Vipmastertlt.ru

Журнал Автомобилиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива — презентация

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемБогдан Евдокимов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»» — Транскрипт:

1 Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

2 Цели: продолжить изучение творчества поэта; повторить поэтические тропы; продолжить эстетическое воспитание учащихся.

3 Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни на кого не похоже! Изумительно, другого слова нет. И. Бунин

4 Д. Мережковский писал: «Не потому ли уже и теперь, сквозь вечереющий пушкинский день, таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда. Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием».

5 Рифмовка стихотворения: АВАВ – перекрёстная рифма ААВВ – параллельная рифма АВВА – кольцевая рифма

6 Какие литературные приёмы использует Лермонтов для создания настроения? Эпитеты: «смутный сон», «свежий лес». Олицетворения: «слива прячется», «ключ щебечет». Инверсия: «час златой», «души моей тревога», «ландыш серебристый».

7 Словарная работа Сага – название древнескандинавских и древнеисландских эпических сказаний о легендарных героях и исторических деятелях

8 Определите микротемы Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зелёного листка,

9 Определите микротемы Когда росой обрызганный душистой Румяным вечером иль в утра час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо качает головой;

10 Определите микротемы Когда студёный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он,

11 Определите микротемы Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога…

12 Общий вывод: Природа покоряет человека своей красотой и гармонией. Общение с этим миром умиротворяет душу, рождает «высокие минуты бытия». Царящие в природе целесообразность, гармония обязаны Создателю.

13 Глаз радует богатство цветов : «желтеющая нива», «румяный вечер», «золотой час», «серебристый ландыш».

14 Автор видит краски родной земли: «малиновая слива», «зелёная листва»

15 Природа видится автору в неустанном движении: «нива волнуется». «слива прячется», «лес шумит», «ключ играет, лепечет», «ландыш кивает головой»

16 Экскурсия в картинную галерею: автопортрет

17 Художник Заболотский П.Е.

18 Горбунов К.А. ; рисунок Палена Д.

20 Памятник М.Ю.Лермонтову в городе Лермонтове

21 Памятник М.Ю.Лермонтову в городе Москве

22 Спасибо за работу на уроке!

23 МБСКОУ СКОШ 36 города Озёрска Челябинской области Автор: Горохова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы

Значение слова «нива»

НИ́ВА, -ы, ж.

1. Поле, возделанное для посева или засеянное хлебом. Я знал, что недалеко есть нива с дозревавшей рожью. Туда я сбегал за васильками. Достоевский, Маленький герой. Теплый ветер проходил по нивам, как по морю, и гнал по хлебам зеленые волны. Соколов-Микитов, Пыль. || Хлеба, растущие на поле. Нива, моя нива, Нива золотая! Зреешь ты на солнце, Колос наливая. Жадовская, Нива.

2. перен.; чего или какая. Высок. Поприще, область деятельности. Трудиться на ниве просвещения.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Нива — большое поле, возделанное и засеянное человеком. Также нивой называют плодородное поле. .

НИ’ВА, ы, ж. Поле, возделанное для посева, пашня (поэт. и обл.). Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам. Пшкн. Когда волнуется желтеющая нива. Лрмнтв. || перен. Поприще, область деятельности (книжн. ритор. устар.). Трудился на ниве народного просвещения.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ни́ва

1. с.-х. поле, возделанное для посева или засеянное хлебом ◆ Старая, чёрная и изрытая колеями дорога тянулась пред ним бесконечною нитью, усаженная своими ветлами; направо ― голое место, давным-давно сжатые нивы; налево ― кусты, а далее за ними лесок. Ф. М. Достоевский, «Бесы», 1871—1872 г. ◆ Чтобы баба оставила хлеб на своей ниве осыпаться и пошла жать на чужом поле, нужно, чтобы эта баба обязалась вперед ещё зимою. А. Н. Энгельгардт, «Письма из деревни», 1872—1887 г.

2. с.-х. хлеба, растущие на возделанном поле ◆ Нива, моя нива, Нива золотая! Зреешь ты на солнце, Колос наливая. Ю. Жадовская, «Нива»

3. перен. высок. поприще, область деятельности ◆ Природа-мать! когда б таких людей/Ты иногда не посылала миру,/Заглохла б нива жизни.

1. река в России ◆ Нива — одна из многочисленных рек, протекающих по территории России.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: побелить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Конспект ООД Заучивание стихотворения С.А. Есенина «Нивы сжаты»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

конспект по развитию речи знакомство с творчеством С.А.Есенина.

Скачать:

ВложениеРазмер
конспект по развитию речи знакомство с творчеством С.А.Есенина.22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство со стихотворением С.А.Есенина «Нивы сжаты. «

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи и художественному эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Парсалова Светлана Анатольевна-воспитатель, Субботина Татьяна Васильевна-воспитатель, Колесникова Марина Петровна- музыкальный руководитель. МБДОУ «Детский сад №121», г.Рязань

— организовать образовательную деятельность детей, направленную на знакомство со стихотворением С.А. Есенина «Нивы сжаты…»;

— способствовать формированию у детей эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного произведения;

— пробудить желание выучить стихотворение наизусть.

— познакомить детей со стихотворением С . Есенина, «Нивы сжаты…»;

— показать детям авторское отношение к природе;

— создать условия для отражения в рисунке впечатлений о стихотворении С.А. Есенина «Нивы сжаты».

Предварительная работа : знакомство с автором С. Есенин . чтение стихотворений «Пороша», «С Добрым утром», «Нивы сжаты», «Белая береза».

Материал : фото Сергея Есенина, альбомные листы, кисточки, краски, простой карандаш.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: предлагает детям поздороваться друг с другом и пожелать доброго утра. Дети рассказывают стихотворение С.А. Есенина «С добрым утром!».

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

— Воспитатель загадывает загадку.

Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает.

Это всё когда бывает? (Осень)

Воспитатель: О каком времени года говориться в этой загадке? (об осени)

Воспитатель: А название осенних месяцев вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Какой сейчас идет месяц? (Октябрь)

Воспитатель: Правильно. Октябрь – второй месяц осени.

Воспитатель: Осенние приметы какие вы знаете? (ответы детей: листья желтеют и опадают, птицы улетают в теплые края, люди собирают урожай и т.д.).

Воспитатель: А какие вы знаете осенние праздники? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята много праздников знаете. А 3 октября есть еще один замечательный праздник — день рождение нашего земляка С.А. Есенина. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Нивы сжаты…».

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

Звучит музыка появляется Осень (воспитатель):

Осень — Здравствуйте, ребята! Я услышала стихотворение Сергея Есенина

« Нивы сжаты…» и решила к вам зайти. Мне стало очень интересно, какое настроение у вас вызвало стихотворение? (ответы детей).

Физкультминутка по стихотворению Сергея Есенина «Нивы сжаты…»

Нивы сжаты, рощи голы, (горизонтальными движениями рук )
От воды туман и сырость. (плавное движение рук)
Колесом за сини горы (руками делают круг, затем складывают руки треугольником )
Солнце тихое скатилось. (руки вверх, показывают солнце)

Дремлет взрытая дорога. ( ладони вместе к правой щеке)
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой (руки поднять в верх в стороны)
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.

Продолжение беседы об осени

Осень: — О каких приметах осени говорится в стихотворении Сергея Есенина?

Осень: — А какими словами поэт описывает осень?

Осень: — Ребята давайте нарисуем с вами позднюю осень, как описывает ее Сергей Есенин в своем стихотворении «Нивы сжаты…».

Самостоятельная работа детей.

Готовые работы дети оформляют на стенде «Поздняя осень».

Самоанализ работ детьми.

Осень благодарит детей за проявление творчества в своих работах. Чтение детьми стихотворений С.Есенина «С добрым утром!», «Нивы сжаты…», «Пороша», «Черемуха»

Осень прощается с детьми: – до новых встреч.

Список используемой литературы:

1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №121».

3. С. Есенин. Стихи детям – М.: Эксмо, 2015.

4. С.А. Есенин. Собр. Соч. в 6-ти томах, тт. I-IV. М., «Художественная литература», 1977-1978.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 08.11.2019 · Обновлено 08.11.2019

В своей лирике М. Ю. Лермонтов любил обращаться к философским рассуждениям об общественном устройстве, человеческой природе и душевных исканиях. Часто отправной точкой для таких рассуждений становились реальные картины жизни и природы, как в его простом и глубоком стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива».

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» по плану.

История создания

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» М. Ю. Лермонтов написал в 1837 году, когда находился в заключении. Только что вышел текст «Смерть поэта», в котором нашли отражение политические взгляды молодого Лермонтова и, прежде всего, жесткая критика общества и системы, приведшей к гибели А. С. Пушкина. На время разбирательства Лермонтова решено было заключить под арест.

История рассказывает, что поэту запрещено было иметь бумагу и чернила, поэтому стихотворение он писал обгоревшими спичками и сажей на серой бумаге, в которой ему приносили еду. Примечательно, что именно в таких условиях Лермонтов вспоминал красоту и величие природы и создал стихотворение, где каждая строчка дышит спокойствием и свободой.

Опубликовано оно было в 1840 году в сборнике стихотворений поэта.

Жанр, направление, размер

  • Традиционно М. Ю. Лермонтов считается поэтом-романтиком. Лирический герой его стихотворения одинок, отрезан от мира людей и противопоставлен ему. Его идеал – совершенный мир и гармония, и недостижимость этого идеала приводит к духовным исканиям и терзаниям. Именно в уединении герой вступает в диалог с природой, постигает ее красоту и через нее – мощь и величие божественного замысла.
  • Стихотворение можно отнести одновременно к пейзажной и философской лирике. Первые строфы рисуют сменяющие друг друга картины природы: ниву, лес, сад и овраг с ручьем. В последней же строфе наблюдение за окружающим миром приводит поэта к философским обобщениям, от диалога с природой он поднимается к познанию себя и Бога.
  • Лирическое стихотворение написано разностопным ямбом, в большей степени шестистопным, что помогает Лермонтову создать постоянное ощущение движения. Движение останавливается только в последней укороченной строке, которая становится итоговой точкой размышлений.
  • Меняется в последней строфе и рифмовка. В первых трех строфах используется перекрестная рифмовка, в последней – кольцевая.

Композиция

Все стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» представляет собой период – одно предложение.

  1. Первые три строфы начинаются с «когда» и рисуют обстоятельства, толкающие героя на раздумья. Сначала мы видим широкую картину поля, леса и сада. Далее фокус внимания сужается, мы вместе с лирическим героем любуемся маленьким серебристым ландышем, а затем отправляемся в путешествие по оврагу и наслаждаемся лепетом студеного ручья.
  2. Картины природы как будто отдельными яркими вспышками возникают перед лирическим героем. Если первые картины почти статичны, то в третьей строфе появляется мотив движения: ручей рассказывает историю про край, откуда он родом, связывая таким образом воедино все природное и мировое пространство.
  3. Наконец, последняя строфа начинается с «тогда» и подводит некий итог, переводит внимание с внешних деталей на внутренний мир героя и его размышления. Умиротворение и красота природы смиряют его тревогу, разглаживают морщины на челе и помогают приблизиться к пониманию замысла мироздания.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» предстает чутким, глубоко чувствующим человеком. Он оказывается способен не только отметить прелесть «румяного вечера» и «тени сладостной зеленого листка», но и увидеть потайные грани, вступить с природной стихией в диалог: поприветствовать «серебристый ландыш» или услышать «таинственную сагу» в шуме сбегающего по оврагу ручья.

Закономерно, что природа в этом стихотворении представлена живой действующей силой, которой, как и человеку, свойственны эмоции и мысли. Детали привычного среднерусского пейзажа, будь то желтеющая нива или скромные полевые цветы, для Лермонтова становятся воплощением земного идеала красоты. Образ природы при этом прорисовывается очень объемно и становится символом совершенства божественного замысла, все отдельные части которого складываются в единое полотно мироздания.

Темы, настроение и проблемы

Тематика стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» сужена Многомудрым Литреконом до главных истин, но если Вам понадобится более подробное раскрытие данного раздела, то напишите об этом в комментариях, и мы совместными усилиями дополним его.

  1. Пейзаж. Глубоко и последовательно в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» прорабатывается основная тема природы. Каждая строфа представляет природу по-своему. Меняется не только место действия, но и время дня («румяный вечер» и «утра час златой»), время года (весенний нежный ландыш и осенние поля), то есть природа предстает не статичной, а находящейся в постоянном движении, вечно обновляющейся стихией.
  2. Поиск гармонии и веры. Наблюдение за природой и диалог с ней дают лирическому герою энергию и силы для жизни, дарят ощущение счастья и свободы. Последняя строфа в полной мере изображает произошедшие изменения. Преображается внутренний мир («смиряется души моей тревога») и сам облик героя («расходятся морщины на челе»), он становится способен иначе посмотреть на окружающий мир («и счастье я могу постигнуть на земле») и возвыситься до понимания мироздания («и в небесах я вижу Бога»).
  3. Настроение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» передает умиротворение автора и его просветление. Природа открыла ему загадку мироздания и позволила увидеть божественный промысел.

Основная идея

Смысл стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» — преображение человека через созерцание им красоты и величия окружающего мира. Природа раскрывает перед лирическим героем свои сокровища, и именно это общение становится для него источником сил и вдохновения, позволяет почувствовать гармонию мира и приобщиться к этой гармонии.

Стороннее наблюдение очень быстро переходит в диалог с природной стихией, и этот диалог приближает героя к избавлению от тревоги, пониманию себя и способности увидеть божественное начало мира.

Вспомним, что стихотворение было создано поэтом в период заключения, когда он был лишен возможности свободно любоваться родной природой и черпать силы в общении с ней. Оттого особенно объемными получились созданные воображением и памятью образы, особенно пронзительно звучит главная мысль о необходимости связи с природой для полноценной жизни и понимания мира.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» весьма разнообразны:

  • Для создания ярких пейзажей поэт использует в своем стихотворении многочисленные эпитеты: «свежий лес», «сладостная тень», «душистая роса», «румяный вечер». Каждый из этих эпитетов создает перед читателем живой образ, позволяет увидеть необъятное поле, ощутить прохладу росы или услышать шум ручья.
  • Показать диалог с природой помогают олицетворения: слива кокетливо «прячется» в саду, ландыш «приветливо кивает головой» при встрече с лирическим героем, а «студеный ключ» нашептывает «таинственную сагу, про мирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с героем, рассказывает истории, открывает свою красоту и даже те грани, которые заметны не сразу, а лишь при внимательном чутком рассмотрении.
  • Дополнительный объем стихотворению придают метафоры: «смиряется тревога», «расходятся морщины на челе». С их помощью можно наглядно представить, какие изменения происходят с героем, как меняется его внешний и внутренний мир.
  • Не только увидеть гармонию окружающего мира, но и услышать его единую мелодию помогает фонетическое своеобразие текста. Звуковые повторы, ассонансы и внутренние рифмы добавляют стихотворению неповторимую легкость и музыкальность.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» изображает движение лирического героя от простого любования природой к пониманию ее гармонии и готовности к принятию высших истин. Невероятные по красоте и образности пейзажи сменяются диалогом с природой и дарят герою ощущение спокойствия и свободы.

Созданное М. Ю. Лермонтовым стихотворение продолжает традицию русской пейзажной и философской лирики и становится, одновременно, самобытным текстом с яркими живыми образами и глубоким философским обобщением в финале.

С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы». 3-й класс

Класс: 3

Цели:

  • ознакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» и отличительными особенностями творчества Сергея Есенина, учить детей чувствовать и понимать образный язык стихотворения;
  • развивать литературные способности, культуру речи, речевые умения, поэтический вкус учащихся, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, обогащать познавательный опыт ребёнка и творческие способности учащихся;
  • прививать любовь к родной природе на примере творчества С. Есенина, получать от чтения стихотворения эстетическое наслаждение.

Оборудование: проектор, портрет поэта, карточки для словарной работы, музыкальные фрагменты, презентация, листья для самооценки учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент. (Эмоциональный настрой)

Здравствуйте ребята! Литературное чтение, как никакой другой урок, даёт возможность понять друг друга и получить от урока эстетическое наслаждение. Надеюсь на плодотворную работу. В добрый путь!

– Положите руки друг другу на плечи.

«Доброе утро!» – птицы запели.
Добрые люди встали с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам.

– Представьте, что вы – лучики солнца, раскройте пальчики, тянемся к нему.

– Чувствуете, как по вашим рукам-лучикам побежало тепло. Вам спокойно, легко, уютно, радостно от того, что мы вместе.

– Улыбнёмся друг другу.

– Видите, в классе стало ещё светлее от ваших искренних улыбок.

– Вот так по-доброму мы и начинаем наш урок.

II. Вводная беседа.

– Ребята, вы чувствуете, как уютно и тепло у нас в классе от ваших улыбок и доброго настроения. Но, стоит посмотреть в окно, как мы сразу увидим, что в природе уже мало тепла и света, один день не похож на другой, потому что в природе всё постоянно изменяется. А чтобы узнать о каком времени года пойдёт речь сегодня на уроке, отгадайте загадку:

– Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? (Осенью)

– Ребята, посмотрите вокруг, осень пришла и к нам в класс и оставила для вас подарки – листья, опавшие с деревьев.

– Что же мы знаем об этом времени года? (Ответы учеников)

– Составим синквейн с этим словом.

– Испугались нового слова? Не надо бояться. Сейчас мы вместе выберем самые точные, яркие слова к этому времени года. Именно так работают авторы со своими произведениями. Из тысячи слов они выбирают одно – самое точное.

Осень.
Дождливая, пасмурная.
Украшает, всё увядает, наводит тоску.
Осень украсила пёстрым ковром всю землю.
Красота.

– Осень – это замечательное время года, которое не оставляет людей равнодушными к своей красоте. Многие писатели и поэты посвятили ему свои произведения, послушайте:

Фёдор Иванович Тютчев так писал об осени:

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера».

– А для Александра Сергеевича Пушкина это

«Унылая пора! Очей очарованье!»

«Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной» – писал Иван Алексеевич Бунин.

– Что я сейчас прочитала? (Стихотворения)

– Назовите отличительные признаки стихотворения? (Ритм и рифма)

– Какие художественные приёмы используют авторы для написания стихотворений? (Олицетворения, сравнения, метафора, эпитеты)

– Эти приёмы помогут нам понять образный язык того стихотворения, над которым мы сегодня будем работать. Это стихотворение замечательного русского поэта, чьи напевные, полные очарования строчки находят отклик в сердце каждого из нас.

– А чтобы узнать его имя, зачеркните лишние буквы и сможете прочитать слова, которые здесь спрятались, узнайте его имя:

САПСЕРГЕЙКУЕСЕНИНФ – Сергей Есенин

Сергей Александрович Есенин родился 114 лет назад, 3 октября в 1895 году, в старинном селе Константинове, что протянулось по правому берегу Оки, неподалёку от Рязани. Талант Сергея Есенина был в его душевной распахнутости, искренности, обаяния. Природа соединила в одном человеке с поразительным даром слышать музыку времени, чувствовать красоту мира, жить, «волнуясь сердцем и стихом», так говорил о себе поэт.

(Слушание фрагмента песни на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая»).

– Прочитайте эпиграф к уроку:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу. (С. Есенин)

– О чём эти строки? (О любви поэта к родине)

– Через свою поэзию Есенин смог рассказать нам о своей безграничной любви к родному краю. Потому что он вырос среди русских пахарей, которые знают цену каждому колоску в поле, каждой травинке на лугу. Любовь к родному краю немыслима без любви к природе, без милосердия к людям, сочувствия ко всему живому. «До радости, до боли» близки поэту родные русские просторы, которым нет ни конца, ни края – деревья, цветы, травы, реки, зори – во всем открывает он «душу живую».

III. Работа над темой урока.

1. Определение темы и цели урока.

Определите тему урока. (Стихи Сергея Есенина)

– Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении? (Об осени)

Тема нашего урока «С. Есенин, стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы».

– Какие цели поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новым стихотворением, научиться его читать выразительно и получать от этого удовольствие; понимать образный язык произведения, развивать поэтический вкус, получать от чтения стихотворения эстетическоенаслаждение).

– Что постараемся понять, прочитав стихотворение? (Работая над стихотворением, мы должны доказать, что С. Есенин испытывал глубокую щемящую любовь к родному краю.)

– Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и постарайтесь ответить на вопрос, записанный на доске:

– Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение? (Грустит вместе с природой)

– Ответьте на вопрос, поставленный перед чтением.

2. Самостоятельное чтение стихотворения.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно в полголоса, чтобы представить полную картину, почувствовали красоту Есенинского стихотворения, помечая карандашом непонятные слова.

3. Словарная работа.

  • нивы – обработанное поле, пашня, посевы
  • взрытая дорога – перекопать, выкопать ров, канаву, чтоб не было проезду
  • примечталось – думать, представлять себе то, чего нет в настоящем

– Переставьте карточки так, чтобы соединить слово и его значение.

4. Работа над содержанием.

1 строфа

– Прочитайте только первую строфу – первые 4 строчки.

– Какое время года описывает поэт? (Осень)

– О какой осени пишет Есенин? Ранней, золотой или поздней?

– Какие слова выбирает автор, чтобы мы представили осень? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось).

– Как вы понимаете выражение «рощи голы»?

– Почему у Есенина «солнце тихое»? (Светит мало, греет не так как летом)

– Какие звуки помогают автору изобразить сырость, увядание природы, грусть? (Звуки: о, и, ть, сь, к.)

– Найдите эпитет в первой строфе. (Сини горы, солнце тихое)

– Какой темп прочтения будет в 1-ой строфе? (Медленный)

– А какой тон? (Напевный, грустный)

– Будем читать громко или тихо?

2 строфа

– Прочитайте вторую строфу.

– О чём пишет поэт в этой части? (О дороге)

– Почему он написал о дороге? Что такое дорога? (Это путь)

– Какие звуки помогают понять, какая эта дорога? (Взр)

– Да, действительно, поэт воспринимает дорогу как живую. Какие слова говорят об этом? (Дорога дремлет, ей примечталось)

– Какой это приём? (Олицетворение)

– В каких словах ещё выражено олицетворение? (Зима седая)

– Почему дорога мечтает о зиме? (Уберёт всю грязь)

– Почему поэт 2 раза употребил «совсем-совсем»? Что хотел этим сказать? (Скоро придёт зима, которая укроет землю своим белым пушистым покрывалом, которое по-своему украсит землю)

– Каким тоном будем читать эту строфу? (Спокойным, мечтательным)

– Какой темп будем соблюдать? (Медленный)

– С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо)

3 строфа

– Прочитайте 3-ю строфу.

– Чьё настроение можно почувствовать, понять в этой строфе? Почему? (Автора)

– Какие слова вызывают это настроение? (Ах, в чаще звонкой)

– Какие звуки помогают передать настроение строфы? (Зв, н, р, ж, б, г)

(И вдруг, среди этого покоя, сна, ожидания зимы, появляется – новое настроение)

– Когда мы говорим – «Ах»? (Когда удивляемся)

– Он сам удивился и мы удивляемся вместе с ним.

– Давайте все вместе удивимся! – хором

– Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани)

– Можем ли мы увидеть в серой, сырой осени «рыжего жеребёнка»?

– Как вы себе это представляете?

– В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы.

– Какие литературные приёмы использует автор в этой строфе, когда пишет:

  • чаща звонкая – метафора
  • рыжий месяц – эпитет
  • запрягался жеребёнком – олицетворение

– В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном?

IV. Физкультминутка.

– А перед тем, ребята, как мы будем отрабатывать выразительность чтения стихотворения, надо отдохнуть, набраться сил. Встаньте пожалуйста.

Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить)
Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черёмух (помахать руками вправо, влево)
Пожурил за что-то воробьёв знакомых (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками)
Полетел куда-то вперемешку с пылью.

– Ребята! Вам не показалась знакомой напевность и мелодичность этого стихотворения? Да, ребята, это стихотворение С. Есенина.

V. Самостоятельная работа.

А работать над стихотворением мы будем в группах. Послушайте задание:

Распишите партитуру для выразительного чтения по строфам.

– Что значит прочитать стихотворение выразительно? (Расставить паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп)

– Надо так приготовить свою часть, чтобы получился целостный образ осени.

Ученики отвечают у доски по одному от каждой команды – зачитывают стихотворение выразительно.

– А сейчас мы прочтём его все вместе, хором.

– Спасибо, ребята. Мы получили эстетическое удовольствие, слушая вас.

VI. Итог урока.

– Передал ли Сергей Есенин через это стихотворение свою любовь к родной земле, родному краю?

– Затронуло ли это стихотворение струнку вашей души?

– Это и была цель нашего урока.

– Мелодичность, музыкальность этого стихотворения, искренняя любовь к родному краю затронула душу композитора Л. Накарякова, который написал на слова Есенина музыку.

(Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…»)

VIII. Самооценка своей деятельности.

– Ребята, если на уроке вам было интересно и стихотворение нашло отклик в вашем сердце, поднимите жёлтые листочки, как символ осени. Выйдите ко мне.

– А сейчас, листопадом своих приподнятых настроений закончим наш урок.

Новое в блогах

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Сообщество «СОЛНЕЧНЫЙ ВЕТЕР»

Дружеская пародия на стихо С. Фишеля «На ниве поэзии»

На ниве поэзии.

На ниве поэзии нынче тружусь,
С восхода тружусь до заката я.
Пока результатами я не горжусь-
Не поддаёся треклятая!

Слова не картошка-в руках не помять,
Сажаю на глаз, без инструкции.
Мне Лазарь обумом помог составлять
Стихи безбанальной конструкции…

Недавно четыре строфы проросло,
А пятую только завсходило,
Как вдруг белостишьем поля занесло
И всходы мои изуродило!

Сажал по квадратам, сажал полосой,
Отдельно по буквам и строками,
Да всё не зернилось, хоть волком завой!
Рождались стихи кривобокими.

Земля ли моя для стихов не тучна,
Не те ли вношу удобрения,
Да видно, пока на душе ни рожна,
Не вырастить стихотворения!
/ Станислав Фишель /

А теперь – пародия:

Поэт от сохи.

СтанИслав Фишель —
Колхозник знатный, —
Стихи не пишет, —
Сажает в грядки.

Компост добавит,
Польёт струёю;
От пародистов
Стихи укроет.

Растит без «гвайда», (*)
Ни свет, ни заря
Возьмет он гайду,
Споёт Лазаря.

Сажает квадратом
Углом, полосой;
Заросшие матом
Стишата, хоть вой!

Бумага не та ли —
Груба и плоха,
Тверда, как из стали,
Не рОдит стиха!

Но, вдруг – ну и чудо!-
Откуда возмись,
Три строчки созрели
И тянутся ввысь.

Ну, вот, наконец-то
Стихо проросло;
Дал другу на пробу —
Того пронесло.

😉

(*) «гвайд» ( guide ) – инструкция (англ.)

galina golubenco # написала комментарий 20 апреля 2015, 13:11 Позволь, добавлю:

Картошка зернится в родимом стихе!
Под солнышком мак колосится!
Лысенко с Мичуриным вместе во мне,
С генетикой слог мой роднится!

Александр Арцов # ответил на комментарий galina golubenco 20 апреля 2015, 13:53 На дружескую пародию

Станислав Фишель написал сегодня в 13:18

Мой друг пародист- далеко не ходи!

Ты сам на стихи на свои погляди.

Какая картошка, какой там компост!

Все наши стишочки кобыле под хвост.

Стихи как колючки торчат на меже,

А ритмы да рифмы хужей и хужей.

От этого горя становишься псих.

Об этом и мой иронический стих!

Александр Арцов # ответил на комментарий Александр Арцов 20 апреля 2015, 13:54 Александр Арцов # написал комментарий 20 апреля 2015, 13:51

Отлично парирован удар.
Жаль — настоящий огород зовёт, посему отвечать уколом не буду.
Будем считать, что победила дружба. нашим читателям на радость.
😉

SLAIER L # ответила на комментарий Александр Арцов 20 апреля 2015, 22:33 На вечеринке встретились случайно супружеская пара и бывший муж женщины.
Он и говорит новому мужу:
— Как по старой колее кататься?
— Да нормально. Первые 3 см. разъезжены, а остальные 15 как новенькие )

Алла Мироненко # ответила на комментарий Александр Арцов 24 апреля 2015, 10:00 Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.

Да и на грядке своей литературной
Всегда посадит нужный плод,
А мы читать его культурный
Начнем с улыбкой диалог . 🙂

Ольга Самойлова # написала комментарий 20 апреля 2015, 13:12 Можно я Станиславу Фишелю поаплодирую? Мне понравился его посев. Гм-гм. :)) Остроумный и довольно ладный стихо! Улыбнул!
Арцов предлОжил свой ритм, под который хорошо маршируется! 🙂
А в от в слове guide , если не ошибаюсь, «в» не сеяно и не всходило. guide
[ɡaɪd]

Труп оф гайдз — это, как ни странно, разведывательный отряд, а не трупы разведчиков :))))
troop of the guides
Это так просто. Привет Арцову :))

Александр Арцов # ответил на комментарий Ольга Самойлова 20 апреля 2015, 13:26 «guide, instruction, manual, instruction manual. » — синонимы, сиречь «инструкция».
ЦумБайШпиль (немецк.): installation guide — инструкция по инсталляции (англ.)
Привет лингвистам. )))

ПС: А буквицу «в» добавил для благозвучия, дабы не было двух гайд.
;-Р

Полный анализ стихотворения ” Когда волнуется желтеющая нива…” (Лермонтов М. Ю.)

1. История создания. Стихотворение” Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов написал в 1837, будучи арестованным за свое протестантское стихотворение” Смерть поэта”.

2. Тема. Стихотворение относится к пейзажной лирики Лермонтова, так как большая часть стихотворение наполнена пейзажными образами.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Основная мысль. На мой взгляд, Лермонтов показывает в этом стихотворении роль природы в духовном мире человека, так как именно этому посвящена последняя строфа произведения.

4. Композиция. Стихотворение состоит из четырех строк по четыре стиха. Но что интересно, так это то, что стихотворение состоит всего лишь из одного восклицательного предложения. Можно сказать, что в первых трех строфах дается описание природы, а в последней автор делает умозаключение.

5. Ритм, рифма, размер. Стихотворный размер — разностопный ямб, в основном шестистопный. Первые три строфы имеют перекрестную рифму, а четвертая – кольцевую. Стихотворение довольно мелодично.

6. Настроение. Это стихотворение отличается от других стихотворений Лермонтова своим настроением. При чтении стихотворения у меня появлялись только положительные эмоции. Я не чувствовал печаль или грусть. Это не свойственно стихотворениям Лермонтова.

7. Лирический герой. Лирический герой спокоен, он не чувствует тревоги, страха. Герой остался наедине с природой, которая наталкивает его на размышления.

Но главное место в стихотворении всё-таки занимает природа. В первой строфе она обобщена, так как автор говорит о ниве, о лесах, о садах. Во второй же строфе мы видим лишь один элемент природы – ландыш:

”Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой”.

В третьей строфе природа помогает лирическому герою успокоиться, дает ему возможность подумать:

”И, погружаем мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу”.

Вот мы и вернулись к лирическому герою. Именно в последней строфе раскрываются все его чувства. Глядя на спокойную и умиротворенную природу, у героя пропадает тревога, и, наконец, он понимает, что он счастлив:

” И счастье я могу постигнуть на земле”.

8. Художественные средства. Ну и конечно, как же можно описывать природу, не используя средства художественной выразительности. Они здесь на каждом шагу, в каждом стихе есть хоть один эпитет. Эпитеты:” сладостная тень зеленого листка”, ”ландыш серебристый”, ”утра час златой” -, метафоры: ”ключ играет по оврагу, лепечет мне таинственную сагу”, ”лес шумит” -, олицетворения: ”слива прячется”, ”ландыш кивает головой” — всё это придаёт стихотворению выразительности, наполняет его образами русской умиротворенной природы.

9. Моё мнение. Я восхищаюсь тем, как Лермонтов описывает природу. Я считаю, что он мастер в этом, так как в детстве он много времени проводил наедине с природой. Также мне очень понравилась философская концовка стихотворения. Я согласен с Лермонтовым, ведь только наедине с природой и с собой можно понять, в чём счастье и как его достичь. По моему мнению, в этом стихотворении Лермонтов представился нам с другой стороны. Он показал, что может не только грустить, но и любить и ценить моменты, проведенные на природе. Ну и нельзя упомянуть о том, что стихотворение” Когда волнуется желтеющая нива…” признано шедевром пейзажной лирики Лермонтова.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id7621

«Когда волнуется желтеющая нива», анализ стихотворения Лермонтова

История создания

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» написано в 1837 году. Трудно поверить, что эти строки о природе родились в заключении. Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта» и несколько недель до ссылки, пока длилось следствие, провёл в тюрьме. У поэта не было ни пера, ни бумаги. Он записал текст обгоревшими спичками и кусочками угля на обёртке, в которую была завёрнута его еда, приносимая слугой.

Литературное направление, жанр

«Когда волнуется желтеющая нива» с первого взгляда можно отнести к пейзажной лирике. Первые три строфы, содержащие анафору «когда», — описание природы. Но последняя строфа о том, что, только наблюдая свободную природу, человек счастлив. В ней идея стихотворения, природа – только толчок к философским размышлениям. Поэтому некоторые исследователи относят стихотворение к философской лирике.

Лермонтов традиционно считается поэтом-романтиком, в момент написания стихотворения ему 24 года. Лирический герой одинок, отрезан от мира людей. Он вступает в диалог с природой как с божественным замыслом, в этом диалоге находит и себя, и Бога.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение представляет собой период. Это одно предложение, выражающее сложную, но цельную мысль. Период всегда ритмичен. Первые три строфы, начинающиеся союзом «когда» — сами по себе сложные предложения (первая и третья строфы) или простое предложение, осложнённое причастным оборотом и многочисленными однородными членами (вторая строфа). Все три строфы описывают природу по-разному. В первой строфе описаны три «среды обитания» человека в природе: нива (поле), лес и сад. Они восхищают лирического героя. Во второй строфе лирический герой вглядывается в одно-единственное, но совершенное явление природы — крошечный ландыш. Третья строфа динамична. В ней раскрывается внутренний мир лирического героя, наблюдающего за течением родника. Природа — это только повод для дальнейших размышлений.

Основная мысль в периоде всегда заключена в последней части. Только наблюдение за природой даёт человеку счастье и приближает его к Богу. Но ещё глубже понять замысел Лермонтова можно, зная историю написания стихотворения. Сидя в тюрьме, Лермонтов как никогда раньше осознал счастье свободы, ведь только она даёт возможность видеть весь мир и быть благодарным Богу.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным ямбом, в основном шестистопным, с пиррихиями. Лермонтов пользуется в стихотворении длинными словами, из-за чего часть ударений ямба выпадает, получается неровный ритм, напоминающий танго. Всё стихотворение наполнено движением: в первой строфе лирический герой проносится по знакомым местам, во второй – наклоняется, в третьей — уносится вместе с ключом в далёкий мирный край, а в последней его горизонтальное движение по земле прекращается и начинается вертикальное – в небеса. Последняя укороченная строка четырёхстопного ямба останавливает движение, потому что мысль доведена до логического конца.

Последняя строфа отличается и по рифмовке. Первые три имеют перекрёстную рифмовку, а четвёртая – кольцевую. Во всём стихотворении чередуются женская и мужская рифмы.

Тропы и образы

Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.

Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.

Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.

В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.

В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.

В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.

Придумать небылицу

Придумать небылицу — это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать небылицы, это приносит им радость и удовольствие.

Небылицы, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям.

На странице представлены короткие небылицы, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 1-3 классе. Если у детей не получается сочинить что то самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение такого сочинения.

Небылицы, придуманные детьми.

Наша Маша молодец –
В небе ловит огурец.
Помидоры ловит в море
И бросает это Боре.

Коля, Коля, Николай,
Он запрыгнул на трамвай.
На трамвае борщ хлебал
И на козочку упал.
Коля козочку прогнал,
В волосах своих застрял.

Даша в театр собиралась.
Умывалась, одевалась:
Ласты на ножки,
На голову рожки.
В руки портфель.
Побежала быстро в дверь.

Наша Яна невеличка,
Спать ложится в рукавичку
Утром просыпается,
Снегом умывается.

Летит Настя на метле,
Звёзды ловит на земле,
Бусы делает себе.
Собирается на бал,
Скоро будет карнавал

Злой кабан сидел на ветке
Грыз орехи и конфетки
Лимонадом запивал
Вдруг охотника он увидал
Кабан крыльями взмазнул
И на марс перепорхнул

У нас во дворе

Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!

Пошел зайка в магазин
Он купил там лимузин
И катает он в лесу
Волка, белку и лису!

Путаница

Летела кошка на метле
Мимо мужика
Он сидел на сосне и кричал «Спартак»
Дело было в январе.
Первого июня.
Жарко было, аж замерз
И одел он шубу

Как то летним вечерком,
В середине марта,
Прилетел к нам котик в дом
И упал на парту
А под партой жили мышки-
Пучеглазые мартышки.
Мышки кошку увидали
Зарычали, зажужжали
Кошку из дома прогнали

Однажды осенью на березе выросли яблоки.На березу прилетели индюки. А наш кот, который сидел на балконе, рассказывал индюкам сказку. Индюки сидели и слушали кота, ели яблоки.

Не деревьях макароны
Каркают: «Карр-карр»
И Ку-Ку кричат ватрушки —
Наши зимние игрушки.
А под деревом на грядке
Растут конфеты, шоколадки.
Вот такой волшебный лес,
Полный сказок и чудес.

На ёлке вырос ананас,
Вот наш маленький рассказ.

Мышки бегали по веткам
И поели все конфетки.
Детки в гости к ним пришли
И конфетки не нашли.

В морозный чудный летний день
Мы пошли купаться!
Взяли лыжи, круг и санки
Чтобы развлекаться.
Мы весело плескались в воде и на песке
И в шубах загорали с сосульками в руке.

Вечером пошла я в лес
Чтобы скинуть лишний вес.
Вижу я — на ветке белка
Ест акулу из тарелки.
Прилетела к ней лиса
Рассказать про чудеса:
«Видела, что слон летает
И со звёздами болтает.
С каждой он поговорил
И все звёзды погасил».
Белка с ней не согласилась
И чуть с ветки не свалилась.
Я на это посмотрела
И скорей домой поспела.

Кот играет на трубе,
Заяц плавает в ведре,
Стрекоза варила смех,
С неба падал к верху мех.

Белка села на луну,
Крокодил гулял в саду,
В огороде рос кокос,
А забор нам сел на нос.

Заяц крылышками машет,
Воробей нам землю пашет,
Рыба громко так смеется,
Солнце на лугу пасётся.

Дело было зимой. Повсюду цвели сады. Птицы улетали на юг.Было очень холодно, поэтому Дима и Саша пошли на речку купаться. Там они увидели рыб, которые ловили на удочку рыбаков. На речке было весело и все плакали. Дети следили за тем, чтобы их родители не утонули. Дима и Саша набрали много грибов и пошли домой варить варенье.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector