Vipmastertlt.ru

Журнал Автомобилиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ваз 2110: замена датчика температуры своими силами

Ваз 2110: замена датчика температуры своими силами

Если вы хотите, чтобы ваше транспортное средство всегда было на ходу, необходимо соблюдать определенные условия эксплуатации тех или иных элементов. К примеру, если на ВАЗ 2110 выходит из строя датчик температуры охлаждающей жидкости, автовладелец может столкнуться с серьезными неисправностями. В этой статье мы расскажем автомобилистам все, что необходимо знать об этом устройстве.

Как работает датчик температуры?

ДТОЖ представляет собой прибор с отрицательным температурным коэффициентом, проще говоря, термистор. Это значит, что измеряемые тепловые данные детектор представляет в виде сопротивления, которое передает на блок управления. Чем выше нагрев антифриза, тем меньше показания.

Не меняя темы, стоит сразу рассказать о том, как проверить работоспособность прибора.

Для этого стоит вооружиться мультиметром и градусником, который выдерживает высокие температуры:

  • для начала стоит подготовить емкость, которая заполняется ОЖ. Нужно выбрать посуду, в которой можно будет нагреть жидкость;
  • мультиметр переводится в состояние омметра, к нему подсоединяется детектор;
  • в тару с жидкостью опускается подключенный к мультиметру датчик, а также термометр
  • начинается постепенный нагрев антифриза;
  • полученные данные сравниваются с нормой и, если они не совпадают, то прибор требует замены (ремонт данной детали невозможен, так что, ее неисправность лечится только покупкой нового датчика).

Точные данные можно узнать из документов к конкретному прибору, но в качестве примера можно сказать, что при температуре равной 30 градусам, сопротивление на мультиметре будет составлять более полутора тысяч Ом. А как только нагрев антифриза достигнет 100 градусов, показания снизятся до уровня менее двухсот.

Таким же способом можно проверить и новый термодатчик, чтобы убедиться в его исправности еще до установки.

Данные разных автомобилей могут совпадать, будь то ВАЗ 2114 или ВАЗ 21093, а вот разные модели детекторов могут давать различные показания, так что лучше при проверке использовать нормативы для данной конкретной марки прибора.

Как помогает ДТОЖ работе мотора?

Собранные температурные данные передаются на блок управления, который затем управляет системой, основываясь на полученных данных:

Полезная информация
1корректировка угла зажигания, что помогает минимизировать пагубное влияние выхлопных газов на окружающую среду
2регулирование уровня насыщения топливной смеси
3контроль за работой вентиляционной системы охлаждения двигателя



Зачем нужен ДТОЖ

Следует отметить, что датчик и указатель температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110 работают совместно. Некоторые путаются, считая датчик и указатель одним и тем же устройством.

ДТОЖ — это полупроводниковый резистор, который имеет отрицательный температурный коэффициент. Его монтируют в системе охлаждения мотора непосредственно на корпус термостата. Показатель сопротивления напрямую зависит от текущей температуры. Если температура высокая, сопротивление низкое, или же наоборот.

Сигнал от ДТОЖ поступает на электронный блок управления, а уже ЭБУ, в свою очередь, корректирует подачу топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. Если двигатель еще не успел нагреться до оптимальной температуры, топливовоздушная смесь поставляется более обогащенной.

Статья в тему: Выбор обвесов на ВАЗ 2110

При неисправности датчика на ЭБУ идут некорректные показатели температуры, из-за чего двигатель перестает нормально функционировать, часто перегревается. Потому если вы столкнулись с поломкой ДТОЖ, обязательно в самое ближайшее время замените его.

Как понять, что требуется замена датчика температуры на ВАЗ 2110?

Самое первое, на что стоит обратить внимание — плохо заводится двигатель. Независимо от погоды и температуры за бортом, его запуск затруднен. В одну группу к этому признаку стоит отнести и трудности с остановкой мотора, а также нехарактерная работа его на холостых оборотах.

Вторым признаком является перерасход горючего и охлаждающей жидкости. Первое связано с тем, что при отсутствии необходимости подавать обогащенную смесь, все-равно, происходит ее насыщение. А антифриз просто-напросто выкипает, когда температура двигателя слишком высокая. Это особенно опасно, потому что может привести к выходу из строя двигателя.


на ВАЗ 2110″ width=”659″ height=”446″ /> Для замены датчика температуры используют ключ на 19

Еще одним поводом задуматься о работоспособности ДТОЖ является нехарактерный цвет выхлопных газов, что может быть признаком того, что плохо работает выставление угла зажигания.

При повышенном расходе топлива, неисправным может быть не только детектор температуры ОЖ, но и другие датчики — лямбда-зонд, датчик фаз и т.д.

Симптомы неисправности

Чтобы обеспечить передачу на электронный блок управления верных данных от датчика температуры ОЖ, его необходимо соответствующим образом установить на место.


Откручиваем

Место ДТОЖ находится возле корпуса термостата. Наконечники датчика обязательно должны быть в контакте с жидкостью охлаждения.

Потому первопричиной некорректной работы ДТОЖ может оказаться его банальная неправильная установка.

Некоторые симптомы позволят даже малоопытному автомобилисту определить, что проблема заключается именно в этом датчике:

  • Выхлопные газы имеют очень низкое качество из-за нарушенной топливовоздушной смеси;
  • Показатели расхода топлива заметно выросли;
  • Отработанные газы имеют ухудшенный состав;
  • Двигателем становится проблематично управлять;
  • На приборной панели высвечивается код неполадки, либо начинает мигать сигнальная лампа, означающая перегрев силового агрегата;
  • С трудом удается запустить двигатель.

Многие сразу же загоняют автомобиль в гараж и приступают к замене датчика температуры охлаждающей жидкости на своем ВАЗ 2110. Но часто причиной появления подобных симптомов является наличие повреждений проводки, плохой контакт соединений. Потому в первую очередь проверьте их.

Внешне определить, что датчик вышел из строя, также можно. Наличие следов ржавчины, коррозия на устройстве, отложения говорят о том, что в дальнейшем этот датчик лучше не эксплуатировать.

Можно вооружиться вольтметром или мультиметром, чтобы определить сопротивления. В холодном состоянии нормальные показания датчика должны составлять 2В, а если двигатель горячий, тогда 0,5В. Любые отклонения от нормы говорят о выходе из строя измерителя.

Статья в тему: ВАЗ 2110 не заводится: стартер не крутит, но щелкает и другие неисправности

Почему ломается термодатчик двигателя?

На самом деле, их не так много. На автомобилях ВАЗ 2114, 2110 или 2107 причины поломки мало отличаются.

Первым делом, стоит обратить внимание на всю систему охлаждения — оценить целостность проводки, качество контактов и клемм, исправность вентиляторов, а также уровень и качество антифриза.

Все эти факторы могут привести к тому, что датчик выходит из строя раньше, чем автовладелец ожидает (не «если», а «когда», ведь любая деталь рано или поздно выходит из строя, а такая маленькая и активно использующаяся и подавно)

Таким образом, прежде чем устанавливать на место неисправного новый анализатор, стоит убедиться в том, что вся система работает нормально, чтобы установленная деталь не сгорела раньше времени по той причине, что владелец авто поленился поискать в проводке разрывы.

Замена

Датчик температуры охлаждающей жидкости находится в корпусе термостата, на схема он под №14.

Чтобы поменять ДТОЖ своими руками следует:

  1. Слить охлаждающую жидкость (автоумельцы не сливают);
  2. Отсоединить разъем с проводами;
  3. Вывернуть датчик (ключ «на 19»).

Установка производиться в обратной последовательности. Для устранения течи замените медную шайбу или нанесите на резьбовую часть датчика термостойкий герметик.

Как определить неисправность прибора при работающем двигателе?

Для начала нужно, естественно, завести мотор, после чего понаблюдать за шкалой температурного уровня на приборной панели.

Если стрелка зашкаливает, а мотор холодный, необходимо отключить контакты от датчика и посмотреть, что будет происходить дальше.


на ВАЗ 2110″ width=”644″ height=”395″ />

Если показания изменились, значит ДТОЖ подлежит замене. Если все осталось без изменений, значит поломка кроется в цепи до детектора — нарушена целостность проводки, неисправны контакты и т. д.

Если же стрелка дергается туда-сюда, нужно проверить предохранители.

Как заменить датчик температуры двигателя на ВАЗ 2110?

Прежде всего нужно приобрести прибор на замену сломанному, соблюдая маркировку. Помимо официальных устройств существуют аналоги, но с ними нужно быть внимательными, дабы не потратить деньги впустую.

Как только датчик готов, можно приступать к замене:

  • в первую очередь необходимо заглушить мотор и остудить его;
  • далее нужно снять мешающие детали (например, патрубок);
  • обесточить систему, сняв минусовую клемму с АКБ;
  • слить антифриз, так как после демонтажа термодатчика он может пролиться из открывшегося отверстия;
  • отключить блок проводов, ведущих к детектору;
  • выкрутить прибор ключом подходящего размера (на ВАЗ 2110 это №19, как и на ВАЗ 2114);
  • поставить на освободившееся место новый ДТОЖ;
  • после того, как поменял приборы местами, произвести сбор системы в обратном порядке и завести машину, чтобы проверить исправность работы системы охлаждения.

Дабы избежать протечки ОЖ через гнездо датчика, можно воспользоваться герметиком или уплотнительным кольцом.

Замена датчика нагрева охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110-2112 и проверка старого

Процедура по замене ДТОЖ предельно проста и не требует посещения СТО. Куда проще и надежнее выполнить работы самому. Напоминаем, что перед покупкой вы можете проверить состояние старого измерителя, просто погрузив его в доведенную до кипения воду либо, что еще лучше, охлаждающую жидкость.

Контролируя температуру остывающей воды, просто сравните значения сопротивления датчика с табличными:

  • при нормальной температуре окружающей среды, снятый с автомобиля измеритель должен показывать значения сопротивления в 3,5 кОм (при 20 град. Цельсия);
  • погруженный в кипящую воду, датчик температуры ВАЗ 2112 будет выдавать значение сопротивления в 177 ОМ;
  • на контрольной отметке в 80 град. по Цельсию сопротивление регулятора должно быть равно 332 Ома;
  • остыв до температуры в 40 град, датчик покажет значение сопротивления в 1,5 кОм.
Алгоритм замены ДТОЖ следующий:
  1. Отключаем отрицательную клемму АКБ и сливаем охлаждающую жидкость из системы посредством дренажной пробки на радиаторе.
  2. Датчик находится на впускном патрубке радиатора ВАЗ 2110. Для его удобного демонтажа понадобится снять фильтр.
  3. Отключаете штекерный электрический разъем и откручиваете регулятор из системы.


Новый датчик покупаем согласно заводской номенклатуры. Каталожный номер изделия 2112-3851010. Также его можно найти по его артикулу: 423.3828, 23.3828 либо 405213. Все вышеупомянутые регуляторы являются аналогичными и взаимозаменяемыми. Стоит новый измеритель порядка 250 рублей.

Ваз 2110: датчик охлаждающей жидкости и его замена своими руками

Температурный датчик на ВАЗ 2110 располагается в термостате, будучи погруженным в антифриз. Благодаря этому достигается оптимальная точность полученных показателей.

на ВАЗ 2110″ width=”635″ height=”502″ /> Замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110

В данном автомобиле имеются два детектора температуры. На это стоит обратить внимание и при возникновении необходимости постараться их не перепутать.

Тот, что находится в термостате — датчик температуры охлаждающей жидкости.

Второй термодетектор можно отыскать в головке блока цилиндров. Это — датчик указателя.

Он несет немного иные функции, нежели ДТОЖ, но при каких-либо поломках, относящихся к температуре мотора, проверить, возможно, придется оба детектора.

Система охлаждения автомобилей линейки ВАЗ представляет собой слаженную работу всех своих частей:

  1. вентиляторов;
  2. радиаторов;
  3. датчиков;
  4. антифриза.

ОЖ не только выполняет работу по сохранению температурного баланса мотора, но предохраняет от коррозии его детали, соприкасающиеся со средой, а также предохраняет систему от засора.

А за состоянием данной жидкости призван следить температурный детектор.

Та же самая система характерна и для ВАЗ 2114 и аналогичные ему модели.

Как работает датчик температуры?

ДТОЖ представляет собой прибор с отрицательным температурным коэффициентом, проще говоря, термистор. Это значит, что измеряемые тепловые данные детектор представляет в виде сопротивления, которое передает на блок управления. Чем выше нагрев антифриза, тем меньше показания.

Не меняя темы, стоит сразу рассказать о том, как проверить работоспособность прибора.

Для этого стоит вооружиться мультиметром и градусником, который выдерживает высокие температуры:

  • для начала стоит подготовить емкость, которая заполняется ОЖ. Нужно выбрать посуду, в которой можно будет нагреть жидкость;
  • мультиметр переводится в состояние омметра, к нему подсоединяется детектор;
  • в тару с жидкостью опускается подключенный к мультиметру датчик, а также термометр
  • начинается постепенный нагрев антифриза;
  • полученные данные сравниваются с нормой и, если они не совпадают, то прибор требует замены (ремонт данной детали невозможен, так что, ее неисправность лечится только покупкой нового датчика).

Точные данные можно узнать из документов к конкретному прибору, но в качестве примера можно сказать, что при температуре равной 30 градусам, сопротивление на мультиметре будет составлять более полутора тысяч Ом. А как только нагрев антифриза достигнет 100 градусов, показания снизятся до уровня менее двухсот.

Таким же способом можно проверить и новый термодатчик, чтобы убедиться в его исправности еще до установки.

Данные разных автомобилей могут совпадать, будь то ВАЗ 2114 или ВАЗ 21093, а вот разные модели детекторов могут давать различные показания, так что лучше при проверке использовать нормативы для данной конкретной марки прибора.

Как помогает ДТОЖ работе мотора?

Собранные температурные данные передаются на блок управления, который затем управляет системой, основываясь на полученных данных:

Полезная информация
1корректировка угла зажигания, что помогает минимизировать пагубное влияние выхлопных газов на окружающую среду
2регулирование уровня насыщения топливной смеси
3контроль за работой вентиляционной системы охлаждения двигателя

Некоторые секреты, которые нужно знать

После проделывания данных процедур, необходимо повысить уровень охладительной жидкости до максимума. Не следует уменьшать данный показатель или превышать. От точного уровня жидкости зависит полноценная и качественная работа датчиков и всего автомобиля. Знание главных неисправностей датчика, могут оказаться весьма полезными для его ремонта или замены. При возникновении неисправностей данного устройства, автомобиль может получить так называемую проблему холодного управления.

Примечание. При возникновении неполадок в этой части автомобиля, может увеличиться расход топлива, что крайне нежелательно в нормальной эксплуатации транспортного средства.

Часто, проблемы неисправности случаются из-за поломки самого датчика. Причиной его неисправностей может быть электрическая проводка автомобиля. Одним из успешных условий использования датчика, является постоянный контроль за состояние проводки транспортного средства. Датчики указывают на работу двигателя, выброс топлива, его экономии. В случае проблем с фиксацией датчика (поломки термостата), датчик может выдавать слишком низкую температуру. В случае удаления или неисправностей в термостате, датчик и двигатель будут выдавать минимальную температуру. Низкий уровень температуры приведет к отклонениям от нормального процесса работы двигателя. Данная видео-инструкция поможет все сделать грамотно.
В процессе работы рекомендуется пользоваться также фото-материалами и другими наглядными пособиями: картами, схемами и т.д. Своими руками заменить датчик легко и просто, а инструкция, представленная выше, поможет не совершить ошибок. Цена на замену датчика в автосервисах у специалистов высокая, да и зачем, если все можно сделать самостоятельно?

Как понять, что требуется замена датчика температуры на ВАЗ 2110?

Самое первое, на что стоит обратить внимание — плохо заводится двигатель. Независимо от погоды и температуры за бортом, его запуск затруднен. В одну группу к этому признаку стоит отнести и трудности с остановкой мотора, а также нехарактерная работа его на холостых оборотах.

Вторым признаком является перерасход горючего и охлаждающей жидкости. Первое связано с тем, что при отсутствии необходимости подавать обогащенную смесь, все-равно, происходит ее насыщение. А антифриз просто-напросто выкипает, когда температура двигателя слишком высокая. Это особенно опасно, потому что может привести к выходу из строя двигателя.


на ВАЗ 2110″ width=”659″ height=”446″ /> Для замены датчика температуры используют ключ на 19

Еще одним поводом задуматься о работоспособности ДТОЖ является нехарактерный цвет выхлопных газов, что может быть признаком того, что плохо работает выставление угла зажигания.

При повышенном расходе топлива, неисправным может быть не только детектор температуры ОЖ, но и другие датчики — лямбда-зонд, датчик фаз и т.д.

Проверка


Прибор-указатель температуры ОЖ

Неотъемлемой частью процесса монтажа/демонтажа датчика температуры охлаждающей жидкости, является проверка его рабочих показателей. Для исполнения данной цели необходимо использовать некоторые дополнительные приборы и инструменты:

  • Прибор омметр. Некоторые водители называют его мультиметром.
  • Датчик температуры с показателями свыше 100 градусов по Цельсию (градусник, термометр и т.д.).
  • Резервуар или тара, которая не подвержена термической активности объемом в 0,6 литра.

Некоторые водители часто путают датчик температуры охлаждающей жидкости с датчиком указателя температуры охлаждающей жидкости. Здесь следует быть предельно внимательным. Омметр имеет два выходных провода с клеммами. Их следует установить на корпус датчика и к выходному разъему датчика. Основными показателями исправности устройства являются следующие параметры:

  • Температура (измеряется в градусах по шкале Цельсия).
  • Сопротивление датчика (измеряется в Ом).

Показатели температуры должны соответствовать показателям прибора омметра. Для начала следует уточнить температурные показатели:

  • 30 градусов по шкале Цельсия.
  • 50 градусов по шкале Цельсия.
  • 70 градусов по шкале Цельсия.
  • 90 градусов по шкале Цельсия.
  • 110 градусов по шкале Цельсия.

Эти данные должны соответствовать следующим показателям прибора мультиметра:

  • 1350 – 1880 Ом.
  • 585 – 820 Ом.
  • 280 – 390 Ом.
  • 155 – 196 Ом.
  • 87 – 109 Ом.

Почему ломается термодатчик двигателя?

На самом деле, их не так много. На автомобилях ВАЗ 2114, 2110 или 2107 причины поломки мало отличаются.

Первым делом, стоит обратить внимание на всю систему охлаждения — оценить целостность проводки, качество контактов и клемм, исправность вентиляторов, а также уровень и качество антифриза.

Все эти факторы могут привести к тому, что датчик выходит из строя раньше, чем автовладелец ожидает (не «если», а «когда», ведь любая деталь рано или поздно выходит из строя, а такая маленькая и активно использующаяся и подавно)

Таким образом, прежде чем устанавливать на место неисправного новый анализатор, стоит убедиться в том, что вся система работает нормально, чтобы установленная деталь не сгорела раньше времени по той причине, что владелец авто поленился поискать в проводке разрывы.

Как определить неисправность прибора при работающем двигателе?

Для начала нужно, естественно, завести мотор, после чего понаблюдать за шкалой температурного уровня на приборной панели.

Если стрелка зашкаливает, а мотор холодный, необходимо отключить контакты от датчика и посмотреть, что будет происходить дальше.


на ВАЗ 2110″ width=”644″ height=”395″ />

Если показания изменились, значит ДТОЖ подлежит замене. Если все осталось без изменений, значит поломка кроется в цепи до детектора — нарушена целостность проводки, неисправны контакты и т. д.

Если же стрелка дергается туда-сюда, нужно проверить предохранители.

Когда менять датчик температуры охлаждающей жидкости

  • Меняется датчик в том случае когда происходит поломка, но лучше поменять его заранее к примеру когда идет замена двигателя потому что при изнашивании датчика показания будут неточными.
  • В электроцепи нужно тоже проверять подачу тока, если стрелки дергаются в беспорядочном движении возможно будет неправильная подача напряжения или нестабильная, поэтому нужно будет менять стабилизатор.
  • Заметить визуально тоже можно когда данный прибор начинает ломаться это видно при утечки жидкости, начинается сильная коррозия зажимов или появляются на нем трещины.
  • Состояние охлаждающей жидкости следует также проверять. При использовании более трех или пяти лет стоит ее менять ,это указывает на явные признаки загрязнении.
  • Чтобы показания датчика и показания приборов в движении были в нормальном состоянии, нужно в первую очередь внимательно за всем этим следить и не допускать до последнего момента.

Как заменить датчик температуры двигателя на ВАЗ 2110?

Прежде всего нужно приобрести прибор на замену сломанному, соблюдая маркировку. Помимо официальных устройств существуют аналоги, но с ними нужно быть внимательными, дабы не потратить деньги впустую.

Как только датчик готов, можно приступать к замене:

  • в первую очередь необходимо заглушить мотор и остудить его;
  • далее нужно снять мешающие детали (например, патрубок);
  • обесточить систему, сняв минусовую клемму с АКБ;
  • слить антифриз, так как после демонтажа термодатчика он может пролиться из открывшегося отверстия;
  • отключить блок проводов, ведущих к детектору;
  • выкрутить прибор ключом подходящего размера (на ВАЗ 2110 это №19, как и на ВАЗ 2114);
  • поставить на освободившееся место новый ДТОЖ;
  • после того, как поменял приборы местами, произвести сбор системы в обратном порядке и завести машину, чтобы проверить исправность работы системы охлаждения.

Дабы избежать протечки ОЖ через гнездо датчика, можно воспользоваться герметиком или уплотнительным кольцом.

Датчик температуры и его разновидности на ВАЗ 2110

Именно для того, чтобы системы вашего авто работали исправно, на современных двигателях ВАЗ типа инжектор существует умная система электронного управления, считывающая информацию от разного рода систем и предупреждающая вас о возможных неисправностях. Когда говорят о проблеме датчика температуры, скорее всего, имеется в виду датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2110

Ошибки, связанные с неправильной работой измерителей температуры, также могут быть вызваны датчиком, определяющим массовый расход воздуха (ДМРВ). Таким образом, температурные регуляторы в автомобилях ВАЗ 2110 бывают двух видов, если не говорить про устанавливаемый в салоне для комфортного климат-контроля. Но от него куда в меньшей мере зависит надежная работа вашего железного коня, потому в рамках данной статьи он не рассматривается.

Принцип работы температурного датчика на ВАЗ 2110-2112

Не смотря на то, что вышедший из строя температурный регулятор не является элементом, подлежащим ремонту, для пытливого ума современного автомобилиста будет не лишним понимать принцип его действия. Как и в любой другой системе, понимание основных принципов ее работы является залогом надежного обслуживания и ремонта.

Расположение датчика температуры ВАЗ

Если говорить про датчик ВАЗ 2110 температуры, контролирующий степень нагрева охлаждающей жидкости, то его конструкция предельно проста. Принципиально он является термозависимым полупроводниковым элементом резистивного сопротивления. Чем сильнее на него оказывается температурное воздействие — тем меньше его омическое сопротивление.

Данный датчик имеет два контакта. Уровень тока в цепи считывается АЦП контроллера, преобразующего его в цифровое значение. Таким образом, имея бортовой компьютер, автомобилист также может считывать в режиме реального времени динамически изменяющуюся рабочую температуру ДВС на ВАЗ 2110.

Куда интереснее работает регулятор массового расхода воздуха, имеющий в своем комплекте два контролирующих температуру элемента и резистивный элемент нагрева. От разности температур, выдаваемых соответственно первым и вторым датчиком при работе, определяется скорость потока проходящего через фильтр к двигателю воздуха.

Особенности датчика массового расхода воздуха (ДМРВ)

Первый из измерителей охлаждается поступающим потоком воздуха, а второй нет. На этом и построен принцип работы ДМРВ. Это означает, что если оба датчика показывают одинаковую температуру — расхода воздуха нет. А чем больше разница — тем интенсивнее проходящий через контролирующее устройство поток воздуха и, соответственно, больше его объем в единицу времени.

Проверка датчика температуры Ваз 2110

> Самое важное, что нужно знать о датчике температуры Ваз 2110, это то, что он не один. Ваз 2110 имеет два датчика температуры:
— Датчик температуры указателя охлаждающей жидкости. Это датчик, предназначенный для вывода информации о температуре двигателя на панель приборов. Он ни на что больше не влияет, никуда не заведен — влияет только на указатель температуры на панели.
— Датчик температуры охлаждающей жидкости, подключенный к ЭБУ. Данный датчик кардинально влияет на работу двигателя автомобиля.
Именно по нем управляющая программа знает температуру двигателя и задает длительность впрыска на форсунки. Именно по этому датчику опять же ЭБУ включает вентилятор системы охлаждения двигателя Ваз 2110. Поэтому при большом расходе топлива, кипящем моторе, неработающем вентиляторе нужно проверять именно этот датчик.

Датчик температуры Ваз 2110

Датчик температуры — термосопротивление, то есть сопротивление, изменяемое в зависимости от температуры двигателя. Датчик установлен в выпускном патрубке головки блока цилиндров возле термостата. Он закручивается внутрь патрубка и его чувствительная часть взаимодействует непосредственно с охлаждающей жидкостью. Датчик заведенный на инжектор имеет два контакта, на указатель температуры — только один контакт.

Расположение датчиков температуры Ваз 2110

Как правило проверка датчика температуры Ваз 2110 сводится к замеру его сопротивления при разной температуре. Датчик имеет два контакта — сопротивление между ними и нужно измерять мультиметром.
Проверка датчика температуры Ваз 2110:
1) На холодно двигателе снимаем разъем с датчика, проверяем не окислен ли он. Затем с помощью мультиметра меряем сопротивление. Одеваем разъем на место.
2) Заводим двигатель и прогреваем его. Если указатель температуры корректно работает от своего датчика температуры, то он будет показывать нам правильную температуру.
3) Глушим двигатель, опять снимаем разъем и меряем сопротивление датчика температуры. Оно должно стать меньше, чем было на холодном двигателе.
На холодном двигателе при температуре около 0 градусов сопротивление датчика должно быть около 10 кОм. При температуре 90 градусов, сопротивление датчика будет 240 Ом.
4) При сопротивлении датчика температуры менее 240 Ом, ЭБУ должен запустить вентилятор системы охлаждения. Чтобы это проверить необходимо взять резистор номинала 100 Ом и им замкнуть на контакты разъема датчика температуры. В момент замыкания сопротивлением контактов разъема вентилятор начнет вращаться, при размыкании выключится.
5) Если сопротивление датчика не поменялось в зависимости от температуры двигателя, то датчик неисправен, его нужно заменить.
6) Если вентилятор системы охлаждения не включается даже на горячей машине и замыкая контакты разъема датчика сопротивлением в 100 Ом вентилятор тоже не запускается, то надо проверить предохранитель, реле вентилятора на колодке слева от пассажирского сидения под бардачком. Там где установлено ЭБУ.
7) Кому интересно могут слить тосол, выкрутить датчик и занести его домой. Там опустить в кипяток и измерять сопротивление — должно быть 100-200 Ом. Хотя тоже самое можно проделать на машине.
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости сильно жизнь не портит, однако все равно он должен быть исправен. Проверка его аналогична описанной выше методике — замер сопротивления при различной температуре охлаждающей жидкости Ваз 2110.

Указатель температуры Ваз 2110

Замена датчика температуры Ваз 2110:
1) Замену датчика температуры производим на холодном двигателе. Откручиваем крышку расширительного бачка и сливаем тосол до уровня датчика температуры.
2) Выкручиваем датчик ключом на 19. На его место вворачиваем исправный датчик.
3) Доливаем тосол до прежнего уровня, надеваем разъем на датчик, закрываем крышкой расширительный бачок.
4) Заводим двигатель и смотрим не подтекает ли тосол через датчик температуры.
На что обратить внимание:
Не нужно путать между собой датчики температуры Ваз 2110. Датчик, который заведен на ЭБУ — установлен выше,на выпускном патрубке. Датчик указателя температуры — ниже, ввернут в корпус двигателя в районе головки блока цилиндров.
Для можно пользоваться резисторами различного номинала. Замыкая его на контакты датчика стрелка на панели должна показывать разную температуру. 10 кОм — 0 градусов, 240 Ом — 90 градусов, 100 Ом — 130 градусов.

Может ли датчик температуры на ваз 2110 влиять на запуск двигателя

Температурный датчик на ВАЗ 2110 располагается в термостате, будучи погруженным в антифриз. Благодаря этому достигается оптимальная точность полученных показателей.

на ВАЗ 2110″ width=”635″ height=”502″ /> Замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110

В данном автомобиле имеются два детектора температуры. На это стоит обратить внимание и при возникновении необходимости постараться их не перепутать.

Тот, что находится в термостате — датчик температуры охлаждающей жидкости.

Второй термодетектор можно отыскать в головке блока цилиндров. Это — датчик указателя.

Он несет немного иные функции, нежели ДТОЖ, но при каких-либо поломках, относящихся к температуре мотора, проверить, возможно, придется оба детектора.

Система охлаждения автомобилей линейки ВАЗ представляет собой слаженную работу всех своих частей:

  1. вентиляторов;
  2. радиаторов;
  3. датчиков;
  4. антифриза.

ОЖ не только выполняет работу по сохранению температурного баланса мотора, но предохраняет от коррозии его детали, соприкасающиеся со средой, а также предохраняет систему от засора.

А за состоянием данной жидкости призван следить температурный детектор.

Та же самая система характерна и для ВАЗ 2114 и аналогичные ему модели.

Как работает датчик температуры?

ДТОЖ представляет собой прибор с отрицательным температурным коэффициентом, проще говоря, термистор. Это значит, что измеряемые тепловые данные детектор представляет в виде сопротивления, которое передает на блок управления. Чем выше нагрев антифриза, тем меньше показания.

Не меняя темы, стоит сразу рассказать о том, как проверить работоспособность прибора.

Для этого стоит вооружиться мультиметром и градусником, который выдерживает высокие температуры:

  • для начала стоит подготовить емкость, которая заполняется ОЖ. Нужно выбрать посуду, в которой можно будет нагреть жидкость;
  • мультиметр переводится в состояние омметра, к нему подсоединяется детектор;
  • в тару с жидкостью опускается подключенный к мультиметру датчик, а также термометр
  • начинается постепенный нагрев антифриза;
  • полученные данные сравниваются с нормой и, если они не совпадают, то прибор требует замены (ремонт данной детали невозможен, так что, ее неисправность лечится только покупкой нового датчика).

Точные данные можно узнать из документов к конкретному прибору, но в качестве примера можно сказать, что при температуре равной 30 градусам, сопротивление на мультиметре будет составлять более полутора тысяч Ом. А как только нагрев антифриза достигнет 100 градусов, показания снизятся до уровня менее двухсот.

Таким же способом можно проверить и новый термодатчик, чтобы убедиться в его исправности еще до установки.

Данные разных автомобилей могут совпадать, будь то ВАЗ 2114 или ВАЗ 21093, а вот разные модели детекторов могут давать различные показания, так что лучше при проверке использовать нормативы для данной конкретной марки прибора.

Как помогает ДТОЖ работе мотора?

Собранные температурные данные передаются на блок управления, который затем управляет системой, основываясь на полученных данных:

Полезная информация
1корректировка угла зажигания, что помогает минимизировать пагубное влияние выхлопных газов на окружающую среду
2регулирование уровня насыщения топливной смеси
3контроль за работой вентиляционной системы охлаждения двигателя

Датчик температуры ВАЗ 2110

Важнейшим условием нормальной работы современного автомобиля является постоянный контроль температурного режима его систем.

В Ладах десятого семейства температурные датчики используются в системе охлаждения двигателя, климатической установке, а также для измерения температуры окружающего воздуха снаружи машины.

Датчик предназначен для контроля нагрева антифриза, который циркулирует в системе охлаждения автомобиля. Результаты измерений передаются в электронный блок управления для автоматической корректировки состава топливной смеси, регулировки оборотов мотора и активации вентилятора охлаждения радиатора.

Если датчик неисправен, то инжектор работает некорректно, а при достижении критических температур вентилятор не включается, и антифриз закипает.

Датчик представляет собой резистор в металлическом корпусе, электрическое сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры антифриза.

У ВАЗ 2110 ранних выпусков температурный датчик располагался в верхней части блока цилиндров, с левой стороны мотора. На инжекторных «Десятках» установлены два температурных датчика:

  • Датчик температуры охладителя, показания которого считывает ЭБУ автомобиля (этот датчик расположен на передней стороне корпуса термостата);
  • Датчик указателя температуры антифриза на приборной панели (находится в блоке двигателя под верхним патрубком радиатора).

Как понять, что требуется замена датчика температуры на ВАЗ 2110?

Самое первое, на что стоит обратить внимание — плохо заводится двигатель. Независимо от погоды и температуры за бортом, его запуск затруднен. В одну группу к этому признаку стоит отнести и трудности с остановкой мотора, а также нехарактерная работа его на холостых оборотах.

Вторым признаком является перерасход горючего и охлаждающей жидкости. Первое связано с тем, что при отсутствии необходимости подавать обогащенную смесь, все-равно, происходит ее насыщение. А антифриз просто-напросто выкипает, когда температура двигателя слишком высокая. Это особенно опасно, потому что может привести к выходу из строя двигателя.


на ВАЗ 2110″ width=”659″ height=”446″ /> Для замены датчика температуры используют ключ на 19

Еще одним поводом задуматься о работоспособности ДТОЖ является нехарактерный цвет выхлопных газов, что может быть признаком того, что плохо работает выставление угла зажигания.

При повышенном расходе топлива, неисправным может быть не только детектор температуры ОЖ, но и другие датчики — лямбда-зонд, датчик фаз и т.д.

Список выдаваемых кодов ошибок, определяющих неисправность температурного датчика:

Коды 0112 и 0113 определяют проблемы регулятора МРВ, связанных с, соответственно, низкими и высокими температурными показателями. Не спешите покупать новый датчик. Поскольку элемент является обычным терморезистором, изменяющим значения сопротивления от температуры.

Коды ошибок ДМРВ на ВАЗ 2110

Его очень просто проверить мультиметром, сняв с ВАЗ и погрузив в воду, доведенную до температуры кипения, замерить сопротивление по мере остывания жидкости и сравнить с табличными величинами. Если все нормально — проблема может быть вызвана засорением датчика либо в контактах.

Коды 0115 и 0116 говорят о том, что показания регулятора охлаждающей жидкости некорректны. Это также может быть связано с выходом из строя датчика, его закороткой либо иными проблемами, рассмотренными ранее в статье.

Коды 0117 и 0118, наконец, говорят о том, что температура, зафиксированная измерителем ТОЖ ВАЗ 2110, выходит за пределы нормальных значений. Семерка на конце означает слишком низкие значения, в восьмерка — слишком высокие. В таком случае стоит проверить всю охлаждающую систему и в том числе сам регулятор.

Почему ломается термодатчик двигателя?

На самом деле, их не так много. На автомобилях ВАЗ 2114, 2110 или 2107 причины поломки мало отличаются.

Первым делом, стоит обратить внимание на всю систему охлаждения — оценить целостность проводки, качество контактов и клемм, исправность вентиляторов, а также уровень и качество антифриза.

Все эти факторы могут привести к тому, что датчик выходит из строя раньше, чем автовладелец ожидает (не «если», а «когда», ведь любая деталь рано или поздно выходит из строя, а такая маленькая и активно использующаяся и подавно)

Таким образом, прежде чем устанавливать на место неисправного новый анализатор, стоит убедиться в том, что вся система работает нормально, чтобы установленная деталь не сгорела раньше времени по той причине, что владелец авто поленился поискать в проводке разрывы.

Как определить неисправность прибора при работающем двигателе?

Для начала нужно, естественно, завести мотор, после чего понаблюдать за шкалой температурного уровня на приборной панели.

Если стрелка зашкаливает, а мотор холодный, необходимо отключить контакты от датчика и посмотреть, что будет происходить дальше.


на ВАЗ 2110″ width=”644″ height=”395″ />

Если показания изменились, значит ДТОЖ подлежит замене. Если все осталось без изменений, значит поломка кроется в цепи до детектора — нарушена целостность проводки, неисправны контакты и т. д.

Если же стрелка дергается туда-сюда, нужно проверить предохранители.

Симптомы неисправности

Чтобы обеспечить передачу на электронный блок управления верных данных от датчика температуры ОЖ, его необходимо соответствующим образом установить на место.


Откручиваем

Место ДТОЖ находится возле корпуса термостата. Наконечники датчика обязательно должны быть в контакте с жидкостью охлаждения.

Потому первопричиной некорректной работы ДТОЖ может оказаться его банальная неправильная установка.

Некоторые симптомы позволят даже малоопытному автомобилисту определить, что проблема заключается именно в этом датчике:

  • Выхлопные газы имеют очень низкое качество из-за нарушенной топливовоздушной смеси;
  • Показатели расхода топлива заметно выросли;
  • Отработанные газы имеют ухудшенный состав;
  • Двигателем становится проблематично управлять;
  • На приборной панели высвечивается код неполадки, либо начинает мигать сигнальная лампа, означающая перегрев силового агрегата;
  • С трудом удается запустить двигатель.

Многие сразу же загоняют автомобиль в гараж и приступают к замене датчика температуры охлаждающей жидкости на своем ВАЗ 2110. Но часто причиной появления подобных симптомов является наличие повреждений проводки, плохой контакт соединений. Потому в первую очередь проверьте их.

Внешне определить, что датчик вышел из строя, также можно. Наличие следов ржавчины, коррозия на устройстве, отложения говорят о том, что в дальнейшем этот датчик лучше не эксплуатировать.

Можно вооружиться вольтметром или мультиметром, чтобы определить сопротивления. В холодном состоянии нормальные показания датчика должны составлять 2В, а если двигатель горячий, тогда 0,5В. Любые отклонения от нормы говорят о выходе из строя измерителя.

Статья в тему: Какой лучше выбрать обвес на ВАЗ 2114

Как заменить датчик температуры двигателя на ВАЗ 2110?

Прежде всего нужно приобрести прибор на замену сломанному, соблюдая маркировку. Помимо официальных устройств существуют аналоги, но с ними нужно быть внимательными, дабы не потратить деньги впустую.

Как только датчик готов, можно приступать к замене:

  • в первую очередь необходимо заглушить мотор и остудить его;
  • далее нужно снять мешающие детали (например, патрубок);
  • обесточить систему, сняв минусовую клемму с АКБ;
  • слить антифриз, так как после демонтажа термодатчика он может пролиться из открывшегося отверстия;
  • отключить блок проводов, ведущих к детектору;
  • выкрутить прибор ключом подходящего размера (на ВАЗ 2110 это №19, как и на ВАЗ 2114);
  • поставить на освободившееся место новый ДТОЖ;
  • после того, как поменял приборы местами, произвести сбор системы в обратном порядке и завести машину, чтобы проверить исправность работы системы охлаждения.

Дабы избежать протечки ОЖ через гнездо датчика, можно воспользоваться герметиком или уплотнительным кольцом.

Зачем нужен ДТОЖ

Следует отметить, что датчик и указатель температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110 работают совместно. Некоторые путаются, считая датчик и указатель одним и тем же устройством.

ДТОЖ — это полупроводниковый резистор, который имеет отрицательный температурный коэффициент. Его монтируют в системе охлаждения мотора непосредственно на корпус термостата. Показатель сопротивления напрямую зависит от текущей температуры. Если температура высокая, сопротивление низкое, или же наоборот.

Сигнал от ДТОЖ поступает на электронный блок управления, а уже ЭБУ, в свою очередь, корректирует подачу топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя. Если двигатель еще не успел нагреться до оптимальной температуры, топливовоздушная смесь поставляется более обогащенной.

Статья в тему: Штатный БК на ВАЗ 2114: зачем он нужен и как им пользоваться

При неисправности датчика на ЭБУ идут некорректные показатели температуры, из-за чего двигатель перестает нормально функционировать, часто перегревается. Потому если вы столкнулись с поломкой ДТОЖ, обязательно в самое ближайшее время замените его.

Где находятся датчики клапанов и температуры на ВАЗ 2110?

Владельцу современного авто, начиненного различной электроникой, поневоле приходится разбираться, где находятся датчики клапанов ВАЗ-2110-2112. Ведь поменять любой из них может и сам автолюбитель, за этим не всегда нужно ехать на станцию техобслуживания, терять время и платить деньги. Большинству водителей известен разве что датчик указателя температуры охлаждающей жидкости, да прибор, контролирующий давление масла. Но этих устройств в современных автомобилях ВАЗ гораздо больше.

Измеритель нагрева силового агрегата

Устройство для измерения температуры охлаждающей жидкости ВАЗ-2110 встроено в патрубок, расположенный с правой стороны двигателя. Корпус датчика, представляющего собой терморезистор, контактирует с антифризом напрямую. Чем больше прогреваются мотор и охлаждающая жидкость, тем сильнее падает сопротивление данного устройства. Контроллер, подающий на него электрический сигнал, производит расчет температуры двигателя в зависимости от величины падения напряжения и предпринимает такие действия:

От того, насколько корректно работает датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ десятого семейства, зависит целых 3 важных функции. Устройство считается довольно надежным, но иногда выходит из строя по причине перетирания изоляции проводки тросом акселератора, либо разрыва цепи внутри элемента, что случается реже. Испорченные провода подлежат замене, как и сам неисправный прибор.

Несколько рекомендаций на тему, как проверить датчик температуры. О неисправности свидетельствуют такие признаки:

  • заметное увеличение расхода топлива, поскольку процессор неправильно готовит смесь из-за неработающего измерителя;
  • прогретый до рабочей температуры двигатель плохо заводится;
  • вентилятор включается самопроизвольно при разной температуре;
  • неработающий датчик охлаждающей жидкости провоцирует неправильные показания прибора на панели.

Произвести замену элемента несложно, доступ к нему открыт. Но при выкручивании из патрубка потечет антифриз, поэтому надо сначала дождаться, пока силовой агрегат остынет. Потом взять пластиковую емкость и частично опорожнить охладительную систему путем слива антифриза из блока цилиндров. После этого можно выкручивать старый и ставить новый датчик температуры ВАЗ-2110.

Контроль расхода воздуха

Расположение датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) — на воздуховоде, идущем от фильтра к дроссельной заслонке. Прибор состоит из 3 элементов, находящихся внутри воздушного потока. Первый измеряет температуру входящего потока, а 2 других нагреваются до определенной степени. Чем сильнее поток, проходящий сквозь воздушные датчики ВАЗ-2110, тем интенсивнее они охлаждаются. Контроллер, подающий напряжение, определяет расход воздуха по энергии, затрачиваемой на подогрев 2 элементов по отношению к температуре первого измерителя.

Существует и другая конструкция прибора ДМРВ с кремниевой сеткой и двумя элементами, действует он по такому же принципу. Маркировка первого типа — 2112-1130010, второго — 21083-1130010. Получая сигналы от этих устройств, процессор делает расчет и меняет продолжительность впрыска топлива ВАЗ-2110. О поломке датчика говорят такие признаки:

  • двигатель глохнет при переходе с больших оборотов на холостой ход;
  • нестабильная работа на холостом ходу;
  • возникают трудности при запуске мотора;
  • повышение расхода топлива.

Заменить устройство контроля ДМРВ не составляет труда, нужно отсоединить провода, снять старый датчик с воздуховода и поставить новый.

Определение положения коленчатого вала

Задача данного элемента — определять расположение поршней, по которому контроллер выдает искру в тот или иной цилиндр. На автомобилях ВАЗ-2110 инжектор 8 клапанов и последующих моделях датчик стоит около зубчатого шкива коленчатого вала. В более ранних десятках с карбюратором устройства могли находиться внутри механического распределителя зажигания. Тогда они имели название датчик Холла и контролировали положение поршней по вращению распределительного вала.

Прибор представляет собой магнит с небольшой катушкой, вырабатывающий электрические импульсы при приближении металлической массы, роль которой играют зубцы шкива.

Магнитный измеритель Холла ВАЗ-2110 — важнейший элемент в работе двигателя, и в случае выхода датчика из строя мотор даже не заведется.

Благо, прибор весьма надежен и функционирует длительное время. Замена проста и описания не требует.

Другие приборы контроля

Остальные датчики также связаны с контроллером и выполняют важные функции. Поломка любого из них ведет к возрастанию расхода горючего, потере разгонной динамики или нестабильной работе силового агрегата. Вот их перечень:

  • определитель положения дроссельной заслонки;
  • датчик детонации;
  • измеритель скорости;
  • датчик кислорода;
  • определитель фаз.

Элемент, определяющий угол поворота дроссельной заслонки, установлен на ее корпусе и напрямую связан с осью. Задача — способствовать подаче лишней порции топлива в цилиндры при резком нажатии на педаль акселератора. Принцип работы сходен с насосом — ускорителем в карбюраторе, только электронного типа. Прибор часто выходит из строя, особенно после мойки двигателя.

Не в пример надежнее функционирует датчик детонации, стоящий на блоке цилиндров с передней стороны. В отличие от других устройств, генерирует сигнал самостоятельно, действуя по принципу пьезоэлемента. Чем сильнее детонационные вспышки в цилиндрах, тем большее напряжение подается на контроллер, а тот регулирует угол зажигания, стремясь детонацию погасить. При необходимости меняется с помощью гаечного ключа.

Кислородный датчик (иначе — лямбда-зонд) отслеживает содержание свободного кислорода в отработанных газах, свидетельствующее об обогащении или обеднении топливной смеси. Участвует в формировании этой смеси, в работе очень надежен. Боится этилированного горючего и быстро выходит из строя при его использовании. Находится в первой части выхлопного тракта, в месте схождения выпускных коллекторов.

Прибор — измеритель скорости тоже работает по принципу датчика Холла и снимает показания с вала привода спидометра, стоящего возле коробки передач. Задача — передавать процессору сведения о скорости автомобиля.

Дополнительную информацию о работе ГРМ передает контроллеру устройство, определяющее фазы. Устанавливается на автомобилях ВАЗ-2112 16 клапанов, в верхней части головки цилиндров. Данный прибор сообщает, когда открываются клапаны подачи топлива, поскольку отслеживает положение впускного распределительного вала. Это помогает синхронизировать сложный процесс газораспределения и впрыска топливной смеси в нужный момент.

Ваз 2110: замена датчика температуры своими силами

Датчик температуры ваз

Автомобили оснащены множеством датчиков, контролирующих состояние всех автомобильных узлов. Один из самых важных датчиком – датчик температуры, находящийся в моторном отсеке.
На ваз 2110 замена датчика температуры – ответственный процесс. Замена датчика температуры ваз 2110 в данной статье проводится полностью своими руками.

Что собой представляет данный прибор

Несмотря на важность, датчик температуры сравнительно простой, он контролирует состояние охлаждающей жидкости в рубашке блока цилиндров. Он сообщает об изменениях температуры, передавая эти сведения к электронному блоку управления.
Прибор представляет собой термистор, у которого при увеличении температуры снижается электрическое сопротивление.
Показания температурного датчика влияют на многие системы двигателя и работоспособность мотора. Поэтому нужно постоянно контролировать исправность датчика и при обнаружении перебоев незамедлительно его заменять.
Неисправным датчиком искажается информация, поступающая в электронный блок управления, что может привести к большим неприятностям. Возможны проблемы с управляемостью машины при холодном двигателе, выхлопом, может увеличиваться расход топлива или ухудшаться состав отрабатываемых газов.

Примечание. Зачастую датчик меняется только в тех случаях, когда он ломается. Но рекомендуется менять его заблаговременно, к примеру, при ремонте или замене двигателя, потому что датчик может изнашиваться, и показания могут быть неточными.

ДТОЖ, как еще коротко называют температурный датчик охлаждающей жидкости – это прибор, показания которого влияют на работу самого двигателя. Об этом не стоит забывать.
Маленький, да удаленький прибор внимательно следит за системами двигателя автомобиля, являясь своеобразным сторожем.

Процесс замены

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости ваз 2110

Для проверки и замены прибора температуры потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Накидной ключ на «19»;
  • Герметик;
  • Охлаждающая жидкость;
  • Медная шайба.

Примечание. Температурный датчик располагается в ВАЗ 2110, зачастую, во впускном коллекторе возле корпуса термостата, редко – в головке цилиндра.
Он устанавливается так, что наконечник соприкасается с охлаждающей жидкостью. Лишь в таких случаях его сигнал правильный.
Если уровень охлаждающей жидкости низкий, то показания датчика могут быть неправильными.

Когда нужна замена

При высоком сопротивлении датчика на холодном двигателе и не прохождении электрического тока через указатель, его стрелка располагается на низком значении. В тех случаях, когда температурным указателем температура двигателя не указывается, то, прежде всего, нужно проверить электрические цепи датчика.
Следует также проверять подачу тока в электроцепь. При беспорядочном дергании стрелки указателя возможна неточная подача напряжения или прием не стабилизированного напряжения.
При этом требуется замена стабилизатора.
Если все же имеются подозрения о неисправности температурного указателя, то перед выполнением замены следует проверить его работоспособность:

  • в том случае, если стрелка указывает низкую температуру мотора, то нужно отсоединить электрический разъем от температурного датчика и соединить его с массой;
  • если при включенном зажигании стрелка отклоняется то, датчик температуры ВАЗ неисправен, и его нужно менять;
  • при не перемещении стрелки необходимо снять комбинацию приборов и проверить электрическую цепь между указателем и датчиком и подачу напряжения (исправность электрической цепи означает, что неисправен температурный указатель и его необходимо заменить).

Примечание. Следует иметь в виду, что довольно часто проблемы с прибором возникают из-за плохой проводки или неплотных ржавых соединителей.

  • в тех случаях, когда температурный указатель постоянно показывает высокую температуру, то нужно отсоединить от прибора электрический разъем (если стрелка указателя при этом перемещается при включенном зажигании на шкале холодной температуры, то это указывает на неисправность температурного датчика и его нужно менять).

Поломка данного прибора иногда заметна визуально – это утечка жидкости, сильная коррозия зажимов или трещины на нем.

Примечание. Также следует проверить состояние и охлаждающей жидкости. Если ее использовали больше 3-х лет (для обычной) и больше 5-ти лет (для долговечной), то ее нужно заменить. Она заменяется при явных признаках ее загрязнения.

Замена непосредственно

Снятие и установка прибора

Замена ДТОЖ производится в следующем порядке:

  • Сначала выключается зажигание и от клеммы аккумуляторной батареи отсоединяется провод;
  • Сливается из радиатора охлаждающая жидкость;

Примечание. Охлаждающую жидкость не обязательно сливать полностью, можно открыть спускной клапан и слить такой объем жидкости, чтобы ее уровень был ниже датчика.

  • Чтобы было удобно работать, можно снять воздушный фильтр;
  • Колодка с проводами отсоединяется от температурного датчика с отжиманием пластмассового зажима;
  • ДТОЖ выворачивается из патрубка системы охлаждения при помощи ключа на «19» (при этом датчик вынимается вместе с медной уплотнительной шайбой).

Примечание. Работая с датчиком, необходимо соблюдать осторожность.
Из-за повреждения прибора может нарушаться нормальная работа системы управления двигателем. Нужно знать, что его нельзя снимать до тех пор, пока не остынет двигатель.

При необходимости замены новый датчик устанавливается в обратном снятию порядке.

  • Перед тем, как ввинчивать температурный датчик, на его резьбу наносится тонкий слой герметика;
  • Затем датчик ввинчивается на место и к нему подсоединяется электрический разъем;
  • В систему охлаждения заливается или добавляется охлаждающая жидкость;
  • После этого запускается двигатель и проверяется работа датчика температурного указателя.

В заключение система охлаждения проверяется на наличие утечек. Если возникает необходимость, то датчик заворачивается сильнее в корпус термостата.
Также необходимо проверять систему охлаждения на наличие в ней воздуха, который, попадая в термостат, может вызывать перегрев двигателя, изменяя при этом показания температурного датчика.

Примечание. В тех случаях, когда течь устранить не получается, то необходимо переустанавливать датчик. При этом потребуется нанести на резьбовую часть больше термостойкого герметика или произвести замену медной шайбы.

Рекомендуется перед проведением работ посмотреть вот это видео.

Датчик температуры охлаждающей жидкости — признаки неисправности и замена

За оптимальный температурный режим силовой установки, при котором выход мощности максимальный, отвечает система охлаждения. Данная система включает рубашку охлаждения радиатор и патрубки, по которым циркулирует жидкость. Циркуляция обеспечивается насосом, привод которого выполняется от коленчатого вала.

Различные виды датчиков температуры охлаждающей жидкости

В систему также входит термостат, обеспечивающий быстрый прогрев двигателя за счет перекрытия трубопровода, идущего на радиатор, при этом жидкость циркулирует только внутри рубашки охлаждения. При достижении определенной температуры термостат открывает патрубок, после чего жидкость циркулирует уже по большому кругу, включающему и радиатор.

В радиаторе происходит охлаждение нагретой жидкости. Для более быстрого охлаждения жидкости на радиатор установлен вентилятор, который создает дополнительный поток воздуха. Но этот вентилятор работает не всегда, он включается только при превышении определенного значения температуры жидкости.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Для выполнения контроля температуры охлаждающей жидкости в эту систему включен датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Показания этого датчика выводятся на приборную панель, что предоставляет водителю информацию о температурном режиме двигателя.

Но это не основная задача этого датчика. Датчик температуры охлаждающей жидкости передает данные о температурном режиме на электронный блок управления, после чего этот блок корректирует подачу топлива в зависимости от температуры. При холодном двигателе, основываясь на показаниях этого датчика, блок управления устанавливает обогащенную смесь, после прогрева топливная смесь становится нормальной. Еще основываясь на показаниях этого элемента, электронный блок регулирует угол опережения зажигания.

Так что от этого датчика во многом зависит нормальная работа двигателя, расход топлива. Также он приводит в действие вентилятор радиатора. На некоторых авто для включения вентилятора используется отдельный датчик. Он может располагаться как возле ДТОЖ, так и в радиаторе.

Конструкция, принцип работы

Устройство датчика температуры охлаждающей жидкости

В конструкцию данного датчика входит термистор – резистор, который меняет сопротивление от окружающей его температуры. Этот термистор помещен в металлический корпус с нанесенной на него резьбой. К этому корпусу подсоединена хвостовая часть, сделанная из пластика. В этой части располагаются контакты для подсоединения проводки. Один контакт – положительный и идет он от электронного блока, второй – отрицательный и подключен он к массе.

Чтобы термистор работал, на него постоянно подается напряжение в 5 В. Это напряжение подает на него электронный блок посредством резистора, имеющего постоянное сопротивление. Поскольку термистор ДТОЖ обладает отрицательным температурным коэффициентом, то при повышении температуры сопротивление его будет снижаться, а также будет и снижаться напряжение, подаваемое на него. По падению этого напряжения электронный блок рассчитывает температуру двигателя, а также выводит ее значение на приборную доску.

Точное место установки данного датчика температуры у разных авто отличается, но незначительно. Он может устанавливаться в головке блока цилиндров возле корпуса термостата, либо же на самом корпусе термостата. Он обязательно располагается возле отводящего патрубка, по которому жидкость идет в радиатор. Возле этого патрубка он располагается для того, чтобы передавать точные данные о температуре.

Признаки неисправности датчика

На ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099 датчик находится в выпускном патрубке головки блока цилиндров

Считается, что датчик температуры очень надежен из-за сравнительной простоты конструкции. Однако и с ним могут быть проблемы. Обычно они сводятся к нарушению градуировки, что приводит к нарушению сопротивления и как следствие неправильной работы электронного блока, поскольку часть своих функций он выполняет, основываясь на температуре двигателя.

Одним из самых явных признаков выхода из строя ДТОЖ является отсутствие включения в работу вентилятора при превышении температуры выше установленного значения. Но этот показатель не будет являться достоверным, если имеется два датчика – основной, для передачи значения температуры на электронный блок, и дополнительный, отвечающий за включение вентилятора. В таком случае не включение в работу вентилятора будет указывать на повреждение, окисление проводки или выход из строя датчика, отвечающего за его работу.

На современных автомобилях неисправность, сигнализирующая о некорректной работе датчика температуры охлаждающей жидкости, выводится на дисплей бортового компьютера. Однако сообщение о неисправности не всегда указывает на выход из строя датчика. Зачастую проблемы в его работе связаны с обрывом проводки или окислением контактов.

Некорректное функционирование датчика температуры охлаждающей жидкости или обрыв его проводки приводит к перерасходу топлива, высоким оборотам на холостом ходу, детонации. Возможно, что силовой агрегат будет плохо запускаться после прогрева. Самая большая неприятность, которая может произойти из-за неработоспособности этого датчика – это перегрев силовой установки, из-за чего может повести головку блока цилиндров.

Проверка датчика

Чтобы проверить целостность проводки на ВАЗ-2110, 21102 нужно отсоединить колодку с проводами от датчика температуры охлаждающей жидкости и отжать пластмассовый зажим

Диагностика работоспособности ДТОЖ не является сложной. Но перед тем как произвести ее, желательно проверить целостность проводки, идущей к нему. Можно также проверить напряжение, идущее от блока управления. Для этого с датчика нужно отсоединить фишку с проводами и подсоединить ее к вольтметру. После этого запустите двигатель и замерьте значение подающегося на датчик напряжения, оно должно соответствовать 5 В.

Для снятия, диагностики и замены датчика температуры понадобится не так уж и много:

  • Ключ на 19;
  • Мультиметр;
  • Емкость для слива охлаждающей жидкости;
  • Электрочайник;
  • Термометр;

Перед снятием элемента нужно частично слить жидкость с системы. Всю сливать необязательно, поскольку он находится в верхней части двигателя, достаточно слить до уровня ниже положения ДТОЖ.

Затем от датчика отсоединяется фишка с проводкой. Ключом на 19 он выворачивается из своего посадочного места.

Видео: Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Ещё кое-что полезное для Вас:

Проверяют датчик при помощи электрочайника с термометром и мультиметра, переведенного в режим измерения сопротивления. Провести диагностику можно двумя способами.

  1. При первом способе погружают рабочую часть ДТОЖ в электрочайник с холодной водой, туда же помещается и термометр. Использовать можно только электронный термометр, способный замерять высокие температуры. К самому датчику подсоединяется мультиметр и электрочайник включается в сеть. При повышении температуры воды, сопротивление датчика будет падать. Так, при температуре воды в +15 С, сопротивление должно составлять 4450 Ом. При +40 С показания мультиметра должны составлять 1459 Ом. Нагревать воду нужно до температуры в 100 С. При таком значении сопротивление должно быть минимальным – 177 Ом. Если значения отличаются, значит, датчик подает некорректную информацию.
  2. Второй способ подойдет в случае, если нет термометра. Для проведения замеров сопротивления ДТОЖ погружают в воду уже после ее закипания. При этом температура воды будет приближаться к 100 С. Этого вполне достаточно для проведения замеров. После опускания рабочей части датчика температуры в кипящую воду сопротивлениее должно быть немного больше 177 Ом. Если разница большая, датчик неисправен.

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости является неремонтируемым, поэтому при обнаружении некорректной его работы он попросту заменяется.

Видео: Замена датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) ВАЗ 2115 (2113, 2114)

После приобретения нового датчика температуры желательно его сразу проверить указанными методами. Если все показания в норме, его устанавливают на место снятого. Перед вкручиванием его в посадочное место, резьбу обрабатывают герметиком.

После установки нового элемента к нему подсоединяется поводка, перепутать положение фишки невозможно, поскольку на ней есть специальные направляющие пазы. Далее охлаждающая жидкость в системе доводиться до нормы. Затем убедитесь, что не происходит ли протекания жидкости через датчик, а после уже производить запуск мотора.

Если замена датчика никакого результата не дала, двигатель продолжает, к примеру, перегреваться или не набирает должной температуры, ищут причину в остальных элементах системы. Возможно, что термостат не срабатывает и жидкость постоянно циркулирует либо по малому, либо по большому кругу.

Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2110, 2114

Полноценная работа двигателя зависит от множества факторов, в частности от исправного состояния прилегающих к нему деталей. Так, чтобы мотор не перегревался, необходимо постоянно следить за системой охлаждения. Основную функцию в ней выполняет датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя.

Основные функции системы охлаждения двигателя

Двигатель во время работы достигает критических температур, которые могут вывести из строя не один механизм в автомобиле. Чтобы не случалось подобных казусов, нужно отвести лишнее тепло от его деталей. Такую функцию обеспечивает система охлаждения, которая также:

  • Ускоряет прогрев мотора до рабочей температуры.
  • Нагревает воздух в салоне.
  • Охлаждает выхлопные газы.
  • Охлаждает систему смазки.

Система охлаждения бывает трёх типов:

  • Жидкостная – охлаждение происходит за счёт жидкостей (тосол, антифриз, вода).
  • Воздушная – охлаждение происходит обдувом воздуха.
  • Комбинированная – смешанный тип.

Большинство автомобилей, в том числе и ВАЗ, оснащены жидкостной системой охлаждения с применением тосола. Она включает в себя:

  • Радиатор с вентилятором.
  • Радиатор печки.
  • Рубашки охлаждения.
  • Водяной насос.
  • Расширительный бачок.
  • Соединительные патрубки.
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2110.

Охлаждающая жидкость проходит в системе два круга:

  • Малый круг. Это начальное движение жидкости, которое пока не задействует радиатор. Проходя малый круг, вода или тосол обеспечивают прогрев двигателя.
  • По крупному кругу жидкость начинает идти тогда, когда температура двигателя достигает ста градусов. Раскрывается термостат, и тосол начинает заходить в радиатор, где охлаждается. Если он не успевает охладиться при дальнейшем нагревании, в работу вступает вентилятор, который дополнительно охлаждает и радиатор, и сам двигатель.

Зачем нужны всяческие датчики?

Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2110 – не единственный автомобильный датчик. Существует огромное количество всяческих приборов, с помощью которых производится процесс управления двигателем.

Все датчики осуществляют функцию приёма информации о состоянии объекта управления. Затем эта информация передаётся на контроллер. Тот, в свою очередь, планирует или корректирует работу всех систем в машине.

К примеру, датчик температуры воздуха в салоне нужен для контроля климата внутри автомобиля. Когда холодно – по его сигналу включается печка, а когда жарко – кондиционер. Таким образом, кроме обеспечения комфортного пребывания, предотвращается также обмерзание стёкол.

Датчик скорости необходим для управления автомобилем на холостом ходу. Датчик положения дроссельной заслонки – для правильного расчёта топливно-воздушной смеси. А благодаря датчику уровня топлива, водитель всегда знает, сколько бензина у него в баке осталось, и может не переживать о том, что не доедет до заправки.

Стоимость таких устройств самая разная – от 150 рублей и до нескольких тысяч. Один из самых дорогих – датчик массового расхода воздуха. Цена некоторых его моделей достигает 7000 рублей.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ВАЗ)

Данный прибор представляет собой полупроводниковый резистор с отрицательным температурным коэффициентом. Устанавливается он в системе охлаждения двигателя на корпусе термостата. Сопротивление зависит от температуры. При низкой температуре сопротивление высокое, и наоборот.

Сигналы этого устройства поступают на электрический блок управления двигателем. ЭБУ на основании показаний корректирует подачу топливной смеси. Если двигатель ещё не прогрелся, подаётся обогащённая смесь.

Когда датчик неисправен, на ЭБУ подаются неверные показания температуры, в результате чего двигатель начинает перегреваться и терять свою функциональность. Поэтому с заменой прибора лучше не затягивать.

Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2110: признаки неисправностей

Для того чтобы показания датчика были верны, его нужно правильно установить, а именно – рядом с корпусом термостата, при этом его наконечники должны касаться охлаждающей жидкости. Если показатели прибора неточны, первой и существенной причиной может быть неправильная его установка. Ложные показания будут и тогда, когда охлаждающая жидкость находится на критично низком уровне.

Так или иначе, о неполадках датчика можно судить по следующим признакам:

  • Низкое качество выхлопных газов.
  • Увеличенный расход топлива.
  • Ухудшенный состав отработанных газов.
  • Низкая управляемость двигателя.
  • Код неполадки или мигание лампы «перегрев двигателя».
  • Затруднительный запуск.

Прежде чем «грешить» на датчик, следует проверить состояние проводки и соединителей. Часто поломки связаны только с проводами.

Внешняя диагностика датчика также может говорить о его нерабочем состоянии – коррозии и разные отложения делают его непригодным. Сопротивляемость устройства проверяют с помощью специального прибора – вольтметра или мультиметра. Терморезисторный датчик в холодном состоянии показывает напряжение 2 В, в горячем – 0,5 В. Другие показания говорят о том, что он непригоден.

Меняем датчик своими руками

Несмотря на свои размеры и простоту, датчик температуры охлаждающей жидкости исполняет важную роль в охлаждении двигателя. Случается так, что его показания неточны. В таком случае прибор следует менять.

Замена датчика температуры охлаждающей жидкости производится в следующем порядке:

  1. Слить жидкость, лучше всю.
  2. Отключить аккумулятор.
  3. Для практичности снять воздушный фильтр.
  4. Отключить систему зажигания и отсоединить разъем датчика.
  5. С помощью ключа (на 19) нужно открутить датчик и снять его вместе с уплотнительным кольцом.
  6. Монтаж производят в обратном порядке.

Подобное устройство – относительно недорогая запчасть автомобиля. Новый датчик температуры охлаждающей жидкости (2114, 2110, 2109, а также других моделей ВАЗа) можно в среднем приобрести за 200 рублей. Выход из строя данного прибора – поломка распространённая. Справиться с процессом замены сможет абсолютно любой водитель. Датчик – маленькая, но очень важная деталь. Если он начинает «барахлить», с ремонтом лучше не затягивать – себе дороже!

Несколько слов напоследок

Как ни крути, функциональность двигателя зависит от налаженной работы всех датчиков системы. Ведь с их помощью можно узнать о состоянии определённой детали и откорректировать её работу. Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ 2110 – один из основных приборов. Его неисправность может привести не только к повышенному расходу топлива, но и к перегреву двигателя, что в дальнейшем чревато поломкой. А новый мотор, по сравнению с датчиком, — это целое финансовое состояние!

Что мониторит датчик температуры и другие регуляторы охлаждения для ВАЗ 2110?

Отечественные «десятки» оборудуются электронной системой управления двигателем, позволяющей обеспечить правильную работу мотора, основываясь на показаниях различных контроллеров. Одним из таковых считается в ВАЗ 2110 датчик температуры. Подробнее об этом устройстве, его принципе работы, а также диагностике и замене вы сможете узнать из этой статьи.

Характеристика ДТОЖ

Чтобы форсунки, а также другие элементы схемы ВАЗ 2110 инжектор 16 или 8 клапанов работали в нормальном режиме, ЭСУД считывает показания со многих устройств. На первый взгляд может показаться, что датчик охлаждающей жидкости это не особо важное для двигателя «десятки» устройство, но это не так. Как включаются устройства, где находятся указатели и какие функции они выполняют для начала предлагаем ознакомиться с ответами на эти вопросы.

Местонахождение, функции и принцип действия

Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой электронное устройство, по сути, это полупроводниковый резистор с отрицательным коэффициентом. Сопротивление контроллера меняется в соответствии с состоянием окружающей среды. Девайс предназначен для контроля температуры при циркуляции расходного материала в системе охлаждения ВАЗ 2110 с дальнейшей передачей полученных данных на приборную панель. Кроме того, это устройство также отвечает за экстренный пуск вентилятора. В ВАЗ 2110 ДТОЖ находится в головке БЦ мотора. Многие автолюбители путают ДТОЖ, называя его датчик включения вентилятора ВАЗ 2110, но это неверно.

Конструкция контроллера охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110 достаточно простая. Чем большим будет температурное воздействие, оказано на девайс, тем меньшим будет его сопротивление. Принцип действия заключается в передаче сигнала от девайса на блок ЭСУД, который, основываясь на этих данных, осуществляет регулировку подачи горючей смеси в цилиндры силового агрегата. До того момента, пока мотор нормально не прогреется, в цилиндры будет поступать более обогащенная горючая смесь.

Способы проверки на работоспособность

Есть несколько способов диагностики контроллера температуры антифриза визуальный и с помощью тестера. Прежде чем вооружиться мультиметром, следует внимательно осмотреть корпус устройства. Если на нем имеются следы коррозии, отложений или повреждений, это свидетельствует о том, что регулятор нуждается в замене.

Что касается проверки мультиметром, то эта процедура выглядит следующим образом:

  1. Сначала девайс следует снять, для этого нужно просто найти место его установки, отключить питание и выкрутить устройство. Далее, вам потребуется емкость, которую следует залить хладагентом.
  2. Следующим этапом будет нагрев емкости после того, как в нее вы положите ДТОЖ. Но перед этим его следует соединить с щупами тестера. Обратите внимание на то, что при диагностике вы точно должны знать уровень температуры нагрева жидкости, именно это позволит определить работоспособность контроллера. Емкость нагревается, при этом вам нужно будет сравнить полученные показатели с теми, которые указаны в таблице. Сама таблица приведена ниже.
  3. В том случае, если температурный уровень не соответствует номинальному показателю сопротивления либо наоборот, это свидетельствует о неисправности устройства. Слишком высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости также говорит о его поломке. Бывают случаи, что проблему, когда значения выше оптимальных, можно решить путем очистки поверхности девайса, но такие меры, как правило, помогают если отклонение показателей незначительное (автор видео о самостоятельной диагностике ДТОЖ канал Устройство и ремонт автомобиля).

Возможные неисправности и способы их устранения

О выходе из строя ДТОЖ автовладельцу могут сообщить следующие симптомы:

  1. Слишком низкое качество отработанных газов, что связано с нарушением горючей смеси в цилиндрах.
  2. Увеличился расход горючего, причем ощутимо.
  3. Возникли проблемы в работе силового агрегата. Динамика транспортного средства может снизиться, также ухудшится мощность двигателя в целом.
  4. На приборке могут появиться комбинации ошибок, также ЭБУ может отправить на щиток сигнал о необходимости проверки работоспособности мотора.
  5. Силовой агрегат стало труднее запускать.

При обнаружении первых признаков неполадок многие автолюбители сразу же загоняют свое авто в гараж или на СТО, чтобы поменять контроллер. На практике симптомы неполадок ДТОЖ зачастую связаны с повреждением электроцепи и плохим контактом устройства с бортовой сетью автомобиля. Поэтому, если вы столкнулись с похожей проблемой, в первую очередь мы рекомендуем проверить состояние проводки.

Фотогалерея «Диагностика ДТОЖ»

Инструкция по замене контроллера

Замена регулятора выглядит следующим образом:

  1. Сначала от АКБ отключаются клеммы. Из радиаторного устройства следует слить всю охлаждающую жидкость.
  2. Далее, от устройства необходимо отключить проводку, для этого нужно просто отсоединить штекер. Для большего удобства снятия можно демонтировать воздушный фильтр.
  3. После этого производится демонтаж контроллера, для этого его необходимо открутить. Процедура выкручивания выполняется с помощью гаечного ключа. Вышедшее из строя устройство извлекается из отверстия выпускного шланга.
  4. Что касается монтажа, то в данном случае процедура будет выглядеть аналогично, только в обратном порядке. При установке нового девайса не забудьте поменять уплотнительное кольцо. При установке контроллер следует максимально закрутить и подключить к нему проводку. Теперь вам остается только залить обратно антифриз и подключить АКБ, после чего можно проверять работоспособность ДТОЖ.

Замена ДТВС

Снятие ДТВС в ВАЗ 2110

Датчик температуры салона ВАЗ 2110 используется для контроля температурных параметров в авто. Этот контроллер также является передатчиком, связанными с ЭСУД. В холодное время контроллер воздуха ВАЗ передает информацию на ЭБУ, что способствует оптимальной циркуляции воздушного потока по салону авто. Как и в предыдущем случае, неисправность устройства может быть обусловлена проблемами в работе электроцепи, так что не лишним будет проверить и проводку, если контроллер не включается.

Чтобы заменить датчик температуры воздуха салона, нужно выполнить следующие действия:

  1. Машину нужно поставить на стояночный тормоз. Отключите АКБ.
  2. Используя отвертку с плоским наконечником, нужно отодвинуть корпус устройства от места монтажа.
  3. Сначала снимается верхняя часть ДТВС, это позволит обеспечить более удобный демонтаж контроллера. Когда девайс будет демонтирован с фиксаторов, действуйте аккуратно, поскольку вам еще нужно будет его отключить от проводки (два разъема). Сначала проводка отключается, затем извлекается сам ДТВС.
  4. Что касается установки, то это процедура выглядит аналогичным образом, только осуществляется в обратной последовательности. После установки необходимо произвести диагностику работоспособности девайса.

Видео «Наглядная инструкция по диагностике и ремонту ДТВС»

Как произвести диагностику и ремонт ДТВС в ВАЗ 2110 наглядная инструкция по выполнению этой задачи подробно описана в ролике ниже (автор видео канала 190Sheva).

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector