажоре увеличенная кварта строится на IV ступени и разрешается в малую сексту, уменьшённая квинта строится на VII ступени, разрешается в большую терцию.

В миноре увеличенная кварта строится на VI ступени, а уменьшённая квинта – на II. Разрешаются точно так же как в мажоре.

До мажор: IV VII

11. Хроматические тритоны.

Тритон – это интервал, содержащий 3 тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.

Хроматическими называются тритоны, построенные в гармоническом виде мажора и минора.

В миноре увеличенная кварта строится на IV ступени и разрешается в большую сексту, уменьшённая квинта строится на повышенной VII ступени, разрешается в малую терцию.

ля минор гармонический: IV VII

В мажоре увеличенная кварта строится на пониженной VI ступени, а уменьшённая квинта – на II ступени. Разрешаются точно так же как в миноре.

До мажор гармонический: VI II

12. Характерные интервалы

Характерными называются интервалы, которые характерны для гармонического вида мажора и минора. Существуют две пары характерных интервалов:

· Уменьшённая септима на VII ступени и увеличенная секунда на VI ступени в гармоническом мажоре и миноре. Уменьшённая септима разрешается в чистую квинту (при разрешении сужается). Увеличенная секунда разрешается в чистую кварту (при разрешении расширяется).

· Увеличенная квинтана VI ступени в мажоре и III ступени в миноре и уменьшённая квартана III ступени в мажоре и VII ступени в миноре. Увеличенная квинта разрешается в большую сексту, уменьшённая кварта – в малую терцию как мажоре, так и в миноре. Один из звуков при разрешении остаётся на месте.

Характерные интервалы в гармоническом До мажоре:

– характерные интервалы в гармоническом до миноре.

Доминантсептаккорд D7 – это аккорд из четырёх звуков, расположенных по терциям, который строится на пятой ступени мажора и гармонического минора. D7 = б3 + м3+ м3

Доминантсептаккорд – диссонанс, требующий разрешения в консонанс. Он звучит неустойчиво, потому что в него входят V, VII, II и IV ступени, и только одна из них (V) устойчивая.

Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.

14. Обращения доминантсептаккорда.

ДоминантквинтсекстаккордD65. Он находится на седьмой ступени гаммы и разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной тоникой. D65 = м3 + м3+ б2

ДоминанттерцквартаккордD43. Он находится на второй ступени гаммы и разрешается в развёрнутое тоническое трезвучие. D43 = м3 + б2+ б3

ДоминантсекундаккордD2. Он находится на четвёртой ступени гаммы и разрешается в тонический секстаккорд (Т6) с удвоенной тоникой. D2 = б2 + б3+ м3

15. Вводные септаккорды.

Вводный септаккорд – это септаккорд, построенный на VII ступени. Он называется вводным, так как VII ступень вводит нас в тонику.

В натуральном мажоре на VII ступени образуется малый вводный септаккордмVII7. Он называется малым, потому что крайние его звуки образуют малую септиму. мVII7 = м3 + м3+ б3

В гармоническом мажоре и гармоническом миноре на VII ступени образуется уменьшённый вводный септаккордумVII7. Он называется уменьшённым, потому что крайние его звуки образуют уменьшённую септиму. умVII7 = м3 + м3+ м3

Вводный септаккорд разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной третьей ступенью.

16. Гармонические обороты.

Гармония это аккорды и их сочетания.

Автентический оборот – это сочетание аккордов тоники и доминанты.

Плагальный оборот – это сочетание аккордов тоники и субдоминанты.

В полный функциональный оборотвходят все три главных трезвучия в такой последовательности: Т – S – D – Т.

Автентический Плагальный Полный

17. Родство тональностей.

Родственные тональности – это тональности, имеющие общие звуки. Тоники родственных тональностей мы найдём в мажоре на всех ступенях, кроме VII, а в миноре на всех ступенях, кроме II. Это – тональности 1-й степени родства.

В тональностях 2-й степени родства – ещё меньше общих звуков. Тональности 3-й степени родства вообще не имеют общих звуков.

Отклонение – это временный переход в другую тональность без закрепления новой тоники. Модуляция – это уход в другую тональность с закреплением новой тоники.

Переход в другую тональность происходит через модулирующий аккорд, который называется побочной доминантой – доминантой к тонике новой тональности.

19. Диатонические лады народной музыки

К ладам народной музыки относятся натуральные семиступенные лады, которые можно построить на белых клавишах фортепиано:

· Ионийский лад – натуральный мажор (строится от «до»)

· Дорийский лад – минор с повышенной VI ступенью (строится от «ре»)

· Фригийский лад – минор с пониженной II ступенью (строится от «ми»)

· Лидийский лад – мажор с повышенной IV ступенью (строится от «фа»)

· Миксолидийский лад – мажор с пониженной VII ступенью (строится от «соль»)

· Эолийский лад – натуральный минор (строится от «ля»)

· Локрийский лад – минор с пониженными II и V ступенями (строиится от «си»)

20. Хроматическая гамма.

Хроматической называется гамма, состоящая из полутонов. Правило записи хроматической гаммы:

· В мажоре при движении вверх все ступени повышаются, кроме VI. Вместо этого понижается VII.

· При движении вниз все ступени понижаются, кроме V. Вместо этого повышается IV.

· В минорепри движении вверх применятся правописание параллельного мажора. Вместо повышения I ступени понижается II.

· При движении вниз применятся правописание одноимённого мажора.

F (фортэ) – громко

mf (меццо-фортэ) – не очень громко

mp (меццо-пиано) – не очень тихо

crescendo (крещендо) – постепенно усилить звук

diminuendo (диминуэндо) – постепенно ослабить звук

staccato (стаккато) – отрывисто.

legato (связно) – cвязно

non legato (нон легато) – не связно

Быстрые темпы:

presto (прэсто) – быстро

allegro (аллегро) – скоро

vivo (виво) – живо

Средние темпы:

moderato (модэрато) – умеренно

andante (андантэ) – спокойно, не спеша

аndantino (андантино) – подвижнее, чем андантэ

allegretto (аллегретто) – сдержаннее, чем аллегро

Построить главные трезвучия Лада и их обращения по данному образцу ля мажоре Фадеева миноре не бемоль Мажора и до минор?

Музыка | 10 — 11 классы

Построить главные трезвучия Лада и их обращения по данному образцу ля мажоре Фадеева миноре не бемоль Мажора и до минор.

Построения во вложении.

Помогите построить ум?

Помогите построить ум.

5 : соль мажор — си минор, ми бемоль мажор — до минор.

Помогите?

Как построить главные трезвучия лада и их обращения в ми мажоре.

Построить D7 с обращениями и разрешить их в до мажор, мм бемоль мажор, си мажор, ля минор, до минор, соль минор?

Построить D7 с обращениями и разрешить их в до мажор, мм бемоль мажор, си мажор, ля минор, до минор, соль минор.

Помогите плиз?

Сегодня сдать надо!

Постройте главные трезвучия лада и их обращения по данному образцу.

Образец (до мажор и ля минор (гарм)).

Построить главные трезвучия с обращениями и разрешениями (ре — бемоль мажор)?

Построить главные трезвучия с обращениями и разрешениями (ре — бемоль мажор).

Доминантовое трезвучие ми минор мажоре?

Доминантовое трезвучие ми минор мажоре.

Постройте главные трезвучия лада и их обращения фа мажор и ми мажор?

Постройте главные трезвучия лада и их обращения фа мажор и ми мажор.

Построить главные трезвучия лада с их обращениями, в тональности фа мажор, ПОМОГИТЕ ПЖЖЖЖЖЖ?

Построить главные трезвучия лада с их обращениями, в тональности фа мажор, ПОМОГИТЕ ПЖЖЖЖЖЖ!

Написать главные трезвучия и их обращения?

Написать главные трезвучия и их обращения.

В фа # миноре и ля мажоре))Помогите((((.

Построить аккорды от Ре мажор, Фа мажор, Соль мажор, Ля мажор, си минор, ми минор?

Построить аккорды от Ре мажор, Фа мажор, Соль мажор, Ля мажор, си минор, ми минор.

Вопрос Построить главные трезвучия Лада и их обращения по данному образцу ля мажоре Фадеева миноре не бемоль Мажора и до минор?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Музыка и соответствует программе для 10 — 11 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.

Меж крутых бережков Волка — реченька течет. Но я не очень уверена что по теме(.

Происхождение хоровой музыки. — Словом «хор», которое произошло от греческого «choros» и латинского «chorus», что означает толпа, собрание, называют коллектив людей, исполняющий вокальную музыку и произведения, сочиненные для этого коллектива. Коне..

Школа — это мой второй дом. Некоторые не очень любят школу. Это всё потому что учителя задают домашнее задание . Но я очень люблю школу. Тут у меня много друзей. На уроках я узнаю много нового. Получаю много хороших оценок. А если у меня что -..

Моё отношение к школе не однозначное. С одной стороны — никто не любит ходить в школу , впрочем , как и я . Никто не любит рано вставать по утрам , идти в школу , сидеть на уроках , делать домашнее задание. С другой стороны — школа имеет и свою об..

Как построить главные трезвучия лада

Аккордом называется одновременное сочетание трех или более звуков, которые расположены (или могут быть расположены) по терциям.

Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучием.

Аккорд (в своем исходном виде) строится от нижнего звука вверх.

От того, какие терции участвуют в образовании трезвучия и каков порядок их расположения, зависит вид трезвучия.

Из больших и малых терций образуются четыре вида трезвучий:

1. Мажорное или большое трезвучие состоит из большой терции внизу и малой — вверху, между крайними звуками образуется интервал чистой квинты.
2. Минорное или малое трезвучие состоит из малой терции внизу и большой — вверху, между крайними звуками также чистая квинта.
3. Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций, поэтому между крайними звуками образуется интервал увеличенной квинты.
4. Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, между крайними звуками образуется уменьшенная квинта.

Все интервалы, составляющие мажорное и минорное трезвучия, являются консонирующими (благозвучными) интервалами. В число интервалов, составляющих увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие (неблагозвучные) интервалы (ув.5 и ум.5).

Поскольку присутствие хотя бы одного диссонанса в аккорде оказывает влияние на его окраску в целом, мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное — диссонирующими.

Основной вид трезвучия подразумевает, что его звуки расположены по терциям, как показано на рисунке выше.

Звуки аккорда имеют названия в его контексте. Эти названия образуются из интервалов между каждой нотой аккорда и его основным тоном. А именно: основной тон (звук), от которого Вы начинали построение аккорда, называется примой этого аккорда; второй звук, терцией выше примы — терция этого аккорда, и так далее. Эти названия, пока речь идет о данном аккорде, присущи нотам независимо от их взаимного расположения. Например, если некое трезвучие в исходном виде оказалось состоящим из нот «фа», «ля» и «до», то в контексте этого аккорда можно (и нужно) заменять названия нот: «фа» называть «примой» данного аккорда, «ля» — терцией, и «до» — квинтой. Эти названия остаются законными для каждой из трех нот, независимо от того, как эти ноты будут взяты на инструменте. Мы можем, например, взять «фа» нижним звуком аккорда, затем, выше него — «до», и на самом верху — «ля» в другой октаве. Несмотря на изменение порядка звуков в аккорде, их имена остаются прежними: «фа» — прима, «ля» — терция, и «до» — квинта:

Следует понимать, что ни эмоциональная окраска, ни гармоническая функция аккорда никак не изменяется при таких перестановках, поэтому такой аккорд продолжает оставаться трезвучием, и имена его отдельных звуков сохраняются. И это действует до тех пор, пока звучит данный аккорд. Разумеется, окажись нота «фа» в составе такого терзвучия:

она должна будет называться уже не «примой», а «терцией». Эти названия отражают не столько высоту ноты, сколько ее смысловую роль в аккорде. В дальнейших занятиях Вы убедитесь, что это сделано разумно.

Если взять аккорд в его основном виде и переместить его нижний звук на октаву вверх, то получившееся созвучие будет обращением исходного — так же, как мы это делали с интервалами. Если снова взять нижний звук нового аккорда (это будет уже его терция) и тоже переместить на октаву вверх, — еще одно обращение. Если проделать это еще раз (теперь двигаться будет квинтовый тон), то в итоге получится снова исходное трезвучие, но октавой выше. И разумеется, чем больше нот в составе исходного созвучия, тем больше обращений оно может иметь. Иными словами, «обращение» — это способ расположения звуков аккорда по высоте таким образом, что в роли его нижнего звука выступает какой-либо другой звук, кроме примы. Здесь имеет значение именно нижний звук — от расположения остальных звуков обращение не зависит. Обращения трезвучий тоже имеют собственные имена: первое обращение называется секстаккордом и обозначается добавлением цифры 6 к имени трезвучия, второе — квартсекстаккордом — обозначается двумя цифрами 6 и 4 (или 4 и 6).
Просьба не путать с буквенно-цифровыми обозначениями для гитары.

Ниже на рисунке приведены обращения в До-мажоре.

Цифры около нотных головок напоминают Вам имена этих нот в аккорде.

Названия обращений образуются от интервалов между крайними звуками и между нижним звуком и примой аккорда. Секстаккорд обозначается цифрой «шесть», так как в нем интервал сексты образуется между нижним звуком и примой (да и между крайними звуками тоже). Квартсекстаккорд обозначается цифрами «4/6» или «6/4», так как от нижнего голоса до примы в нем интервал кварты, а между крайними звуками — сексты.

Для того, чтобы построить тонический секстаккорд или квартсекстаккорд в определенной тональности, необходимо исходить из основного вида трезвучия, и затем при помощи обращения находить требуемый аккорд.

Например, требуется построить тонический секстаккорд в Ре-мажоре или квартсекстаккорд в Си-миноре:

Для того чтобы уметь быстро строить обращения мажорного и минорного трезвучий от любого звука и определять их тональности, рекомендуется знать: 1) какие интервалы образуются между соседними звуками аккорда и 2) что в секстаккорде нижним звуком выступает терцовый тон, а в квартсекстаккорде — квинтовый.

Таблица интервального строения обращений мажорного и минорного трезвучий.

мажорный секстаккорд
минорный секстаккорд
мажорный квартсекстаккорд
минорный квартсекстаккорд
м. 3 + ч. 4
б. 3 + ч. 4
ч. 4 + б. 3
ч. 4 + м. 3

Зная интервальное строение обращений мажорного и минорного трезвучий и положение в них основного звука, легко построить заданный аккорд.

Например, требуется построить от звука ре мажорный секстаккорд

получили секстаккорд Си-бемоль мажора.

Требуется от звука ре построить минорный квартсекстаккорд:

получили квартсекстаккорд соль минора и т.п.

Другая технология, возможно, помедленнее, но основывается не на вызубривании таблицы выше, а на полном понимании происходящего. Если Вы заставите себя следовать ей с самого начала, то в последствии будете намного легче ориентироваться в сложной гармонии. Эта технология пошаговая.На этом же примере (построение мажорного секстаккорда от ноты «ре») шаги будут такие:
1. Если «ре» — нижний звук искомого секстаккорда, то «ре» — его терция;
2. Если «ре» — терция, то прима того же аккорда находится большой терцией ниже (большая — потому что требуется мажор). Следовательно, прима будущего аккорда — нота «си-бемоль»;
3. Прима и терция нам уже известны, находим тон квинты: то есть, отмеряем чистую квинту вверх от примы. Получаем ноту «фа»;
4. Полученные три ноты — «си-бемоль», «ре» и «фа» располагаем на линейках в любом порядке, только чтобы нота «ре» была самой нижней в аккорде. секстаккорд построен. Повторим, эта технология поначалу выполняется медленнее — сначала мы находим ноты, из которых аккорд должен состоять, а только потом эти ноты располагаем на линейках в нужном порядке. Но при этом мы полагаемся не на заученную таблицу (которую нетрудно и забыть!), а на полное понимание сути. Это надежнее, и в итоге — все равно эффективнее, поверьте!

Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий.

На всех ступенях мажора и минора можно построить трезвучия. Если построить эти трезвучия на всех ступенях гаммы натурального мажора и используя ТОЛЬКО ноты этой гаммы, мы видим, что три из них (на главных ступенях I, IV и V) — окажутся мажорными трезвучия. Каждое трезвучие имеет самостоятельное название (происходящее от названия ступени, на которой оно построено).

Трезвучие I ступени называется тоническим,
трезвучие IV ступени — субдоминантовым,
трезвучие V ступени — доминантовым.

Эти трезвучия ярче всех других выражают ладовые функции (то есть взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков), поэтому они называются главными трезвучиями и обозначаются так же, как и главные ступени, T, S, D:

Построив трезвучия на всех ступенях натурального минора, мы видим, что в противоположность мажору, главными трезвучиями минора оказываются минорные трезвучия. Они обозначаются как и главные трезвучия мажора, но малыми буквами t, s, d:

Как видим, мажорное или минорное наклонение трех главных трезвучий ладу СОВПАДАЮТ с наклонением самого лада.

Строение главных трезвучий в гармонических видах мажора и минора отличается от натуральных видов. В мажоре от понижения VI ступени образуется минорное субдоминантовое трезвучие, придающее гармоническому мажору более мягкий характер, а в миноре от повышения VII ступени образуется мажорное доминантовое трезвучие, приносящее собою в минор некоторые черты мажорного лада:

Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической основой лада, они широко применяются в музыке, поэтому необходимо знать их простейшие соединения.

Соединением аккордов называется последовательность их при плавном движении голосов (голосоведении). Под «голосом» мы подразумеваем один звук аккорда. При восприятии музыки любой человек подсознательно отслеживает горизонтальные связи между этими голосами. То есть, оценивает, как соединяется верхний звук одного аккорда с верхним — другого; средний — со средним и т.д. То есть, музыка рефлекторно воспринимается как подобие некоего хора, где каждый голос исполняется живым человеком. Так вот, «голосоведением» называется манера композитора в обращении с каждым голосом в отдельности. При хорошем голосоведении ВЫ можете прямо-таки извлечь любой голос из недр аккорда и исполнить его как самостоятельную мелодию. Если голосоведение было продумано хорошо, то любой голос звучит гладко, поется легко, не содержит резких скачков.

Последовательность, образованная несколькими аккордами, называтся гармоническим оборотом.

Рассмотрим примеры простейших соединений главных трезвучий и их обращений:

Здесь показано соединение аккордов лишь в их простейшем, «лабораторном» виде. В реальной музыке, конечно, композитор имеет дело чаще всего с намного большим числом голосов, но принцип соединения все-таки продолжает работать и здесь. Сколько бы голосов ни участвовало в аккорде, при соединении следует стремиться к плавному, без скачков, движению КАЖДОГО голоса в отдельности.

Позже мы познакомимся с побочными трезвучиями мажора и минора.

План-конспект урока по сольфеджио на тему «Главные трезвучия лада»

План-конспект урока по сольфеджио на тему «Главные трезвучия лада» в помощь начинающим преподавателям в изучении начала гармонии в музыкальной школе.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по сольфеджио на тему «Главные трезвучия лада»»

МАУ ДО «ДШИ Задонского муниципального района»

План-конспект урока по сольфеджио в 3-м классе

« Главные трезвучия и его обращения».

Преподаватель: Комова Алла Васильевна

Цель: развитие гармонического слуха обучающихся.

— формирование навыков чистого интонирования трезвучий и их обращений в тональности;

— формирование навыка игры на фортепиано главных трезвучий и их обращений в различных тональностях;

— формирование навыка пения с листа;

— развитие музыкальной памяти на примере записи музыкального примера.

Оборудование: Лазерный проектор, ноутбук, музыкальный центр, фортепиано, доска.

Организационный момент. (3 мин.)

Проверка домашнего задания.

— На дом вам был задан номер, который включал в себя ритм . Давайте внимательно посмотрим на него и проанализируем. Назовите тональность, размер.

— Настроимся на тональность нотного примера, споём трезвучие, и разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые.

— Сначала все вместе простучим ритмическую фигуру. Далее проговорим в ритме названия нот и одновременно простучим ритмическую фигуру. Далее все вместе с тактированием пропоём мелодию. Последний этап: стучим ритм и пойм мелодию отдельно каждый учащийся.

Далее исполнение домашнего номера учащимися. (10 мин.)

Работа с главными трезвучиями лада.

Показ презентации: (10 мин.)

— Давайте вспомним, что называется главными ступенями лада, главными трезвучиями лада. На каких ступенях они строятся, назовите их обращения.

— Главные трезвучия лада – это трезвучия, которые стоят на I, IV, V ступенях. На I ступени строится тоническое трезвучие, на IV – субдоминантовое трезвучие, на V – доминантовое. У каждого трезвучия есть два обращения: секстаккорд и квартсекстаккорд. Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз. Тонический секстаккорд строится на III ступени, тонический квартсекстаккорд – на V. Субдоминантовый секстаккорд строится на VI ступени, субдоминантовый квартсекстаккорд – на I. Доминантовый секстаккорд строится на VII ступени, доминантовый квартсекстаккорд — на II.

Далее учитель вызывает учащихся к инструменту, называет тональность (ре мажор, ля минор). В предложенной тональности учащийся должен быстро сыграть главные трезвучия лада с обращениями. (7 мин.)

Пение 3х-голосно последовательностей в тональностях ре мажор Т-S64- D6- Т; в тональности ля минор Т6- S- D64- Т6. (7 мин.)

Домашнее задание: Запишите последовательности Т-S64- D6- Т; Т6- S- D64- Т6 в тональностях ми минор, Ре мажор, пойте построенные последовательности. Записать нотами частушку в тональности Ре мажор и играть аккордовое сопровождение к ней (S-S, T-T, D-D, T-T, мелодию пойте. (3 мин.)

Аккорды в тональности — таблица с примерами и описаниями, последовательность аккордов в тональности

Начинающие музыканты часто используют один и тот же набор аккордовых последовательностей. Но вскоре юный гитарист замечает, что его композиции звучат однообразно и похожи друг на друга. Тогда он задается мыслью, а какие еще гармонии можно использовать для создания несложных песен или инструменталов. На помощь приходит информация об интервалах и созвучиях, которые они образуют. Особенно в этом может помочь таблица тональностей аккордов (её вы увидите на рисунках).

Виды аккордов

Ознакомимся с принципами построения как знакомых, так и малоизвестных (для новичков). Обозначения:

  • Т – Тоника;
  • 3 – Терция;
  • Б – Большая (2 тона);
  • М – Малая (1,5 тона).

Мажорные

Традиционно их звучание характеризуется как возвышенное и радостное. За счет чего образуются эти «солнечные» звуки? Чтобы получить мажор, нужно сочетать Т – Б3 – М3.

Например, в C-Dur (до-мажор) это будет C – E – G.

Минорные

Минорные соотносятся с тоской, печалью, грустью. Их можно построить, опираясь на последовательность интервалов Т – М3 – Б3.

Пример, в С-moll (до-минор) это будет выглядеть как C – Eb – G.

Уменьшенные

Уменьшенные в тональности обозначаются знаком dim.Строить их можно как от натуральных трезвучий, так и от септаккордов. Главное, соблюдать правильное построение.

Для обычных аккордов используется комбинация 1 – 3 – 5. А dim-трезвучия можно сформировать за счет уменьшения большего интервала. Это говорит о том, что вместо стандартного Т – Б3 – М3 будет использовано Т – М3 – М3.

Например, уменьшенный аккорд в «ля» будет выглядеть таким образом: A – C – Eb.

Аккорды с задержанием

Sus-аккорды – это особый тип трезвучий, внутри которых минорная или же мажорная терция заменяется на другой интервал. После подобной замены звук меняется, приобретая нейтральное звучание.

  • sus₂ – в данном случае цифра 2 означает, что терцию заменили на секунду, то есть, вторую ступень;
  • sus₄ – здесь же терция была заменена на кварту, то есть, 4 ступень.

Пример построения аккордов с задержание в до мажоре Csus2: C – D – G. Как это произошло? В обычном мажорном трезвучии были бы такие ноты C – E – G. Но в задержанном аккорде мы меняем 3 ступень (E) на вторую (D), то есть, на секунду. Как раз цифра «2» и указана в самом названии Csus2.

По аналогии строится Csus4: C– F – G (сменили 3-ю на 4-ю ступень, на кварту).

С надстройками

Самая объемная группа. Аккорды с надстройками еще именуют слешами. Это такие же трезвучия, но к ним музыкант добавляет еще одну дополнительную тонику из другого аккорда.

Одним из распространенных примеров является септаккорд, в котором к трезвучию добавляется ещё один звук. Также можно встретить перемещение 2, 5, 9 и даже 11, 13 ступеней. Как правило, ступени присоединяют на гамму выше, чем у основного трезвучия.

Тональность и ее ступени

Опытные музыканты уже знают, какие гармонии лучше поставить в той или иной тональности. Для начинающих часто является загадкой, почему играется именно эта гармония, а не другая. В музыке есть некоторые элементы математики. Присутствуют «формулы» в виде таблиц и последовательностей.

В каждой гамме есть ступени – от 1 до 7. Скажем, известная каждому схема «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» является ступенями До-мажорной гаммы. Дело в том, что для гармоничного звучания необходимо использовать ноты, которые входят в определенную тональность.

Ступени всегда начинают считать от тоники – она самая главная и устойчивая в ладу (основа аккорда). В До-мажоре будут ноты CDEFGAB, но в соответствии с кругом тональности, их же можно будет встретить и в Ля-миноре, только в иной последовательности.

Разумеется, бывают отклонения от нормы, многие жанры музыки шагнули за рамки классической гармонии. Но для начала хорошо изучить стандартные таблицы.

Как определить тональность песни? Ответ у нас на сайте в статье по ссылке.

Аккорды входящие в тональность – таблицы

На приведенных таблицах наглядно обозначена последовательность аккордов в тональности. Также указаны ступени, на которых они строятся. Таблицы удобны, прежде всего, для транспонирования мелодий. Также подойдут и для сочинения собственной музыки на начальных этапах.

Мажор

Минор

Паттерны аккордов в тональности

Взглянув на приведенные таблицы, можно выделить закономерности. Они помогают запомнить материал и вспомнить, куда и что нужно применить, не заглядывая в шпаргалку. Первое, что нужно усвоить начинающему гитаристу – в тональности присутствуют как мажорные, так и минорные аккорды. Чтобы более подробно разобраться во всем, стоит взять самые простые тональности До-мажор и Ре-минор.

Мажор

Устойчивые ступени в До-мажор (dur) – 1, 4, 5 – на них располагаются мажорные аккорды (такие же как и сами тональности).

  • 1 – dur;
  • 4 – dur;
  • 5 – dur.

Неустойчивые – 2, 3, 6 – на них минорные гармонии (moll):

  • 2 – moll;
  • 3 – moll;
  • 6 – moll.

На 7 (вводный тон) – уменьшенный.

Минор

Здесь несколько сложнее:

  1. На устойчивых – 1, 4, 5 – минорные аккорды.
  2. На 3 ,6, 7 – мажорные.
  3. И на 2-ой – уменьшенный.

На примере тональности D минор:

Возможные исключения

Не всегда обязательно ставить тот или иной аккорд на своё место. В некоторых случаях вы можете произвести замену. Но это возможно только в мажорных тональностях.

Так, чтобы сделать подобную замену, нужные трезвучия должны располагаться на 2-3 ступенях лада. Тогда получится вместо минорного аккорда сыграть мажорный, и при этом он будет подходить к тональности.

Использование аккордов с надстройками

При повторном круге гаммы (уже после 7 ступ-ни) находятся надстройки – 9, 11, 13. Их можно использовать для создания нон, децим и ундецим аккордов. Но важно помнить, что ноты обязательно должны входить в тональность.

Примеры аккордовых прогрессий

Для новичка показательными будут следующие примеры аккордовых прогрессий в тональности:

  1. Мажор: E – A – D, C – F – G — Hdim.
  2. Минор: Am – Fdim – Dm – Em, Em – E7 – Am – H7.

Заключение

Аккорды в тональности – не сложная тема в музыкальной грамоте. Здесь самое главное разобраться в том, какие есть ступени в тональности, запомнить основные интервалы, а также принцип построения трезвучий. Новичку может показаться эта тема сложной, потому ему в помощь идут специальные таблице. Выучив их, можно строить собственные трезвучия, добиваясь уникального звучания.

А как вы учились нотной грамоте? Самостоятельно или посещали музыкальную школу? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять.

Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.

Как построить аккорды в тональности.

Функции аккордов в тональности (тоника, субдоминанта, доминанта).

Аккорды. Виды и принцип построения.

Лады народной музыки для современного музыканта

Многие современные музыканты используют в своей деятельности лады народной музыки и даже не догадываются об этом. Разбираемся вместе в различных ладах и тонкостях их изучения.

Музыкальный лад — это, по сути, связь звуков. В музыке их существует множество. Мы же детально расскажем о натуральных ладах — ладах народной музыки.

Во время обучения теоретическим основам импровизации в колледже культуры и искусств мне понравилась фраза: «все натуральные лады народной музыки параллельны друг другу». Что это значит?

Все лады, сыгранные в одной диатонической гамме, – ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский – состоят из одних и тех же звуков, расположенных в разном порядке. Это напоминает параллельные мажор и минор, который состоят из одних и тех же нот, но начинаются с разных звуков.

Названия ладов пришли к нам из Греции и немного изменялись с течением времени. Мы же ориентируемся на современные варианты — именно они и используются активнее всего.

Ионийский лад

Он же натуральный мажор. Ионийский лад ДО состоит из известной последовательности нот – до ре ми фа соль ля си – без альтераций в виде диезов или бемолей.

Ионийский ЛЯ имеет альтерации (три – фа, соль и до), также как и МИ (четыре – соль, фа, до, ре) и т.д. ДО ионийский расположен по белым клавишам фортепиано от ноты ДО до ноты ДО. Тоновая формула лада: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Звучание ионийского лада очень светлое, праздничное. «Jingle bells», «We wish you a merry Christmas», «Twinkle twinkle little star» – примеры простых мелодий, написанных с использованием этого лада.

Мои попытки импровизации на первых этапах игры на гитаре начинались именно с этого лада. Познакомиться с этим ладом можно очень просто: найдите сборники по сольфеджио для музыкальной школы, откройте раздел о натуральном мажоре и поиграйте или спойте все мелодии. В учебнике по джазовой импровизации Манилова и Молоткова рекомендуют: всё, что вы играете на инструменте, сначала нужно пропеть. Имеется в виду не академическое, эстрадное или фольклорное пение с правильным резонированием, дыханием и певческой позицией, а внятное в римтически-звуковысотном смысле пропевание нот с их названием (сольмизация) или просто каким-то одним звуком (интонирование или скэт).

Это очень важно, ведь у каждого лада есть характерное звучание. Поэтому, спев натуральный мажор как звукоряд, а также спев мелодии, написанные в этом ладу, вы получите глубокое понимание лада. Это важнее, чем сухое знание строения и корректной аппликатуры при игре. Ощущение лада даст вам возможность использовать его в нужном контексте при аранжировке или импровизации.

Как я уже писал в своей статье об основах импровизации, очень важно играть ритмично, а точнее, ритмизированно.

Если вы инструменталист, то, узнав формулу лада, спев его и мелодии, разучите одну-две типовые аппликатурные модели лада для вашего инструмента. Дальше используйте секвенсор или найдите минусовую фонограмму в ДО ионийском или ДО натуральном. Попробуйте поиграть фразы длиной в один-два такта, состоящие из знакомых вам ритмических шаблонов. Поиграйте четвертями, потом восьмыми, потом шестнадцатыми, галопирующим рисунком, пунктиром и их сочетаниями. Самое главное – контролируйте ритмику и метроритм того, что вы играете. Попрактиковавшись какое-то время, вы почувствуете звучание лада и сможете освоить его полностью.

Дорийский Лад (DORIAN MODE)

С ноты ре и до следующей ноты ре, двигаясь только по белым клавишам, расположен дорийский лад (дорийский минор). Он состоит из нот: ре ми фа соль ля си до ре. Формула лада: тон-полтона-тон-тон-тон-полтона-тон.

С фонической точки зрения, у этого лада минорный колорит с мажорным оттенком. Если сыграть его как звукоряд от тоники до тоники, то звучание получится минорным, но не грустным, а мягким. В дорийском ладу написана известная мелодия «APACHE» группы The Shadows и соло в песне группы Shocking blue «Venus». Дорийская мелодика и аккордика распространена в современной музыке – ее можно встретить у Земфиры, «Пинк Флойд», «The Beatles», группы «Машина Времени» и т.д.

Дорийский лад можно отнести к «модным» ладам. Его любят использовать современные композиторы, сонграйтеры, аранжировщики и джазовые музыканты. Импровизация в дорийском ладу отлично подходит для игры на лаундж-вечеринках, фоновой музыки, ненавязчивой коктейль-мьюзик и т.д. Хорош этот лад и в блюзовом, и в блюз-роковом контексте. Поэкспериментируйте с ним, поиграйте ряд мелодий, поимпровизируйте и определите, с чем он у вас ассоциируется и в каком контексте его уместнее всего использовать.

Фригийский Лад (PHRIGYAN MODE)

С ноты ми и до ноты ми, по белым клавишам фортепиано, расположен фригийский лад. Его иногда называют фригийским минором из-за минорной терции или «испанским» (не путать с гаммой фламенко). Он состоит из таких нот – ми фа соль ля си до ре ми. Его формула: полтона-тон-тон-тон-полтона-тон-тон.

В отличие от дорийского лада, фригийский мрачнее натурального минора. Этот лад подходит для создания печального звучания. Во фригийском ладу написана, «Песнь Варлаама» Мусоргского. Этот лад часто используется в металлических направлениях из-за своего колорита.

Поэкспериментировав с этим звукорядом, вы сможете составить личное представление о фонизме, характере, ауре и образе лада и решите, где и когда вам его применять. Сравнивая дорийский и фригийский лады можно сказать, что дорийский лад как бы просветляет и «мажорит» минор, а фригийский – мрачнит и «минорит» ещё больше.

Лидийский Лад (LYDIAN MODE)

Лидийский лад, сыгранный по белым клавишам фортепиано, состоит из нот – фа соль ля си до ре ми фа. Формула лада – тон тон тон пол тона тон тон пол тона.

Первые три ноты расположены друг от друга на расстоянии тона, что немного роднит лад с целотонной гаммой по звучанию. Лидийский лад звучит просторно и широко. Он ещё более мажорный натурального мажора. Этот лад любит использовать в своих композициях известный американский гитарист Джо Сатриани. Экспозиция его «Flying in a blue dream» состоит из фраз, сыгранных в лидийском ладу от различных тоник. Этот лад также можно отнести к «модным» ладам. Он не был в ходу ни в венской классике, ни у композиторов-романтиков. Я бы отнёс его к звукорядам, подходящим большим сценическим концертам.

Миксолидийский Лад (MIXOLYDIAN MODE)

Звукоряд с «мажорным» звучанием. Его ноты по белым клавишам – соль ля си до ре ми фа соль. Формула лада: тон-тон-пол тона-тон-тон-пол тона-тон.

Если проводить параллели с минорными ладами (дорийским и фригийским), то можно сказать, что этот лад звучит не так празднично. Миксолидийский лад часто используется тем же Джо Сатриани. Первая часть его композиции «Summer song» написана в миксолидийском ля.

Лад используют в современной блюзовой импровизации, рок-музыке и поп-музыке. Миксолидийский лад хорошо бы подошел для импровизации в песне «Tequila» группы «The Champs», «After dark» группы «Tito and tarantula». Использование миксолидиской, пониженной (относительно натурального мажора) седьмой ступени характерно для рифов группы AC/DC, роковых номеров The Beatles, Queen, Rolling Stones и т.д.

Снова поем лад, мелодии, ритмизировано импровизируем, ощущаем колорит и образ. Если вы гитарист, попробуйте поиграть его на чистом звуке и на различных перегрузах. Для клавишников было бы лучше использовать различные тембры, так как краска каждого лада может быть подчеркнута и тембрально.

Эолийский Лад (AEOLIAN MODE)

Один из основных ладов, натуральный минор. По белым клавишам состоит из таких нот – ля си до ре ми фа соль ля. Формула лада: тон полтона тон тон полтона тон тон.

Несмотря на «минорность» лада, он звучит достаточно мягко и лирично. Для создания трагического настроения композиторы и авторы песен используют альтерированные варианты – например, гармонический или дважды гармонический.

В натуральном миноре написано много народных песен — известная русская «Во поле берёза стояла» или украинская «За світ встали козаченькі». Стоит упомянуть и мелодию «Greensleeves», которая существует в двух вариантах – с альтерациями и без. К слову, большая часть песен группы «Кино» написана Виктором Цоем именно в эолийском ладу.

Локрийский Лад (LOCRIAN MODE)

Локрийский лад — один из самых редко используемых в популярной музыке, но часто встречающийся в стилях металлической сцены. Нотный состав по белым клавишам: си до ре ми фа соль ля. Формула лада: пол тона тон тон пол тона тон тон тон.

Этот лад используют редко, ведь на первой ступени звукоряда нельзя построить тоническое трезвучие – ни мажорное, ни минорное. Тональность будет непонятной, и неподготовленному слушателю такое звучание покажется странным. Однако большое количество металлических риффов, риффов в стиле трэш-метал, индастриэл, дэз- и блэк-метал строится именно на этой последовательности нот. Из всех «минорных» ладов у этого — самый мрачный колорит. Я обращаюсь к такому звукоряду, когда хочу сочинить «злой и жёсткий» гитарный рифф. Найти мелодии, написанные в данном ладу, будет непросто, но риффов есть много.

Мы рассмотрели лады, построенные последовательно на ступенях диатонического мажора – до ионийский, ре дорийский и т.д. Конечно, каждый из этих ладов может быть построен от любой ноты. Грамотный музыкант должен с лёгкостью уметь перечислить ноты, входящие в состав, например, ля фригийского, и тут же перечислить ноты ля дорийского и т.п.

Для этого есть два пути. Первый — использование тоновой формулы, о которой мы говорили в каждом из пунктов.

Второй подход немного другой. Все эти лады можно разделить на две категории – мажорные и минорные. Хорошо зная строение натурального лада от любой ноты, можно строить любой из ладов народной музыки, соотнося их с натуральным мажором или минором.

Ниже приводим подсказку: дорийский лад (минорный лад) – натуральный минор с повышенной на полтона 6-й ступенью; фригийский лад (минорный лад) – натуральный минор с пониженной на полтона 2й ступенью; локрийский лад (минорный лад) – натуральный минор с пониженными на полтона 2й и 5й ступенями; лидийский лад (мажорный лад) – натуральный мажор с повышенной на полтона 4й ступенью; миксолидийский лад (мажорный лад) – натуральный мажор с пониженной на полтона 7й ступенью.

Отличный способ запоминания колорита ладов — их игра в сопоставлении друг с другом на остинатный бас. Запишите в секвенсор ровную басовую партию, состоящую из одной ноты. Для простоты введите её восьмыми нотами. Во время звучания поиграйте ритмичные фразы в один-два такта в каких-либо контрастных ладах. Несмотря на неизменность аккомпанемента, звуковая картина будет получаться разной даже при использовании одинаковой ритмики для обоих ладов. Экспериментируя, пропевая все, что вы играете, вы постепенно сформируете четкое представление о каждом из ладов.

Множество музыкантов, особенно гитаристов, ограничиваются буквально двумя-тремя звукорядами (мажор, минор, пентатоника). Со временем вся их композиторская и импровизационная деятельность становится шаблонной и предсказуемой. Они сами начинают уставать от собственного звучания. Знание даже небольшого количества ладов станет толчком к развитию и круто прокачает ваши музыкальные навыки, так что не стоит ограничивать себя. Вовсе наоборот — дайте себе простор для развития, изучайте и используйте разные лады и совсем скоро вы увидите, как сильно эти знания могут повлиять на ваше звучание.

Как построить главные трезвучия лада

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? — люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической «сущности».

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) — некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении — колледже) — даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику «СОЛЬФЕДЖИО». Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.


ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет «Элементарная теория музыки» в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — музыкально-теоретическая дисциплина, изучающая строение музыкального произведения. В музыковедении сложилась традиция рассматривать музыкальное произведение как особую художественную систему, содержательное целое, в котором объединены, соподчинены, композиционно оформлены и взаимодействуют различные музыкально-выразительные средства — элементы, стороны музыкального произведения. Каждый из этих элементов (мелодия, гармония, контрапункт и т. п.) может стать предметом специального аналитического исследования (анализ гармонический, полифонический, ритмический, анализ формы и так далее). Взаимодействие всех сторон (звуковой, интонационной, композиционной) музыкального произведения изучает так называемый целостный Анализ музыкальный: произведение рассматривается в единстве содержания и формы, теоретических и исторических ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственно музыкальных средств и словесного текста.

ГАРМОНИЯ (греч. — связь, порядок; строй, лад; слаженность, соразмерность, стройность). Термин «Гармония» в музыке включает ряд значений: приятная для слуха слаженность звуков; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование; Гармонией также называется научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Понятие Гармония применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т. п., конкретного музыкального стиля (напр., «гармония барокко», «гармония Прокофьева»), а также в значении «аккорд», «созвучие».

РЕШЕБНИКИ ПО ГАРМОНИИ — возможные варианты решения задач по музыкальной гармонии.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА — так обычно называют все музыкальные произведения в их совокупности: произведения, созданные различными композиторами в разных странах. Термин этот употребляется так же, как, например, «специальная литература», «справочная литература», «научная литература». Существует и другое значение этого термина: так называется предмет, вернее, учебная дисциплина, которую изучают в старших классах музыкальных школ и в музыкальных училищах. В программу музыкальной литературы входят биографии крупнейших композиторов, отечественных и зарубежных, знакомство с их творчеством, а также подробное изучение отдельных наиболее известных, наиболее важных сочинений. Разбор музыкальных произведений. Жанры музыки. Биографии композиторов-классиков.

Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием

Аккорды в тональности. Общая информация

Когда начинающие гитаристы пытаются сочинить собственную песню, то почти наверняка сталкиваются с вопросом – какие аккорды подобрать для нее? Очень часто они действуют интуитивно, используя уже знакомые паттерны из известных им песен. Однако в какой-то момент все их композиции становятся похожими друг на друга, и перед новичком встает вопрос – а как вообще подбирать аккорды в тональности? В этой статье содержится подробный ответ на этот вопрос, а также все необходимые материалы, чтобы полностью разобрать данную тему.

Виды аккордов

Для начала стоит вспомнить о построении аккордов и их видах.

Мажорные

Это трезвучия, имеющие «радостное», «торжественное» звучание. Они выстраиваются по схеме «тоника – большая терция – малая терция». То есть, аккорд C имеет в себе ноты До – Ми – Соль. Именно от них и происходит изменение ступеней и, как следствия, звучания трезвучия.

Минорные

«Печальные», «грустные» аккорды. На письме они обозначаются буквой m рядом с играющей нотой. Данные трезвучия выстраиваются по схеме «тоника – малая терция – большая терция». Аккорд Cm имеет ноты До – Ми♭ — Соль.

Уменьшенные

Или аккорды dim . Уменьшенные аккорды могут быть только минорными, поскольку в них отсутствует характерная мажорная большая терция. Свое название они получили, поскольку выстраиваются по принципу «тоника – малая терция – малая терция». То есть, аккорд Cdim содержит ноты До – Ми♭ — F#

Аккорды с задержанием

Обозначаются как Sus . Они нейтральны по своему звучанию, и возможны в двух видах – Sus2 или Sus4, в зависимости от того, какая из ступеней поднимается. По аналогии с другими примерами, Csus2 имеет ноты До – Ре – Соль, а Csus4 – До – Фа – Соль.

С надстройками

Помимо этого, существует огромное количество аккордов, не подразделяющихся на какие-то группы. Они выстраиваются от уменьшения, увеличения, или добавления дополнительных ступеней в уже имеющееся трезвучие. Самый классический пример – септаккорд, который образуется при помощи добавления четвертой ноты в уже известное трезвучие. Кроме этого, можно увидеть кучу других примеров, с поднятой пятой, второй, и даже девятой или тринадцатой ступени – это уже джаз.

Тональность и ее ступени

Аккорды, входящие в тональность, неотделимы от ее ступеней. Их семь – и, по факту, это ноты, входящие в нее, выстроенные по определенному принципу. Они обозначаются римскими цифрами. Ступени всегда считаются от тоники – основной ноты тональности, и, как следствие, основного аккорда. Например, в тональности До-мажор будут следующие ноты – CDEFGAB. Те же самые ноты будут и в тональности Ля-минор, поскольку в соответствии с кругом тональности , они являются параллельными – то есть, содержат одинаковые звуки, но в разных последовательностях.

Соответственно, первая ступень в До-мажоре – это C, вторая – D, и так далее. Знание того, какие звуки содержатся в той или иной тональности, сильно поможет вам в дальнейшем подборе нужных аккордов.

Аккорды входящие в тональность – Таблицы

Ниже представлены две таблицы с аккордами в тональности, одна – для мажорных, другая – для минорных. Используя ее вы сможете гораздо проще и быстрее сочинять композиции, а также в скором времени запомнить, какие трезвучия какой тональности соответствуют.

Мажор

Минор

Паттерны аккордов в тональности

Как можно увидеть из таблицы, все аккорды в тональности подчиняются определенному паттерну. Тональность включает в себя как минорные, так и мажорные аккорды, и вам достаточно запомнить, как они идут друг за другом, чтобы точно знать, какое трезвучие сыграть в тональности в данный момент. Для примера мы возьмем тональность C мажор и D минор.

Мажор

Мажорный паттерн выглядит следующим образом, отталкиваясь от ступеней:

То есть, в классическом До-мажоре, аккорды распределены таким образом:

Особый интерес представляет собой аккорд Bdim. Дело в том, что стоит он здесь не случайно. Он построен таким образом, что именно внутри него все ноты соответствуют тональности До Мажор – B D F.

Минор

Минорный паттерн выглядит следующим образом:

На примере тональности D минор:

Возможные исключения

Стоит сказать о том, что при необходимости вы всегда можете вставить аккорд, который на первый взгляд не должен находиться в тональности. Для этого нужные трезвучия должны находиться на второй и третьей ступени – тогда вместо минорного аккорда можно сыграть мажорный, и оно будет походить. Однако это исключение работает только в мажорных тональностях.

Использование аккордов с надстройками

Если в песне используется септаккорд, вы всегда можете изменить его, добавив вместо седьмой ступени девятую, или любую другую. Аккорды с надстройками также можно использовать и как часть гармонии, главное, чтобы все ноты входили в тональность. Это разнообразит ваши аккордовые последовательности .

Примеры аккордовых прогрессий

Мажор

Am7 – D7 – Gmaj7 – именно так, это все еще мажор. В данном случае тоника – это G, а последовательность построена от джазового стандарта II – V – I.

Минор

Заключение

Для того чтобы правильно построить аккорды в тональности, требуется знать, какие в ней ступени, а также стандартные паттерны минорых и мажорных трезвучий. Пользуясь этими знаниями, а также таблицами, вы сможете без проблем сочинять интересные композиции, дополняя их необычными аккордами и добиваясь своего уникального звучания.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

  1. Родственные тональности. Как определить родство тональностей для мажора и минора
  2. Джазовые аккорды на гитаре. Последовательности и обозначения джазовых аккордов с практическими примерами.
  3. Dim аккорды на гитаре. Подробное описание теории с практическими примерами
  4. Построение аккордов на гитаре. Таблица и формулы строения аккордов.
  5. Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.

Альберт Гастинов

19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”

Большое спасибо! Отличная статья!

Почему в таблице Db и С# как отдельные тональности, это же одна нота?

Это называется Энгармонизм. Когда мы имеем две ноты с различными знаками альтерации (или их отсутствием в каких-то случаях) которые, по сути, на грифе это одна и та же нота. Все дело в формуле построения самой гаммы. Здесь у нас мажорная гамма построенная так Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Следовательно, если вы построите ее от нот D♭ и C#, то вы получите разные ноты и это также отразится на построении самим аккордов. В общем, это в основном касается только теоретической части, на звучании это не отразится.

Я не понимаю от чего зависит минорность или мажорность аккорда в той или иной тональности, вот 1, 4 и 5 ступени обычно мажорные либо минорные. Чем это объясняется?

Здравствуйте. Мажорность и минорность зависит от интервалов, по которым строятся трезвучия. Отличие между минором и мажором заключается в следующем:

  1. Для мажорного аккорда при построении мы откладываем большую терцию от тоники (4 лада от тоники) + малую терцию (3 лада от III ступени). Если взять для наглядности аккорд До-мажор, то мы получим с вами его ноты До-Ми-Соль. Эти ноты находятся на I – III – V ступенях гаммы, которые мы построили по формуле описанной выше.
  2. Для минорного аккорда при построении мы откладываем малую терцию от тоники (3 лада от тоники) + большую терцию (4 лада от III ступени). Если возьмем аккорд Am то на ступенях I – III – V получим следующие ноты Ля-До-Ми.

Отвечая на ваш вопрос, от чего зависит мажорность или минорность, она зависит от первого построенного интервала от тоники. Если построена большая терция аккорд будет мажорный, если малая терция то минорный. Пятая ступень имеет интервал квинту от тоники в обоих вариантах.

Хочу еще добавить. От чего такая закономерность, что на 1-4-5 ступенях мы получаем мажорные аккорды, а на 2-3-6 минорные. Если взять для примера гамму До-мажор

C – D – E – F – G – A – B

и использовать формулы, которые написаны выше, то мы получим с вами аккорды, которые входят в эту тональность. Такая закономерность появилась из-за полутонов между нотами B-C и E-F.

Это я понял, а как объясняется конкретно то, что вторым аккордом в тональности до мажор я строю аккорд ре минор, третьим ми минор, почему не ми мажор например? Я вот про это. Как определить что строить на каждой ступени, минор или мажор? Я же от каждой ступени могу и ту ту формулу использовать и получится либо минор либо мажор.

Я вам как раз это и расписал. Из-за того что в любой гамме есть ноты между которыми полутон E – F и B – С, и складывается, что часть аккордов мажорные, а часть минорные.

Формула мажорной гаммы Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

Гамма До-мажор состоит из 7 нот C D E F G A B, каждая из которых находится на своей ступени, из количества следует, что их также семь.
Построим аккорд До-мажор, это I – III – V ступени данной гаммы, и он будет состоять из нот C – E – G. Интервалы между нотами C-E (большая терция 2 тона), между E – G (малая терция 1,5 тона). Т.к. в интервале между нотами E – G есть полутон (E-F) мы получаем интервал 1,5 тона. И таким образом у нас построен мажорный аккорд.

Дальше разберем ваш пример «Почему мы строим на II и III ступень Ре-минор и Ми-минор, а не мажорные аккорды?». Опять же вернемся к нашей гамме и отложим I – III – V ступени от ноты D (Ре). Получим следующие ноты D – F – A. В интервале между нотами D – F у нас есть полутон между нотами E – F, следовательно, всего между ними 1,5 тона, следовательно, это малая терция. А между нотами F – A полутонов нет, там 2 целых тона, т.е. большая терция. Т.к. между первыми двумя нота у нас построена малая терция и + большая терция, то мы получаем Минорный аккорд. Точно также со следующей ступенью гаммы До-мажор, с нотой E (Ми). Если в ней построить все аналогичным образом мы также получим минорный аккорд.

Это закономерность для любой Мажорной гаммы.

Надеюсь не запутал и вы сможете разобраться.

Мажорность или минорность зависит от способа звукоизвлечения, больше не от чего.

Натуральные лады в музыке

Во второй части статьи об основах теории музыки мы познакомились с понятием лада и тональности. Узнали, что такое звукоряд и гамма, рассмотрели два самых распространенных лада: мажорный и минорный. В этой статье речь пойдет о других разновидностях ладов, также применяемых в современной музыке. Они имеют свои отличительные черты и нюансы звучания.

Виды натуральных ладов

Натуральный (диатонический) лад — это семиступенный звукоряд, имеющий структуру мажорной гаммы, тоникой которого является одна из ее ступеней.

Теперь разберемся, что это значит. За основу основ возьмем мажорную гамму. Напомню ее формулу: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 . Для удобства возьмем тональность До мажор (C). Гамма будет выглядеть следующим образом: C D E F G A B. Теперь, если принимать поочередно за тонику каждую ступень этой гаммы, мы получим эти самые натуральные лады:

  1. C D E F G A B — ионийский лад или натуральный мажор;
  2. D E F G A B C — дорийский лад;
  3. E F G A B C D — фригийский лад;
  4. F G A B C D E — лидийский лад;
  5. G A B C D E F — миксолидийский лад;
  6. A B C D E F G — эолийский лад или натуральный минор;
  7. B C D E F G A — локрийский лад.

Формулы этих ладов приведем в таблице:

Название ладаФормула
Ионийскийб.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2
Дорийскийб.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2
Фригийскийм.2, б.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
Лидийскийб.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2
Миксолидийскийб.2, б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2
Эолийскийб.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2
Локрийскийм.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2

Все эти лады по характеру звучания будут являться либо мажорными либо минорными, кроме локрийского лада. Если основа лада — мажорное трезвучие, то лад будет мажорным, а если минорное , то минорным. Исключение — локрийский лад, в основе которого лежит уменьшенное трезвучие.

Аппликатуры всех натуральных ладов на грифе гитары представлены на рисунке. Сверху располагаются мажорные лады, а снизу минорные. А локрийский стоит отдельно.

Характерные ступени

Давайте же теперь разберемся, какие именно ноты придают тому или иному ладу свое характерное и узнаваемое звучание. Для каждого лада эти ноты свои. Начнем, пожалуй, с мажорных. Приведенные ниже производные, отличаются от натурального мажора всего одной ступенью, которая и будет характерной.

  • Лидийский мажор — лидийская кварта или четвертая повышенная ступень;
  • Миксолидийский мажор — миксолидийская септима или седьмая пониженная ступень.
  • Дорийский минор — дорийская секста (вторая ступень, повышенная относительно эолийского);
  • Фригийский минор — фригийская секунда (вторая ступень, пониженная относительно эолийского).

Ну а для локрийского лада, главная «фишка» это уменьшенное трезвучие в основе.

Параллельные тональности

Вы наверно уже заметили, что примеры диатонических ладов, указанные в начале статьи, все имеют одинаковый набор нот, только меняется тоника. Если взять какой-либо мажорный лад, то ему будет соответствовать минорный с таким же набором звуков. Такие тональности называются параллельными.

Параллельные тональности — парные тональности мажора и минора, имеющие одинаковый набор нот.

Чтобы определить какая тональность будет параллельной для мажора, нужно отсчитать от ее тоники малую терцию вниз (или 3 лада влево).

  • Эолийский параллелен ионийскому;
  • лидийский — дорийскому;
  • фригийский — миксолидийскому.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector