Vipmastertlt.ru

Журнал Автомобилиста
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт синхронизатора

Ремонт синхронизатора

Ремонт коробки переключения передач — задача не из лёгких и требует профессиональных знаний и навыков. Сегодня мы поговорим про ремонт синхронизатора, — ведь эта небольшая деталь очень часто выходит из строя и требует замены.

Синхронизатор — устройство, входящее в состав коробки передач многих автомобилей (ВАЗ 2110 в том числе), и являющийся её деталью, позволяющее сделать процесс переключения скоростей плавным, а происходит это посредством выравнивания скоростей вращения шестерни и муфты сцепления, тем самым исключая удары в момент переключения и уберегая от быстрого износа зубцов шестерни коробки передач.

Синхронизатор состоит из ступицы, которая неподвижно закреплена на валу, перемещаемой относительно ступицы подвижной муфты, шестеренок, блокировочных колец и обоймы сухарей. Смотрите видео про принцип работы механической коробки передач:

Возможные неисправности:

При длительном, а самое главное очень частом использовании коробки передач (такое бывает при езде по трудным дорогам, когда часто приходится переключать скорость), даже если ею правильно пользоваться может появиться шум в момент переключения скоростей, явно указывающий на неисправность синхронизатора. Чаще всего эта поломка говорит об износе резьбы канонических поверхностей блокировочных колец, на исчезновение зазора между торцом и венцом шестерни или на отсутствие трения между конусами муфты.

Ремонт синхронизатора представляет собой полную разборку с последующей заменой всех поврежденных деталей.

Для ремонта вам может понадобиться отвертка с прочной ручкой и плоским лезвием и пассатижи с тонкими губами.

Ремонт синхронизатора КПП ВАЗ 2110:

1. Прежде чем приступить к разборке, необходимо предварительно снять синхронизатор с вторичного вала.

2. Очень важно в самом начале отметить местоположение муфты (3) относительно ступицы (1) при помощи маркера или мела. Затем аккуратно снять муфту со ступицы. Снимайте предельно осторожно, чтобы под воздействием пружин не разлетелись в стороны сухари (2) вместе с шариками. Все извлечённые детали тщательно промойте в керосине и разложите на чистой и не замусоренной поверхности.3. Проведите внимательный и скрупулезный визуальный осмотр всех деталей: шлицов, ступицы, муфты (акцентируя свое внимание на торцах её зубьев) на наличие сколов и забоин. Кроме того так же внимательно осмотрите каждый сухарь, шарик и каждую пружину — их физическое состояние должно быть идеальным и на них не должно быть никаких видимых следов повреждений и грубых следов выработки, пружины не должны быть вытянутыми или слишком сжатыми. Не лишним будет проверить зазор между торцами кольца и венцом шестерни. При обнаружении дефектов на каких-либо деталях, замените их на новые, если же дефектов на столько много, что проще заменить синхронизатор целиком, то лучше всего сделать это.

4. После проделанных ремонтно-восстановительных мероприятий, перед заменой дефектных деталей, смажьте их моторным маслом. Установите муфту обратно на ступицу, ориентируясь по ранее установленной метке.

5. Если метки совпадут, то само собой получится, что проточки (их там три) на муфте совпадут с пазами ступицы.

6. Затем необходимо пружину фиксатора смазать литолом 24 и вставить её в отверстие паза ступицы.

7. В отверстие предварительно смазанного литолом сухаря положите шарик.

8. В паз ступицы вставьте, при помощи отвертки, сухарь с шариком, предварительно сжав пружину, при этом проточки (a) на сухаре должны оказаться снаружи, а сферическая (b) поверхность повёрнута к муфте.

9. При установке сухаря, постарайтесь, чтобы вставленный в него шарик попал в проточки на шлицах муфты, для этого протолкните его глубже.

10. При помощи отвертки направьте пружину в отверстие сухаря. Остальные фиксаторы должны быть установлены так же.

Видео про разборку и сборку устройства:

Профилактика:

Как правило, поломки и быстрый износ деталей синхронизатора связаны с грубой работой с рычагом переключений. Чтобы этого не допустить и продлить жизнь синхронизатора, переключение передачи скоростей необходимо делать плавно, без рывков.ВАЗ

Как отремонтировать коробку передач ВАЗ?

Коробка передач ВАЗ – это приспособление, входящее в состав автомобиля. Оно отвечает за изменение частоты и крутящего момента на ведущих колесах. Существуют различные виды приспособлений, чей ассортимент довольно обширен. Их внедряют в машины для эффективного и верного функционирования. Однако, иногда и АКПП выходит из строя. Не всегда требуется полная замена КПП ВАЗ, ведь есть шанс отремонтировать устройство своими руками. Ниже представлены инструкции, которые помогут выполнить ремонт коробки передач ВАЗ без лишних усилий.

Причины, по которым может потребоваться ремонт КПП ВАЗ

Пятиступенчатая коробка передач на автомобиль ВАЗ нуждается во вмешательстве при следующих ситуациях:

  1. При повышении шумности функционирования коробки ВАЗ. Эта проблема может быть спровоцирована различными обстоятельствами: износом зубцов на шестернях, зубцов на синхронизирующем механизме, усилением передвижения валов по оси. Подшипники также сильно изнашиваются, что может стать причиной шумов.
  2. При затруднениях во время переключения передач. Такая ситуация наблюдается из-за: изнашивания шарнира, находящегося внутри управляющего рычага, дефицита смазывающего вещества в коробке, из-за изменения формы селектора для переключения, возникновения заусенцев, деформации отдельно взятых элементов, попадания частиц грязи на штоки, шлицы муфты или ступицы, заклинивания подушки КПП ВАЗ, искажения конфигурации вилок для переключения с одной передачи на другую.
  3. Самопроизвольная деактивизация в процессе перемещения. Иногда это обусловлено изнашиванием выемов под шарики на штоках, неисправностью пружин в разнообразных фиксирующих механизмах. изнашивания зубцов, располагающихся на синхронизаторной муфте, проблемы с кулачкой (имеется в виду кулачковая система).
  4. Нечеткая активизация передач, из-за чего устройство выключается без постороннего вмешательства. В такой ситуации потребуется выяснить, как снять коробку на ВАЗ.
  5. Утечка масла из МКПП. Чаще всего это бывает спровоцировано ослаблением места присоединения картера сцепления и картера самой коробки, изнашивания сальников в коробке передач ВАЗ, ослабления крепления картерных крышек.

Иногда, чтобы обеспечить ремонт ВАЗ, потребуются запчасти и схема коробки передач, она актуальна, если у вас 4 ступка (речь идет о ступенчатой разновидности).

Как происходит разборка устройства?

Вне зависимости от того, в чем заключается проблема, нужно обзавестись набором инструментов, куда входят, прежде всего, разнообразные отвертки и специальный удлинитель, который необходим для получения доступа к некоторым гайкам.

При выполнении работы поможет схема КПП ВАЗ и представленная инструкция:

  1. Разберите механическое устройство: снимаем коробку и выжимной подшипник, который располагается на первичном валу КПП ВАЗ. Иногда снятие коробки не требуется. В таком случае этот этап можно просто пропустить. Проверьте наличие масла: если оно присутствует внутри, то его нужно удалить.
  2. При помощи отвертки подденьте вилочный чехол и отведите его в бок, он остался висеть на вилке. После этого разверните вилку под прямым углом. Нужно демонтировать ее вместе с чехлом. Открутите все гайки, расположенные изнутри, извлеките их, а затем снимите пружинные шайбы, находящиеся за ними. Переложите все удаленные предметы в сторону.
  3. Потяните за картер сцепления, отделив его от других элементов. Сразу же за данным устройством можно обнаружить уплотняющую прокладку, которую также нужно убрать. Не забудьте о том, чтобы снять пружинную шайбу. Ее легко обнаружить, ведь на данный элемент указывает специальная стрелка.
  4. При помощи подходящего ключа отверните гайки, закрепляющие нижнюю крышку на картере. Удалите гайки и шайбы, находящиеся за ними. После того, как эта процедура была завершена, уберите крышку. Используя отвертку, подденьте подкладку картера, уберите ее. Затем удалите гайки, фиксирующие подушку подвески мотора, снимите подушку с картера (она входит в состав комплекта с поперечиной).
  5. Используя специальные инструменты, отверните крепежный элемент, фиксирующий привод от прибора для измерения скорости. Как только вы сделаете это, уберите привод с картера. Переложите коробку на другой бок, при помощи гаечного ключа выверните активатор заднего светильника. После этого отверните болт, закрепляющий вилку для переключения передач.
  6. Потяните за механизм, связывающий рукоятку и шток (оно называется кулиса КПП ВАЗ) и перейдите на первую передачу. В некоторых случаях при демонтаже требуется активация двух передач. Благодаря этому действию валики, располагающиеся внутри корпуса, не проворачиваются. Подденьте специальным инструментом кольцо вторичного вала, чтобы убрать его. Отверните на несколько оборотов гайку, фиксирующую фланец муфты, переместите в бок кольцо и заверните обратно гайку.

Используйте инструкции, чтобы разобрать своими руками приспособление и обнаружить, в чем скрывается проблема. Разные изделия отличаются по своей конструкции, следовательно, переборка КПП Лада производится по другой схеме, нежели КПП у автомобиля ВАЗ. Коробка передач Лада требует особого подхода в процессе ремонта. Если у вас остались сомнение, попросите о помощи у человека, который уже разбирал такое устройство, как секвентальная коробка передач.

Ремонт коробки передач ВАЗ 2110 своими руками (видео)

Выполнить ремонт КПП на ВАЗ 2110 своими руками не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Вам придется вооружиться набором инструментов, необходимыми новыми деталями для замены старых, несколькими фото и видео для наглядности, а также руководством по эксплуатации и ремонту. Плюс рекомендуем ознакомиться с нашим материалом, который сделает сложные манипуляции гораздо проще.

Для начала не лишним будет изучить видео о ремонте коробки передач на ВАЗ 2110 своими руками. Это для наглядности, так скажем.

Устройство коробки

Чтобы разбираться в ремонте, сначала нужно понять принцип устройства коробки переключения передач, которая установлена на отечественном автомобиле ВАЗ 2110.


Устройство КПП

Принцип устройства заключается в следующем:

  1. Чтобы передачи переключались, работает в коробке первичный вал. Он состоит из блока шестерней, которые постоянное зацеплены с ведущими шестеренками от 1 до 5 передач (ведущие автомобиль вперед).
  2. Вторая вал оснащается ведущей шестеренкой главной передачи, на котором также располагаются синхронизаторы. Они отвечают за движение вперед ведомых шестеренок. В этом же месте расположился маслосборник и подшипник.
  3. К двухсателлитному дифференциалу «десятки» крепится через фланец коробки ведомая шестерня главной передачи.
  4. Привод включает в себя ручку для переключения, шаровые опоры, шток выбора, тяги, механизм для выбора передачи и механизм непосредственного переключения передач.
  5. Задача реактивной тяги заключается в предотвращении вылета скорости. Ее концы закреплены на опоре и двигателе.

Поэтапная инструкция

Необходимые инструменты

Перед тем как приступить к разборке КПП ВАЗ 2110, приготовьте все инструменты, которые вам потребуются по ходу ремонтных работ. То, что вам понадобится:

  • набор гаечных ключей;
  • молоток;
  • набор отверток.


Гаечный ключи


Молоток


Плоская и крестовая отвёртки

Этапы разборки КПП

Если вы решили заняться разборкой КПП вашего ВАЗ 2110, то можете промыть ее, но следите за тем, чтобы вода не попала внутрь агрегата.

  1. Возьмите ключ на «17» и открутите кронштейн, при помощи которого крепится мотор.
  2. Теперь вам нужно открутить заднюю крышку. Учтите тот факт, что крышка установлена достаточно плотно, так что вам придется немного ее подстучать, чтобы сдвинуть с места.
  3. Теперь вам нужно вдавить шток, чтобы включить скорость. Демонтируйте вилку пятой скорости.
  4. Далее, необходимо включить пятую передачу. Возьмите гаечный ключ и открутите гайки первичного и вторичного валов.
  5. После этого вам необходимо демонтировать пятую скорость в сборе. Сделав это, можно снять вилку, муфту, а также синхронизатор.
  6. Демонтируйте упорную шайбу и произведите разборку муфты.
  7. При помощи зубила и молоточка нанесите несколько ударов по первичному валу таким образом, чтобы между ведущей шестеренкой пятой скорости и корпусом агрегата возник небольшой зазор. Затем можно демонтировать ведущую шестеренку.
  8. Демонтируйте фиксаторы штоков и выкрутите стопорную пластину, снимите ее.
  9. Далее, вам необходимо пододвинуть упорную шайбу, а затем демонтировать ее вместе со втулкой.
  10. Возьмите отвертку и произведите демонтаж стопорного уплотнителя первичного и вторичного валов.
  11. Аналогичную операцию вам нужно провести по снятию задней передачи.
  12. Далее, открутите переднюю часть КПП ВАЗ 2110 и снимите ее, чтобы не мешала.
  13. Потом нужно открутить вилку переключений первой и второй скорости, предварительно приподняв шток. Аналогичные действия нужно провести с вилкой третьей и четвертой скорости.
  14. Демонтируйте шток пятой скорости, выведя его из механизма КПП.
  15. После этого следует вытащить из мест крепления оба вала.
  16. Демонтируйте дифференциал в сборе, после чего отсоедините и снимите устройство выбора скоростей. Снимите селектор КПП ВАЗ 2110.
  17. Теперь вам нужно снять и вытащить шток выбора скоростей.
  18. Далее, вытащите из мест крепления ролики подшипника вторичного вала, демонтируйте обойму подшипника.
  19. Снимите маслосборник.
  20. Демонтируйте сальники привода и выбейте обоймы подшипника дифференциала.


1. Гаечным ключом открутите кронштейн крепления ДВС.


2. Подстучите крышку, чтобы ее можно было легче снять.


3. Демонтируйте вилку пятой скорости.


4. Снимите пятую скорость в сборе.


5. Так выглядит муфта в разборе.


6. Далее, снимите стопорную пластину.


7. Произведите съемку втулки и шайбы.


8. Теперь можно снять переднюю крышку КПП ВАЗ 2110.


9. Демонтируйте маслосборник.
На этом разбор коробки передач автомобиля ВАЗ 2110 можно считать завершенным. Замените все вышедшие из строя компоненты КПП и соберите агрегат в обратной последовательности. Более подробно о разборе предлагаем вам посмотреть на видео.

Регулировка КПП

Далеко не всегда для налаживания работы коробки необходимо ее снятие. Хотя если предусматривается замена подшипников КПП или другие ремонтные мероприятия, простой регулировкой не обойтись.

Для «десятки» характерны ситуации, при которых скорости плохо переключаются, их попросту выбивает. Чтобы подобные ситуации исправить, конструкция включает в свой состав механизм по регулировке привода выбора передачи.

Регулировка требуется в нескольких ситуациях:

  • Недавно выполнялась замена подшипников первичного вала на ВАЗ 2110 или другой вид ремонта с обязательным снятием КПП;
  • Наблюдается постоянный вылет одной из скоростей;
  • Скорости переключаются туго, плохо, либо их выбивает непосредственно во время движения.

Если вы столкнулись с одной из подобных ситуаций, тогда регулировки будет не избежать. Хотя это лучше, чем демонтаж и полноценный ремонт коробки переключения передач. Выполняется операция следующим образом:

  1. Снизу автомобиля отыщите гайку с болтом, которые стягивают хомут крепления тяги КПП. Ее не нужно полностью снимать, а просто немного ослабить.
  2. Пазы тяги немного раздвигаются при помощи обычной отвертки, а также расширьте щель в хомуте. Так тяга будет легче передвигаться к штоку выбора скоростей. Шток нужно установить в нейтраль.
  3. Снимите чехол с ручки КПП.
  4. Согласно шаблону, выставьте рычаг — в окно накладки кронштейна для блокировки задней передачи устанавливается шаблон. Далее вводится упор оси рычага в имеющийся паз шаблона. Его нужно прижимать в поперечном направлении, но не прикладывать большое усилие.
  5. Теперь регулируется осевой люфт штока в заднем направлении, плюс настраивается осевой люфт при помощи поворота налево.
  6. Хомут ставится на место, оставляя пространство до конца тяги в несколько миллиметров. Теперь хомут как следует затягивается болтом.

Передачи

Чтобы водитель мог контролировать процесс переключения передач, и они не имели возможности переключиться самостоятельно, производитель ваз 2110 предусмотрел в конструкции реактивную тягу. При движении автомобиля из-за смещения осей в агрегате силового характера может произойти самопроизвольное переключение с одной скорости на другую. Для того чтобы это предотвратить один конец реактивной тяги соединен с агрегатом силового типа, а другой конец снабжен шаровой обоймой, которая служит опорой для рычага переключения с одной на другую передающую систему. Весь этот механизм представляет собой отдельный узел, который имеет сочленение с картером сцепления.

Ремонтные работы

Если регулировка не дала желаемого результата, придется более тщательно поработать с коробкой. Частая проблема — это выбивание шестерней, отвечающих за 1 и 2 скорости.

При демонтаже убедитесь в исправности каждого отдельно взятого фиксатора. Фиксаторы представляют собой пружины, которых имеется в общей сложности три. Первый самый длинный, он отвечает за 1 и 2 скорости. Второй средний по размеру, и его прерогатива — это 3 и 4 скорости. Третий фиксатор самый маленький, а его «опекун» — это пятая передача.

Разборка коробки передач

Если вы уже извлекли КПП из капота автомобиля ВАЗ 2110 — самое время заняться ее разборкой, чтобы иметь возможность произвести ремонт КПП ВАЗ 2110 своими руками, для чего необходимо выполнить определенный порядок действий. Желательно также ознакомиться с фото, поясняющим принцип действия устройства.

  1. 1. Извлекаем из коробки передач указатель масла и откладываем его в сторону. Откручиваем болты М17 крепления кронштейна для фиксации тросика сцепления ВАЗ (всего их три штуки);
  2. 2. Теперь у вас есть возможность снять заднюю крышку КПП, осталось открутить лишь четыре крепежных болта на 13. Чтобы сорвать крышку — попробуйте поддеть ее отверткой, подбить молотком через медную либо алюминиевую наставку, поскольку она герметично упакована;


Задняя крышка коробки передач

  • 3. Зафиксируйте посредством специального штока третью либо четвертую передачу, дабы валы при разборке не проворачивались, для чего вы можете полностью его втянуть. Далее необходимо открутить крепежный болт вилки для пятой передачи. Опускаем вилку вниз при помощи специальной выколотки либо наставки из мягкого металла, объединяя шестерню и шлицы муфты;
  • Гайки первичного и вторичного вала имеют крайне мощную степень затяжки. Поставив КПП ВАЗ на картер сцепления и надежно зафиксировав ее в этом положении, вам понадобится действительно большое усилие и мощный рычаг, чтобы открутить их. Удобнее всего, конечно, будет снять гайки, воспользовавшись пневмоинструментом.

    1. 4. В сборе с вилкой снимаем шестерню пятой передачи. Необходимо соблюдать крайнюю осторожность, поскольку набор мелких шариков муфты синхронизатора может рассыпаться если муфта “поедет” со ступицы при демонтаже;
    2. 5. Снимаете втулку и ведущую шестерню со вторичного вала. Тем самым вы теперь имеете возможность демонтировать защитную пластину для доступа к подшипникам.

    Обращаем ваше внимание, что момент затяжки болтов также крайне высокий, а потому вам просто не обойтись без ударной отвертки. Хорошим подспорьем на данном этапе работы также окажется пневмоинструмент. На валах под пластиной также находятся упорные шайбы. Выполняя дальнейший ремонт коробки ВАЗ 2110, их тоже снимаем, разведя концы при помощи круглогубцев либо подорвав при помощи отверток.

    Распространенные проблемы КПП

    Владельцы автомобиля ВАЗ 2110 отмечают несколько характерных неисправностей у коробок передач для данной модели. У кого-то не включается задняя скорость, другие жалуются на вылет и так далее.

    Рассмотрим наиболее популярные проблемы, которыми может «похвастаться» коробка отечественной «десятки».

    1. Проблема первой скорости. Она может вылетать или тяжело включаться на автомобиле. Причин существует несколько:
    1. Вышел из строя синхронизатор;
    2. Пружина фиксатора имеет дефект, она лопнула;
    3. Рычаг разболтался, из-за чего скорости переключаются самопроизвольно;
    4. Вышел из строя шток или неисправна вилка, требуется их обязательная замена.
    • Проблема второй передачи. Ее часто выбивает, либо сложно переключиться на нее. Причин подобной неисправности тоже может быть несколько:
    • Зубцы шестеренки плохо цепляются за муфту переключения скоростей;
    • Кончики зубцов стерлись, износились, потому скорость тяжело включается. С течением времени она начнет вылетать. Потому ремонт требуется обязательно;
    • Если передачу выбивает при наезде на кочки, тогда ничего хорошего в этом нет — проблема кроется в выходящем из строя сцеплении.

      В некоторых случаях для исправления проблемы со второй передачей можно заменить фиксирующую пружину. Но если передачи продолжают вылетать, с трудом переключаться, тогда никакая регулировка и полуремонт не поможет. Здесь требуется исключительно капитальный ремонт коробки передач, и никак иначе. Но если замену сальников коробки передач ВАЗ 2110 можно выполнить самостоятельно, то провести полноценный ремонт будет сложно.

      Наличие опыта, соответствующих знаний и навыков дает возможность заниматься проблемами КПП своими руками. Если же все это отсутствует, настоятельно рекомендуем обратиться в проверенный сервисный центр, где проведут диагностику, определяют истинные причины неполадки и приведут вашу КПП в былое состояние. Да, это будет стоить определенных денег, но без этого уже не обойтись. Ничто не вечно. Тем более коробка передач «десятки».

      Механизм переключения передач

      Четырехступенчатая коробка передач автомобилей «Жигули» является трехходовой, так как передачи в ней включаются и выключаются с помощью трех вилок, которые передвигают две муфты синхронизатора и одну шестерню. Вилка 22, закрепленная на штоке 21 болтом с пружинной шайбой, служит для переключения первой и второй передач, а вилка 19, закрепленная на штоке 20 болтом с пружинной шайбой,— для переключения третьей и четвертой передач. Задний ход включается третьей специальной вилкой 35, закрепленной на штоке 23 болтом. Болты крепления и их пружинные шайбы для всех вилок одинаковы. На концах штоков вилок передач переднего и заднего ходов имеются пазы, в которые входит нижний конец рычага 1 переключения передач.

      Вилки включения передач переднего хода входят в кольцевые выточки муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода — в выточку промежуточной шестерни.

      Штоки вилок передач переднего хода имеют по три выемки: средняя служит для фиксации нейтрального положения, крайние — для фиксации включенной передачи. В штоке вилки заднего хода сделано две выемки: одна фиксирует промежуточную шестерню в нейтральном положении, другая — при включенном заднем ходе.

      Для фиксации штоков в нейтральном или включенном положении служат шарики 30, которые входят в углубления на штоках и прижимаются к ним пружинами 29 и 33. Фиксатор, состоящий из шарика с пружиной, расположен в стальной втулке, запрессованной в картер коробки с правой стороны.. Под действием пружины шарик фиксатора, войдя в выемку, закрепляет шток в определенном положении. Для перемещения штока при переключении передач прикладывается усилие, необходимое для выталкивания шарика из выемки.

      Механизм переключения передач снабжен замком для предотвращения одновременного включения двух передач, которое может произойти во время переключения, если нижний конец рычага 1, став на стыке между двумя штоками, будет перемещать их вместе.

      Замок состоит из сухаря 27, установленного в отверстии штока включения третьей-четвертой передач, и двух сухарей 26 и 28 большого диаметра, установленных в канале задней стенки картера между штоками. Длина каждого из сухарей 26 и 28 равна соответствующему расстоянию между штоками 20, 21 и 23 — плюс одна выемка, а длина сухаря 27 равна диаметру штока минус одна выемка. Таким образом, длина трех сухарей равна расстоянию между штоками 20 и 23 плюс одна выемка.

      При перемещении штока включения первой-второй передач сухарь 26 выходит из выемки этого штока, входит в выемку штока включения третьей-четвертой передачи и через сухарь 27 вводит в выемку штока включения заднего хода сухарь 28. Штоки 20 и 23 оказываются застопоренными в нейтральном положении. При перемещении штока включения заднего хода запираются штоки 20 и 21.

      Если перемещается шток включения третьей-четвертой передач, то сухари 26 и 28 выходят из его выемки, входят в выемки штоков 21 и 23 и запирают их в нейтральном положении.

      Для включения заднего хода необходимо предварительно нажать на рукоятку 17 вниз (сжимая пружину 10) так, чтобы выступ 37 рычага переключения ушел ниже кромки направляющей чашки 4, а затем переместить рукоятку рычага вправо и назад. В обычном положении рычага благодаря упору выступа 37 рычага в кромку чашки 4 устраняется возможность случайного включения заднего хода.

      При переводе рычага переключения передач в нейтральное положение пружина 10 подымает рычаг вверх. Рычаг 1 переключения передач имеет утолщение в виде шаровой головки, на которой он качается в сферической части штампованной опоры 5. Пружина 10, опираясь на сферическую шайбу 9 и опорную шайбу, застопоренную на рычаге кольцом, прижимает рычаг 1 к поверхности опоры и удерживает его. От проворачивания рычаг 1 в опоре удерживается направляющим штифтом 6, конец которого входит в отверстие шаровой опоры.

      При включении первой или второй передачи рукоятку стержня рычага 1 переключения передач перемещают влево до упора нижнего конца рычага в ограничительный болт 24. В этом положении оттяжная пружина 2 растянута.

      Если передачи не включены и рукоятка 17 рычага переключения отпущена, то пружина 2 оттягивает рычаг в крайнее положение до упора ограничительного выступа в направляющую чашку. При этом нижний конец рычага 1 находится в пазе головки штока включения третьей-четвертой передач.

      На верхний конец рычага 1 надевается стержень, в котором установлен демпфер, состоящий из резиновой упорной подушки 16, двух резиновых втулок 14, пластмассовой дистанционной втулки 18 и упругой пластмассовой запорной втулки 13. Демпфер устраняет вибрацию рукоятки и стержня при движении автомобиля.

      От попадания пыли и грязи в коробку передач шаровая опора рычага переключения защищена резиновым чехлом 11.

      Отверстие для прохода рычага переключения в салон автомобиля снизу уплотнено специальной манжетой, которая надевается на фланец 7 и упирается снизу в дно кузова автомобиля.

      Схема работы коробки передач. В нейтральном положении нижний конец рычага 1 переключения передач оттягивается пружиной 2 до упора ограничительного выступа в направляющую чашку и располагается в головке штока включения третьей-четвертой передач. Муфты синхронизаторов и шестерня заднего хода при этом не сцеплены с соответствующими шестернями и крутящий момент на ведомый вал не передается.

      На первой передаче муфта синхронизатора первой и второй передач перемещается назад (по направлению стрелки), входит в зацепление со специальным зубчатым венцом ведомой шестерни первой передачи и соединяет ее со ступицей, неподвижно сидящей на ведомом валу. При этом крутящий момент с ведущего вала через шестерню постоянного зацепления будет передаваться на промежуточный вал и через шестерни первой передачи промежуточного и ведомого вала на ведомый вал.

      На второй передаче эта же муфта синхронизатора перемещается вперед и соединяет свободно сидящую шестерню второй передачи с ведомым валом. Крутящий момент передается с ведущего вала через пару шестерен постоянного зацепления на промежуточный вал и с него через шестерни второй передачи промежуточного и ведомого валов на ведомый вал.

      На третьей передаче муфта синхронизатора третьей и четвертой передач передвигается назад и соединяет шестерню третьей передачи с ведомым валом.

      На четвертой передаче муфта синхронизатора, перемещаясь вперед, соединяет ведомый и ведущий валы и передача крутящего момента происходит напрямую с ведущего вала на ведомый.

      Задний ход достигается вводом промежуточной шестерни заднего хода в одновременное зацепление с шестернями заднего хода промежуточного и ведомого валов. Так как в передаче крутящего момента с промежуточного вала на ведомый участвует промежуточная шестерня, то последний вращается в обратном направлении. Для обеспечения плавного включения торцы зубьев шестерен заднего хода имеют закругления.

      Включение задней передачи следует производить только после полной остановки автомобиля.

      Плавное и безударное включение передач переднего хода обеспечивается синхронизаторами.

      На схеме работы синхронизатора в положении а показано нейтральное положение синхронизатора третьей и четвертой передач.

      При включении третьей передачи скользящая муфта синхронизатора перемещается по шлицам ступицы, жестко соединенной с ведомым валом. Переместившись, муфта внутренним конусом прижимается к наружной конической поверхности блокировочного кольца. Между конусами возникает трение, вследствие чего блокирующее кольцо поворачивается до упора своими зубьями в торцы зубьев венца синхронизатора ведомой шестерни третьей передачи.

      На схеме б показано положение деталей в начале включения третьей передачи.

      Муфта вместе с блокировочным кольцом не может перемещаться дальше в осевом направлении до тех пор, пока не выравняются скорости вращения ведомого и промежуточного валов (ведомой шестерни третьей передачи с блокировочным кольцом и муфты синхронизатора со ступицей на ведомом валу).

      Выравнивание скоростей вращения приводит к исчезновению силы трения между конусами блокировочного кольца и муфты, и под действием осевого усилия вилки включения блокировочное кольцо, соскользнув со скосов зубчатого венца, вместе с муфтой переместятся дальше, жестко соединяя шлицами муфты ведомую шестерню третьей передачи со ступицей 36. Таким образом, третья передача окажется включенной.

      На схеме в показано размещение деталей при включенной третьей передаче. В этом положении муфта синхронизатора выйдет из зацепления с пятью короткими, но более полными зубьями ступицы 36. На остальных зубьях муфта повернется на величину, равную разнице бокового зазора вышедших из зацепления полных зубьев и оставшихся в зацеплении, а скошенными торцами вышедших из зацепления зубьев упрется в торцы коротких зубьев ступицы 36. Так муфта дополнительно фиксируется во включенном положении.

      Аналогично работает синхронизатор и при включении других передач переднего хода. При выключении передачи детали возвращаются в нейтральное положение, а блокировочное кольцо отбрасывается пружиной до упора в стопорное кольцо.

      Устройство коробки переключения передач

      Коробка переключения передач (сокр. КПП или коробка передач) предназначена для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам, для движения автомобиля задним ходом и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по инерции.
      Устройство механической коробки передач (кликабельно). Механическая коробка передач — КПП, в которой выбор передач и их включение осуществляется вручную, механическим способом. Механическая коробка передач уже не является наиболее распространенным типом КПП из применяемых на автомобилях сегодня. Однако она все еще остается достаточно востребованной благодаря своей надежности, простоте конструкции и ремонтопригодности.

      Устройство механической коробки передач

      Схема работы КПП: 1 — первичный вал; 2 — рычаг переключения; 3 — механизм переключения; 4 — вторичный вал; 5 — сливная пробка; 6 — промежуточный вал; 7 — картер. Конструктивно МКПП состоит из следующих элементов:

      • картера;
      • первичного, вторичного и промежуточного валов с шестернями;
      • дополнительного вала и шестерни заднего хода;
      • синхронизаторов;
      • механизма переключения передач с замковым и блокировочным устройствами;
      • рычага переключения.

      Сцепление

      Сцепление является неотъемлемым компонентом механической КПП, осуществляющим разъединение двигателя и коробки в момент переключения ступеней без последствий для агрегатов. Говоря упрощенно — сцепление отключает крутящий момент. В момент выжатой педали сцепления мотор и колеса автомобиля вращаются отдельно друг от друга.

      Сцепление создано для аккуратного соединения мотора и колес. Состоит из двух дисков, один из которых соединен с двигателем, второй — с колесами. В момент отпускания педали сцепления диски прижимаются и начинаются вращаться вместе. Именно поэтому и важна плавность отпускания педали.

      Шестерни и валы

      В стандартных МКПП оси валов расположены параллельно, на них располагаются шестеренки.
      Ведущий (первичный) вал присоединяется к маховику мотора через корзину сцепления, находящиеся на нем продольные выступы передвигают второй диск сцепления и передают через жестко закрепленную ведущую шестерню вращающий момент на промежуточный вал.

      В хвостовике ведущего вала расположен подшипник, к которому примыкает конец вторичного. Отсутствие фиксированной связи делает возможным крутиться валам независимо друг от друга в разных направлениях и с разными скоростями.

      На ведомом вале имеется целый набор различных шестерней как жестко закрепленных, так и свободно вращающихся.

      Синхронизаторы

      Угловые скорости первичного и вторичного валов уравниваются при содействии синхронизатора и становится возможным смена ступени. Синхронизаторы обеспечивают более щадящий режим эксплуатации КПП и пониженный шум.
      Во время включения водителем передачи муфта подается в сторону нужной шестеренки. Во время перемещения усилие переходит на одно из блокировочных колец муфты. За счет разных скоростей между шестерней и муфтой конические поверхности зубьев взаимодействуют с помощью силы трения. Она поворачивает блокировочное кольцо на упор.

      Зубья последнего устанавливаются против зубьев муфты, поэтому последующее смещение муфты становится невозможным. Муфта заходит без противодействия в зацепление с малым венцом на шестерне. Шестерня за счет такого соединения жестко блокируется с муфтой. Такой процесс осуществляется за доли секунды. Один синхронизатор обычно обеспечивает включение двух передач.

      Виды механических КПП

      По количеству ступеней (передач) механические коробки в основном подразделяются на:

      • 4-ступенчатую;
      • 5-ступенчатую;
      • 6-ступенчатую.

      Наиболее распространенной механикой считается 5МТ, то есть пятиступенчатая коробка переключения передач.

      По количеству валов МКПП подразделяются на:

      • двухвальные, устанавливаемые на легковые переднеприводные автомобили;
      • трехвальные, устанавливаемые на легковые заднеприводные, а также на грузовые автомобили.

      Принцип работы МКПП

      Суть функционирования МКПП состоит в создании соединений между первичным и вторичным валом путем варьирования шестерней с различным количеством зубьев, что адаптирует трансмиссию под постоянно меняющиеся обстоятельства передвижения транспортного средства.

      Данный силовой агрегат обеспечивает необходимые режимы работы мотора путем изменения количества оборотов, изменяя передаваемое усилие на ведущие колеса. Соответственно, при уменьшении количества оборотов снижается передаваемое усилие, а при увеличении — увеличивается. Это необходимо при удержании требуемого режима работы мотора при начале движения, снижении скорости или разгоне.

      Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы

      В таких трансмиссиях вращающий момент передается от шестеренок первичного вала на шестеренки ведомого. Ведущий вал соединяется с мотором через маховик, а ведомый передает вращающий момент на передние колеса. Располагаются они параллельно.

      Ведущая шестеренка главной передачи на вторичном валу крепко зафиксирована. Между шестеренками находятся муфты синхронизаторов.

      Для уменьшения габаритов агрегата и для увеличения количества ступеней устанавливается до трех вторичных валов, на каждом из них стоит шестеренка главной передачи, которая постоянно взаимодействует с ведомой шестеренкой.

      Главная передача и дифференциал трансформируют вращающий момент вторичного вала на ведущие колеса машины.

      Трехвальная коробка передач: устройство и принцип работы

      Подшипники, расположенные в корпусе, обеспечивают вращение валов. На каждом валу имеется комплект шестеренок с различным числом зубьев.

      Ведущий вал примыкает к двигателю посредством корзины сцепления, ведомый с карданным, промежуточный передает вращающий момент вторичному.

      На первичном валу имеется ведущая шестеренка, которая раскручивает промежуточный с расположенным на нем крепко зафиксированным набором шестеренок. На ведомом валу имеется свой комплект шестеренок, перемещающихся по шлицам.

      Между шестеренками вторичного вала находятся муфты синхронизаторы, которые выравнивают угловые скорости шестеренок с оборотами самого вала. Синхронизаторы крепко закреплены на валах и передвигаются в продольном направлении по шлицам. На современных МКПП такие муфты находятся на каждой ступени.

      Преимущества и недостатки МКПП

      ПреимуществаНедостатки
      Стоимость и масса коробки ниже в сравнении с другими типами КППМеньший уровень комфорта для водителя в сравнении с другими КПП
      Высокие динамика разгона, топливная экономичность и КПДУтомляющий для водителя процесс переключения передач
      Высокая надежность за счет простоты конструкцииНеобходимость периодической замены сцепления
      Простое и недорогое обслуживаниеБолее низкая плавность хода автомобиля в сравнении с другими типами КПП
      Возможность более эффективного движения по бездорожьюПри неправильной эксплуатации повышенные нагрузки на ДВС

      Как пользоваться механической коробкой

      Использование автомобиля с механической КПП имеет некоторые особенности, которые нужно знать автолюбителю.

      Во-первых, это последовательность действий при запуске машины:

      • выжать педаль сцепления до упора и передвинуть рычаг КПП в положение нейтральной передачи, если есть сомнения правильно ли выбрана скорость необходимо пошевелить рукоятку рычага в стороны, при нахождении рукоятки КПП в нейтральном положении рычаг свободно ходит вправо и влево;
      • при переводе автомобиля на нейтральную ступень необходимо зафиксировать транспорт во избегании неконтролируемого движения, для этого машина ставится на ручной тормоз или выжимается педаль тормоза;
      • при выжатом сцеплении и удерживании машины тормозом необходимо повернуть ключ зажигания, при этом должны загореться значки на панели приборов, как только потухнут почти все значки следует дальше повернуть ключ и после запуска двигателя отпустить ключ.

      Во-вторых, схема переключения на МКПП. Она чаще всего находится на внешней части рукоятки рычага. При переключении передачи рекомендуется ориентироваться на тахометр. Переключаться на более высокую передачу можно раскрутив обороты двигателя до 1500–2000 об/мин в случае дизельного мотора и до 2000–2500 об/мин в случае бензинового.

      В-третьих, процесс переключения передач. Он состоит из нескольких этапов:

      • отпустить педаль газа;
      • левой ногой выжать педаль сцепления до упора;
      • рукой передвинуть рычаг в необходимое положение;
      • аккуратно отпустить педаль сцепления и потихоньку нажать педаль акселератора.

      В-четвертых, регулярная проверка уровня рабочей жидкости и замена ее согласно указаниям производителя продлят период эксплуатации механической КПП.

      Заключение

      В большинстве стран с более высоким доходом населения количество выпускаемых авто с МКПП уменьшено практически до 10-15%. Связано это в первую очередь с комфортом во время вождения — при использовании АКПП он несомненно выше. Механическая КПП имеет самый простой принцип работы. Из-за этого она дешевле и экономичнее. МКПП является отличным решением для любителей быстрой езды или езды по бездорожью. Если комфорт для вас не является первостепенным, то выбор в пользу МКПП очевиден.

      Муфта синхронизатора 1/2-й передачи LST усиленная ВАЗ 2108-21099, 2110-2112, 2113-2115, Калина, Приора

      • Гарантируем быструю обработку Вашего заказа в рабочее время (мы работаем с 11:00 до 20:00, суббота и воскресенье — выходные дни).
      • Гарантируем надёжную упаковку Вашего заказа (при отправке его Почтой России или транспортной компанией).
      • Гарантируем максимально оперативную отправку оплаченного заказа (в течение 1-4 рабочих дней после поступления оплаты).
      • Гарантируем возврат денег или обмен на другой товар (с перерасчётом) в течение 14 дней с момента получения заказа
        (товар должен быть исправным, без следов установки, стоимость доставки не компенсируется).
      • Гарантируем бесплатный обмен товара (транспортные расходы за наш счёт), в случае если приобретённый товар оказался с дефектом.

      • Описание
      • Отзывы

      ПРИМЕНЯЕМОСТЬ: ВАЗ 2108, 2109, 21099, ВАЗ 2110, 2111, 2112, ВАЗ 2113, 2114, 2115, ВАЗ 1117, 1118, 1119 (Лада-Калина), ВАЗ 2170, 2171, 2172 (Лада-Приора).

      Усиленная муфта синхронизатора 1/2-й передач производства LADA SPECIAL TRANSMISSION .

      Материал: высоколегированная сталь.

      Марка стали: 12ХН3А (заменители: 12ХН2, 20ХН3А, 25ХГТ, 12Х2Н4А, 20ХНР).

      Установка: замена аналогична стандартной детали.

      Рекомендуется устанавливать со спортивными рядами.

      Механическая коробка передач ВАЗ схема переключения скоростей, общее устройство

      Общее устройство механических коробок переключения передач на ВАЗ

      Схемы переключения переключения на МКПП ВАЗ, переключение скоростей на 4-х и 5-ти ступенчатой механической коробке передач

      Небольшой итог

      Общее устройство механических коробок переключения передач на ВАЗ

      Механические коробки переключения передач ВАЗ — очень надежные, неприхотливые коробки, схема переключения скоростей у них самая стандартная, никакой экзотики. И это огромный плюс, так как их обслуживание и ремонт так же просты и бесхитростны. Ремонтировать их приходится сравнительно не часто, так как они прекрасно держать крутящий момент от колечатого вала ВАЗовских, даже форсированных двигателей. Для сравнения, многие механические коробки переключения передач с трудом держат крутящий момент стоковых двигателей, сопоставимых по мощности с ВАЗовскими, и очень бысто выходят из строя при малейшейм увеличении мощности мотора. Что же делает ВАЗовские МКПП такими выносливыми? Давайте обратимся к схеме их устройства и поймем, чем они хороши, и в чем их недостатки.

      Устройство 4-х ступенчатой МКПП ВАЗ 2101 — 2106. Общая схема коробки передач.

      Устройство 5-ти ступенчатой МКПП ВАЗ 2106 — 2107. Общая схема коробки передач.

      Устройство 5-ти ступенчатой МКПП ВАЗ 2108 — 2110. Общая схема коробки передач.

      Устройство 5-ти ступенчатой МКПП Лада Приора, Калина. Общая схема коробки передач.

      Первые коробки ВАЗов автомобилей 70-х годов выпуска имели коробку переключения передач скопированную с автомобилей марки Фиат, но общее они имели только устройство. МКПП ВАЗ были усиленными, на них устанавливали валы и шестерни из более прочного металла, что при сравнительно не очень мощных двигателях позволяло «ходить» данным коробкам без ремонта от 10 лет и более. Конечно, есть у коробок ВАЗа и феноменальный недостаток, не устраненный и по сей день, думаю, многие поняли о чем идет речь, это — вой коробки. Причина этому одна — недостаточная технологическая точность обработки подшипников и шестерен. Этот недостаток исправляется сменой технологии и оборудования по обработке, но на данный момент (2020 год), компания этот шаг не приняла и все МКПП производства ВАЗ марки Лада, так сказать, воют. Некоторые в большей, другие в меньшей степени, что довольно удивительно.

      Новые, троссовые коробки передач, устанавливаемые на модели автомобилей с 16-ти клапанными двигателями стали гораздо тише даже при торможении двигателем. Они имеют усиленные синхронизаторы (которые, все же, не назвать беспроблемными). Они способны, согласно паспортным данным, выдерживать крутящий момент в 160 Н·м. На практике они работают исправно и при гораздо больших нагрузках, когда двигатель автомобиля форсируют.

      Не стоит думать, что мы намеренно хвалим механические коробки передач ВАЗ, мы лишь отметили их заслуженные положительные качества. Но, конечно, проблемы в ходе эксплуатации с ними встречаются. Отметим наиболее частые неисправности, их причины и способы решения.

      Лада Приора на механической КПП, разработанной специально для нее — ВАЗ 2170. Хруст при переключении на вторую скорость на ней стал народной «притчей во языцех»

      Таблица наиболее частых неисправностей механических коробок переключения передач ВАЗ, а так же их устранение и ремонт

      Наименование неисправностиОписание неисправностиДействия по устранению, ремонту
      Гул коробкиХарактерный звук от кпп, чаще заметен на больших оборотах или при торможении двигателемПричины гула: недостаточный уровень масла;
      Износ шестерен и подшипников;
      Частые перегревы МКПП.
      Нанесение смазки на шестерни и подшипники, замена изношенных шестерн и подшипников, в некоторых случаях — замена валов. Так же, проверка утечек масла из коробки через изношенные сальники, при их наличии — замена сальников КПП
      Износ дифференциалаИзнос осей сателлитов или отдельного сателлита, износ внутренней части коробки дифференциала, полуосевых шестерен. Увеличивает шанс износа агрессивная езда. Диагностируется характерным клацаньем коробки, при ускорении и торможении, или при деффектовке МКПП. Проверяется отверстие под ось сателлитов, состояние самих сателлитов, полуосевых шестерен и коробки дифференциалаИсключительно замена изношенных элементов.
      Выбивание скоростей, невозможность их включенияВылет скоростей по причине износа муфты КПП, зубчатого венца, шестерни определенной передачи, или лапок вилкиИсключительно замена изношенных элементов
      Хруст при переключении передачХарактерный звук, чаще всего возникающий при переключении с первой на вторую передачу, очень частая проблема на Приорах. Причиной выход из строя синхронизатора второй скорости. Очень часто его выход строя является последствием агрессивного вожденияЗамена изношенного синхронизатора
      Вибрации рычагаУсиленное прогрессирующее дребезжание рычага переключения передач, чаще всего при езде на третьей скоростиИзнос троссового управления, его настройка или замена изношенных элементов
      Недостаточная плавность страгивания, проблемы с троганием, жесткие переключения или отсутствие тяги при переключенииДанные проблемы зачастую являются следствием износа или сбоев в работе сцепленияДеффектовка механизма сцепления МКПП, его регулировка, замена изношенных элементов или замена сцепления в сборе
      Плохая фиксация той или иной передачиЧаще всего проблема обусловлена износом пластиковых втулочекИсключительно замена изношенных элементов

      Самым удачным МКПП на Ладах считается коробка, устанавливаемая на Ладу Весту

      Новым уровнем в строении механических коробок переключения передач ВАЗа для переднеприводных автомобилей стала коробка ВАЗ 21807, это пятиступечатая МКПП устанавливаемая на Ладу Весту. Считается одной из самых удачных МКПП, так как является усиленной, способна держать высокий крутящий момент. Такие проблемы как гул коробки, быстрый износ подшипников и шестерен, течи масла из сальников для этой коробки не характерны, но стуки на холостых иногда встречаются, хоть и далеко не на всех экземплярах, что является удивительным явлением.

      Так же следует отметить и механическую коробку передач ВАЗ 21809, устанавливаемую на Ладу X-ray. Она так же прочна как и ВАЗ 21807, но в эксплуатационной практике владельцев часто встречаются течи сальников и затруднение при включении задней скорости.

      Лада X-ray на МКПП, которая так же является довольно удачной

      Схемы переключения переключения на МКПП ВАЗ, переключение скоростей на 4-х и 5-ти ступенчатой механической коробке передач

      Схема переключения передач на 4-х ступенчатой МКПП, применяемой на ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, Нива 2121

      Схема переключения передач на 5-ти ступенчатой МКПП, применяемой на моделях ВАЗ 2107, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2114, 2114, 2115, 2115, Лада Приора, Калина, Гранта, Х-рей, Веста, Нива 21213, 21214, (2123 — Шевролет Нива)

      Небольшой Итог

      Итак, что можно в итоге сказать о механических коробках на ВАЗ и Ладах? Наверное то, что начинались они в 70-х годах феноменально качественными, затем, 5-ти ступенчатые МКПП немного сдали в качестве, чем, конечно, слегка огорчили владельцев. Но и невозможно не отметить то, как ВАЗ разобрался (ну, почти разобрался) с многими проблемами своих МКПП. Достаточно лишь взглянуть на коробку Лада Веста и ее версии Спорт, с форсированным 140 сильным двигателем, как замечательно коробка работает с моментом в целых 180 Н·м!

      Все коробки ВАЗ невероятно ремонтопригодны, их можно восстановить из любого состояния, причем сделать это можно за сравнительно небольшие деньги. Другой большой вопрос вызывает качесво запасных частей для коробок передач на нашем рынке. Речь сейчас не только о дешевых аналогах, но, к сожалению и о заводских запасных частях.

      Благодарим вас за внимание к данной статье, мы постарались собрать много полезного о эксплуатации и ремонте МКПП ВАЗ, проблемах и способах их решения, а так же другой информации о коробках ВАЗа. Надеемся, вам было интересно и вы нашли что-то полезное и нужное для себя!

      Ремонт КПП ВАЗ 2110

      Случилась неприятность, потребовался ремонт КПП ВАЗ 2110. Ремонт агрегата требуется при:

      • трудно производить выключение и включение передач.
      • самостоятельное выключение передач.
      • возникновение шума при переключении передач.
      • протечка трансмиссионного масла.

      Причины поломки могут быть разные, возможно, не произошла своевременная замена масла или механизм, просто-напросто, исчерпал свой ресурс.

      Как производится ремонт КПП ВАЗ 2110? Ремонт КПП ВАЗ 2110 своими руками, видео.

      Устройство коробки переключения передач

      Случаются ситуации, когда снятие КПП совсем необязательно, достаточно её регулировки. У ВАЗ 2110 очень часто бывают проблемы с переключением передач, их выбивает. Чтобы устранить данную проблему, совсем необязательно снимать коробку, достаточно отрегулировать механизм привода выбора передач. Достаточно обойтись регулировкой в следующих случаях:

      • не так давно, была произведена замена подшипника первичного вала или любой другой ремонт, где снималась КПП.
      • вылетает только одна скорость.
      • во время движения автомобиля, скорость плохо переключается или вовсе выскакивает.

      Для произведения регулировки КПП нужно:

      • Ослабить гайку с болтом, которая находится под машиной, стягивающая хомут крепления тяги коробки.
      • С помощью отвёртки раздвинуть хомут и пазы тяги. Установить шток в нейтральное положение.
      • С коробки переключения передач снять чехол.
      • Для того, чтоб заблокировать заднюю передачу, нужно в окно накладки кронштейна выставить рычаг.
      • Отрегулировать осевой люфт в заднем направлении и с помощью поворота налево.
      • Хомут поставить на место и затянуть при помощи болта.

      Разборка КПП

      При вышеописанных ситуациях достаточно будет простой регулировки КПП. Это намного лучше чем производить ремонт коробки передач ВАЗ 2110, разборку и сборку КПП.

      Порядок действий при разборе коробки передач:

      1. Достать из КПП указатель масла. Открутить болты, которые держат тросик сцепления.
      2. Открутить болты, которые держат заднюю крышку. Крышка герметично упакована, поэтому при снятии, можно прибегнуть к помощи молотка.
      3. Для того, чтоб во время разборки КПП валы не поворачивались, включите третью или четвёртую скорость. После открутить болт, который фиксирует пятую передачу.
      4. Снять шестерню пятой передачи с вилкой вместе.
      5. После, снять шестерню со вторичного вала и вилку. Потом снять пластину, которая защищает подшипники.

      Ниже вы можете увидеть ремонт КПП ВАЗ 2110 своими руками видео.

      Разборка картера КПП ВАЗ 2110

      Затеяв ремонт КПП ВАЗ 2110, после всех описанных выше действий требуется произвести разборку картера и рабочего механизма. Приступаем:

      1. Откручиваем пружинные пробки, которые держат штоки передач. После того как пробки будут откручены, из отверстий упадут конечные шарики. То же самое проделываем с пробкой, которая держит заднюю передачу. Если шарики не выпали из отверстий, то достать их можно, прибегнув к магнитной отвёртке.
      2. Далее, выкручиваем болты, которые крепят картер КПП к картеру сцепления. После того как болты будут раскручены, для отсоединения картеров, можно произвести с помощью отвёртки.
      3. Следующий шаг. Открутить шток от вилки передачи первой и второй.
      4. Тоже самое проделываем с передачами третей, четвёртой и пятой соответственно. Для извлечения штока, выводить его нужно вместе с деталями переключения передач.
      5. Нужно извлечь ось из шестерни заднего хода и, конечно же, шестерню.
      6. Дальше, достать дифференциал и два вала с шестеренками. Раскрутить три болта, которые фиксируют механизм передач и достать его из картера.
      7. Открутить болт заднего рычага, и достать шток.
      8. Если нужно, достать подшипники первичного и вторичного вала с сепаратором.

      Разборка КПП ВАЗ 2110 завершена.

      Частые проблемы КПП

      Давайте рассмотрим проблемы, которые чаще всего возникают:

      Проблема касается первой скорости передач. Включается очень тяжело, при переключении передач исходит посторонний звук, скорость вылетает во время движения.

      Причины могут быть следующие:

      • Синхронизатор мог выйти из строя.
      • Лопнула пружина фиксатора или на ней имеется дефект.
      • Скорости могут переключаться самостоятельно из-за ослабления рычага.
      • Проблема в штоке или вилке. Нужно их заменить.

      Следующая проблема касается второй передачи. Чаще всего автолюбители сталкиваются с тем, что вторая скорость выскакивает или возникают сложности при её включении.

      За этим могут крыться следующие причины:

      • Зубцы шестерёнки поизносились, вследствие чего они плохо цепляются за муфту переключения передач. В этом случае провести ремонт КПП ВАЗ 2110 нужно обязательно. В дальнейшем это может послужить вылетом передачи.
      • Если вылетание передачи происходит исключительно при езде на кочках, то тогда с уверенностью можно сказать, что причина этому неполадки со сцеплением.

      Очень часто, для того чтоб устранить проблему со второй скоростью, нужно всего-навсего поменять фиксирующую пружинку. Если после замены пружины, скорость продолжает вылетать, то тогда нужно снимать КПП и делать капитальный ремонт.

      Возникновение посторонних шумов в коробке переключения передач может быть из-за подшипников, которые вышли из строя. Для того чтоб это выяснить, нужно проверить люфт у роликовых подшипников, которые установлены в картере сцепления, подшипники качения, находящиеся на первичном и вторичном валу.

      Очень тщательно нужно проверить вилки и штоки передач. Эти детали имеют свойство очень быстро приходить в негодность. Если есть какие-то явные признаки износа данных механизмов, то нужно незамедлительно их менять на новые. Купить данные детали можно в автомагазинах.

      Если у автолюбителя есть немного опыта в проведение ремонта КПП ВАЗ 2110, то он смело может самостоятельно производить ремонтные работы коробки переключения передач. Из данной статьи понятно, что сделать это не так уж и трудно. Даже автовладелец, не имея достаточного опыта и навыков, может справиться с данной проблемой. Но если всё-таки человек далёк от этого, и совсем не представляет что и как делать, в этом случае обратиться к специалисту за помощью будет правильным решением. Конечно, при обращении к специалистам за помощью, будет стоить автовладельцу определённых денег. Но лучше уж так, заплатить деньги и получить быстрый и качественный ремонт коробки переключения передач.

      Разборка и сборка коробки передач

      Сцепление ВАЗ 21213

      9.10 Разборка и сборка коробки передач / ВАЗ 21213

      Разборка и сборка коробки передач

      Порядок выполнения

      Сливаем масло из коробки передач, снимаем вилку и подшипник выключения сцепления (см. соответствующие разделы).

      Демонтируем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала (см. Замена сальника вторичного вала)…

      …и выключатель фонарей заднего хода (см. Замена выключателя фонарей заднего хода).

      Механизм выбора передач можно демонтировать на автомобиле, не снимая коробки передач. Для наглядности эти операции выполняем на снятой коробке передач.

      Снимаем манжету механизма выбора передач.

      Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение.

      Головкой на 10 отворачиваем три гайки крепления корпуса рычага переключения передач…

      …и вынимаем механизм выбора передач.

      Соединение уплотнено прокладкой.

      Маркером помечаем взаимное расположение шайб и направляющей пластины механизма.

      Головкой на 10 отворачиваем две гайки крепления блокировочной пластины заднего хода, удерживая болты ключом той же размерности,…

      …и снимаем блокировочную пластину.

      Отвернув еще одну гайку.

      …снимаем нижнюю шайбу направляющей пластины.

      Вынув одну направляющую планку с двумя пружинами,…

      …снимаем направляющую пластину с нижнего конца рычага.

      Снимаем верхнюю шайбу направляющей пластины.

      Снимаем корпус рычага переключения передач.

      Вынимаем из проточек корпуса резиновые уплотнительные кольца болтов.

      Снимаем нижнюю прокладку корпуса шаровой опоры.

      Снимаем фланец с защитным чехлом…

      …и верхнюю прокладку корпуса.

      Щипцами снимаем стопорное кольцо.

      Снимаем шайбу и пружину.

      Снимаем сферическую шайбу…

      …и разъединяем рычаг и корпус шаровой опоры.

      Устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак.

      Головкой на 10 отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач.

      …и уплотнительную прокладку.

      Отверткой через отверстие механизма выбора передач сдвигаем вниз шток вилки включения i–ii передач (при этом включается ii передача).

      Ключом на 13 отворачиваем гайку крепления задней крышки, расположенную внутри корпуса коробки.

      Ключом на 13 отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса.

      Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу.

      Сдвигаем крышку со шпилек и снимаем, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен v передачи и заднего хода.

      Снимаем прокладку крышки.

      Для замены подшипника блока шестерен v передачи и заднего хода…

      …поддеваем ролики подшипника отверткой.

      . и вынимаем ролики из сепаратора.

      Поддев крючком наружное кольцо подшипника,…

      …вынимаем его из гнезда задней крышки.

      Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала.

      Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

      Снимаем внутреннее кольцо подшипника.

      Снимаем распорную втулку…

      …и маслоотражательную шайбу.

      Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. ii передача была включена при снятии задней крышки. Перед тем как включить заднюю или v передачи, освобождаем вилку включения этих передач. Для этого…

      …ключом на 10 отворачиваем болт крепления вилки к штоку.

      Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу.

      Накидным ключом (головкой) на 17 отворачиваем болт крепления блока шестерен v передачи и заднего хода.

      …и снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала.

      Зажимаем блок шестерен v передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла.

      Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен…

      …и снимаем внутреннее кольцо.

      Снимаем втулку шестерни v передачи,…

      …саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора.

      …и муфту синхронизатора.

      Повернув вилку включения v передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу,…

      …снимаем промежуточную шестерню задней передачи.

      Накидным ключом на 13 отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов.

      Снимаем крышку и прокладку.

      Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока v передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия).

      Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора.

      Вынимаем шток включения v передачи и заднего хода с вилкой.

      Снимаем вилку со штока.

      Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки v передачи и заднего хода и iii–iv передач.

      Снимаем со вторичного вала ведомую шестерню задней передачи.

      Из паза вала вынимаем шпонку.

      Головкой на 10 отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения iii–iv передач.

      В отверстие штока вставлен блокировочный сухарь,…

      Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки i–ii и iii и iv передач (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения v передачи — заднего хода и штоком включения iii–iv передач).

      Головкой на 10 отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения i-ii передач.

      Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала.

      Винты стопорятся специальными шайбами.

      Снимаем стопорную пластину.

      Накидным ключом на 19 отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом на 24.

      Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.

      Отвернув гайки крепления картера сцепления (см. Замена сальника первичного вала).

      …разделяем картеры сцепления и коробки передач.

      Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику).

      Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала.

      Накидным ключом на 19 отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала.

      Снимаем зажимную шайбу подшипника.

      Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала…

      …и снимаем подшипник.

      При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу.

      Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника…

      Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала.

      Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни i передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник.

      Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

      Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала.

      Сдвинув промежуточный вал назад,…

      …вынимаем его из картера коробки передач.

      Поддев двумя отвертками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала,…

      …вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора.

      Щипцами разжимаем стопорное кольцо…

      Снимаем пружинную шайбу.

      Опираем торец наружного кольца подшипника на губки тисков.

      Молотком с пластмассовым бойком наносим удары в торец первичного вала…

      …и спрессовываем подшипник.

      Щипцами разжимаем установочное кольцо…

      Сдвинув блокирующее кольцо синхронизатора, щипцами разжимаем стопорное кольцо…

      Снимаем блокирующее кольцо…

      …и пружину синхронизатора.

      Блокирующие кольца синхронизаторов других передач снимаются аналогично.

      С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник.

      Снимаем вилки включения i и ii, iii и iv передач.

      Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала…

      Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов.

      Снимаем с задней стороны вала втулку и шестерню i передачи в сборе с блокирующим кольцом.

      Вынимаем втулку из шестерни.

      Снимаем муфту синхронизатора включения i и ii передач.

      Снимаем ступицу синхронизатора.

      Снимаем шестерню ii передачи в сборе с блокирующим кольцом.

      С переднего конца вторичного вала снимаем муфту синхронизатора iii и iv передач.

      Зажав вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла,…

      …щипцами снимаем стопорное кольцо.

      Снимаем пружинную шайбу (она установлена выпуклой стороной к переднему концу вала).

      Снимаем ступицу синхронизатора iii и iv передач.

      …и шестерню iii передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора.

      Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.
      Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать. Для этого из наружного кольца подшипника…

      …отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками…

      …и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала).

      Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника.

      При сборке первичного вала…

      …подходящим отрезком трубы напрессовываем подшипник на вал, опираясь на его внутреннее кольцо.

      После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.
      Наружное кольцо подшипника блока шестерен v передачи и заднего хода…

      …запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки.

      Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики.
      Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен v передачи и заднего хода наносим на резьбу болта резьбовой герметик.
      Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе.
      Все уплотнительные прокладки желательно смазать тонким слоем силиконового герметика.
      При сборке механизма выбора передач наносим на шаровую опору смазку Литол-24.

      Замена сцепления ВАЗ 21213 Нива Тайга
      Ремонт КПП 5ст нива
      Ремонт КПП ВАЗ 21213 Нива. Разбор, дефектовка
      Ремонт КПП Нивы. Обзор.
      Сборка КПП 5ст нива нюансы

      Трехвальная коробка передач ВАЗ — конструкция

      Конструкция коробки передач легковых автомобилей ВАЗ показана на схеме 1. Коробка передач механическая, трехходовая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами и неавтоматическая (с ручным управлением).

      Коробка имеет четыре передачи для движения вперед и одну передачу для движения назад. Шестерни всех передач (кроме заднего хода) – косозубые, что уменьшает шум при работе коробки передач, имеют постоянное зацепление. Шестерни передачи заднего хода – прямозубые. Передачи для движения вперед включаются с помощью синхронизаторов, а для движения назад – передвижением промежуточной шестерни заднего хода. Переключаются передачи с помощью рычага, который имеет три хода вперед и назад для переключения передач.

      Конструкция коробки

      Схема 1 – Коробка передач легковых автомобилей ВАЗ

      а – общий вид; б, г – схемы коробки и синхронизатора; в – синхронизатор; 1 – первичный вал; 2, 12, 14, 19 – крышки; 3, 5, 6, 9, 10, 16, 17, 23 – шестерни; 4, 7 – синхронизаторы; 8 – вторичный вал; 11, 29 – пружины; 13 – рычаг; 15 – вилка; 18 – ось; 20 – пробка; 21 – промежуточный вал; 22 – картер; 24, 26, 28 – ползуны; 25 – фиксатор; 27 – замок; 30 – кольцо; 31 – ступица; 32 – муфта; I – IV — передачи

      В отлитом из алюминиевого сплава картере 22 коробки передач на подшипниках установлены первичный (ведущий) 1, вторичный (ведомый) 8 и промежуточный 21 валы. Первичный вал выполнен как одно целое с шестерней 3, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 23 промежуточного вала, представляющего собой блок шестерен.

      На вторичном валу свободно установлены шестерни 5, 6 и 9 соответственно III, II и I передач, находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. На вторичном валу также жестко закреплены ступицы синхронизаторов 4 и 7 и шестерня 10 заднего хода. Промежуточная шестерня 16 заднего хода свободно установлена на оси 18.

      При включении I и II передач синхронизатор 7 соединяет соответственно шестерни 6 и 9 с вторичным валом коробки передач. При включении III и IV передач синхронизатор 4 соединяет соответственно шестерню 5 и первичный вал 1 с вторичным валом. Задний ход включается вилкой 15 путем введения в зацепление шестерни 16 с шестернями 17 и 10.

      Картер коробки передач закрывается крышками 19, 2 и 14. Под нижнюю 19 и заднюю 14 крышки установлены прокладки.

      Устройство синхронизатора

      Синхронизатор состоит из ступицы 31, скользящей муфты 32, блокирующих колец 30 и пружин 29. Ступица синхронизатора закреплена на вторичном валу коробки передач. Она имеет наружные шлицы, на которых установлена скользящая муфта 32 с внутренними коническими поверхностями. Блокирующие кольца 30 имеют наружные конические поверхности и внутренние зубья со скосами. Блокирующие кольца постоянно отжимаются пружинами 29 к скользящей муфте 32.

      Работа синхронизатора основана на использовании сил трения. Включение передачи возможно только после предварительного уравнивания угловых скоростей вторичного вала и шестерни включаемой передачи. После уравнивания угловых скоростей за счет трения между коническими поверхностями скользящей муфты 32 и блокирующего кольца 30 зубья муфты входят в зацепление с зубчатым венцом синхронизатора, выполненным на шестерне. В этом случае свободно вращающаяся шестерня на вторичном валу с помощью синхронизатора соединяется с вторичным валом, и передача включается.

      Устройство механизма переключения передач

      Замок состоит из двух блокировочных сухарей и штифта между ними. При перемещении среднего ползуна 26 оба сухаря выходят из его углублений и запирают крайние ползуны 24 и 28, исключая их смещение. При перемещении одного из крайних ползунов сухарь выходит из его углубления, блокирует средний ползун и, действуя через штифт на другой сухарь, запирает также другой крайний ползун, что исключает включение двух передач одновременно.

      Коробка передач крепится к заднему торцу картера сцепления. В нее через резьбовое отверстие с пробкой 20 заливают трансмиссионное масло. Внутренняя полость коробки передач через сапун сообщается с атмосферой. Масло из коробки передач сливается через резьбовое отверстие с пробкой, расположенное в нижней крышке 19.

      0 0 голоса
      Рейтинг статьи
      Ссылка на основную публикацию
      ВсеИнструменты
      Adblock
      detector