Vipmastertlt.ru

Журнал Автомобилиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему пенится масло в двигателе

Почему пенится масло в двигателе

Надежная и бесперебойная работа автомобиля зависит от трех типов жидкостей, заливаемых в авто. К ним относятся топливо, охлаждающая жидкость и масло. Качество и уровень наполненности их влияет на работоспособность остальных систем и механизмов. Также необходимо, чтобы не происходило взаимопроникновение этих жидкостей в непредназначенные для них системы. Такое перемешивание может привести к нежелательным последствиям.

Например, одной из причин, почему пенится масло в двигателе, может быть попадание тосола в картер с маслом. Поэтому разберемся со всеми причинами и последствиями вспенивания, а также выясним, как избежать этого явления или его минимизировать.

Работа системы смазки двигателя

Увеличением производительности силовой установки за счет снижения сил трения при работе занимается система смазки. Дополнительной ее функцией является отвод лишнего тепла от узлов и отдельных деталей. Чтобы максимально эффективно выполнять свои функции масло должно соответствовать рабочим характеристикам и эксплуатироваться в установленном производителями режиме.

Система смазки ДВС состоит из таких компонентов:

  • поддон картера для сбора масла;
  • насос, перекачивающий жидкость по системе;
  • система фильтрации от загрязнений;
  • разводка контура каналов, трубок и шлангов к смазываемым узлам.

Система смазки двигателя

Система герметично изолирована от попадания в нее посторонних жидкостей. Это обеспечивается прокладками, сальниками и уплотнителями. Есть установленные нормы по замене масла.

С момента запуска работы мотора шестеренчатый насос начинает нагнетать давление в системе и подает масло через фильтр на узлы, работающие с повышенным износом: шейки коленвала и рапредвала, клапанный механизм. Сливаясь обратно в поддон и попадая на шатунный механизм, масло разбрызгивается на стенки цилиндров. Оттуда оно убирается маслосъемными кольцами поршневой системы. Процесс происходит беспрерывно в течение работы двигателя.

Причины вспенивания масла

Кроме смазочной системы блок цилиндров оборудован охлаждающей системой. Она распределена по каналам в блоке. Рабочей жидкостью в основном в ней является тосол, забирающий тепло от мотора и способствующий охлаждению рабочих органов. Эта система также герметизирована. Циркуляцию в ней обеспечивает лопастной насос (помпа).

Масло пенится в ДВС

Если между головкой блока цилиндров и самим блоком прокладка изношена или разорвана, то это обеспечит проникновение тосола в смазочную систему. Из-за этого может пениться масло.

Второй по популярности причиной возникновения пены может быть несовместимость масел. При замене его из смазочной системы невозможно удалить абсолютно всю жидкость. Оставшееся небольшое количество «старой» жидкости может не совмещаться по химическим параметрам с «новой». Это взаимодействие приводи к образованию воздушных пузырьков.

Разгерметизация смазочной системы

За счет сообщающихся несанкционированных каналов охлаждающая жидкость проникает под головку цилиндров. Установленная прокладка должна качественно выполнять одну из своих функций, заключающуюся в блокировке такого взаимодействия. На ее торцах установлен металлический защитный кант, зажимаемый при установке прокладки, и уберегающий ее от влияния высоких температур и компрессионного давления.

При возникновении трещин или разрывах такого защитного элемента прокладки происходит разгерметизация. Охлаждающая жидкость получает возможность проникать в цилиндры двигателя, а затем по каналам спускается в поддон. Смешиваясь там с маслом, она образует нежелательное вспенивание. Его можно заметить при открытии крышки с заливного отверстия на блоке цилиндров.

Кроме прокладки, виновниками разгерметизации могут быть трещины в корпусных деталях: блоке или головке цилиндров. Их возникновению способствует перегрев мотора, различные удары, физическое старение металла. Сквозь такие трещины также могут происходить проникновения в систему смазки инородных жидкостей.

Трещина в корпусе

Решить такие проблемы можно с помощью замены прокладки или корпусной детали (головки блока цилиндров). В редких случаях допускается пайка или сварка таких трещин. Эта процедура вряд ли надолго решит проблему герметизации, так как требует специальной подготовки и опыта сварочной работы с алюминием или чугуном.

Признаки перемешивания и самостоятельная диагностика

Есть основные признака разгерметизации системы:

  • наличие масляных пятен на жидкости системы охлаждения;
  • пониженная компрессия в цилиндрах двигателя;
  • масляные потеки из-под головки блока;
  • регулярное снижение уровня тосола в расширительном бачке;
  • постоянное присутствие белого дыма в выхлопных газах.

Проведение несложных диагностических мероприятий избавит от дополнительных расходов, связанных с поездкой на станцию. Кроме визуальной проверки уровня тосола и наличия протечек, можно снять головку цилиндров и осмотреть ее на предмет трещин или сколов.

Также поможет тест с проверкой выхлопных газов на наличие масла. Для этого включается зажигание и прогревается мотор до рабочей температуры. Чистым листом бумаги на несколько секунд закрывается выхлопная труба. Если листок становится немного влажным, а на нем после просыхания остаются маслянистые капли, то это свидетельствует об утечках. Необходима работа по их устранению.

Если такие признаки отсутствуют, то вероятнее всего, проблема создается по другим причинам.

Химическая несовместимость масел

Долив масла должен проводиться такого же вида, которое было залито первоначально. Минеральное с синтетическим смешивать не стоит. Влитая «минералка» в «синтетику» нарушит однородную структуру жидкости. Это связано с тем, что полученное после нефтяной перегонки минеральное масло имеет больший разброс по размерам углеводородных молекул в структуре, чем изготовленное из газов, более однородное синтетическое.

Разнобой в размере молекул «минералки» сказывается на поведении при резких перепадах рабочих температур. Также это влияет на вязкость, смазывающие качества и температуру замерзания.

Кроме основного материала в смазывающей жидкости присутствуют дополнительные присадки. В разных маслах они отличаются по характеру взаимодействия с окружающей системой и между собой. Иногда присадки могут вступать в реакцию с другими химическими веществами из долитого масла, и приводит к нежелательным последствиям, например, вспениванию.

Наличие конденсата

Вода, попавшая в систему смазки, изменяет свойства масла. Полного растворения масла в воде не произойдет. Однако, при длительном перемешивании может образоваться взвесь в виде эмульсии. Ее и видит водитель на щупе, проверяя уровень масла. Такой «коктейль» образуется вне зависимости от качества масла.

Водяной конденсат образуется в системе из воздуха. Он скапливается на холодных элементах двигателя, если есть значительная разность температур окружающей среды и металлических частей. Чаще всего образование его происходит в межсезонье и зимой в плохо отапливаемом гараже. Капли конденсата стекают в масло и накапливаются, смешиваясь с ним. Результатом является пена.

Замена масла в двигателе

Для борьбы с таким явлением необходимо хорошо прогревать мотор во время холодов, чтобы вода успевала испаряться с поверхности или не появлялся конденсат. Можно также утеплять мотор для быстрого его прогрева.

Необходимость избавление от вспенивания

От вспененного масла необходимо избавляться. Оно не выполняет своих функций по качественной и равномерной смазке. Структура такого вещества получается неоднородной. Пузырьки воздуха, окутанные в плотную оболочку, имеют разную плотность с маслом. Это не способствует быстрому отводу тепла от узлов. Происходит нежелательный перегрев мотора.

Такие пузырьки плохо проходят по каналам «рубашки» блока цилиндров. Получается слабая циркуляция масла в системе, меняется вязкость вещества.

Когда формируется эмульсия с конденсатом, то масло не выполняет свою работу по смазыванию. Кроме перегрева из-за повышения коэффициента трения, это все приводит к образованию задиров, износу трущихся поверхностей, к выходу из строя сопрягающихся элементов. Расслоившийся конденсат может замерзать в проходных каналах, блокируя циркуляцию масла. Это приводит к гидроударам и более тяжелым последствиям с двигателем.

Поэтому необходимо регулярно контролировать состояние масла, а при возникновении такого состояния, провести необходимую работу по устранению выявленных неполадок.

Присадки в моторном масле: пеногасители

«Насколько опасно когда пенится масло в двигателе? Слышал, в масло добавляют специальные присадки для борьбы с пеной, так ли это?»

Образование пены является проблемой для масел в моторе или трансмиссии. По этой причине в смазочные материалы вносят некоторые добавки, известные в химии как антивспениватели или пеногасители. Эти добавки относительно крупные по размеру и даже могут разламываться в процессе эксплуатации на более мелкие части.
Требования к чистоте системы смазки становятся более жесткими (применение фильтров более тонкой очистки). В связи с этим следует учитывать, что эти добавки могут быть отфильтрованы из масла.

Что такое пеноуничтожающие реагенты?

Пеноуничтожающие реагенты бывают двух видов: метил силикон и полиметакрилат. Их применяют в разных концентрациях в маслах различного типа. Например, трансмиссионные масла с более высокой вязкостью имеют большую склонность к образованию пены из-за воздушных пузырьков. Порой в КПП воздушные пузырьки могут в большом количестве накапливаться на поверхности трансмиссионного масла.

В большинство смазочных масел вводят пеноуничтожающие реагенты, чтобы свести к минимуму риск возникновения устойчивой пены на поверхности масла. Также для смазки важен тонкий баланс между пеногасителями и другими присадками. Если концентрация антивспенивателей слишком низкая, могут возникнуть проблемы. Если концентрация слишком высокая, это также может привести к избыточному пенообразованию, но уже за счет изменения поверхностного натяжения масла.

Как работают пеногасители

Поскольку воздух попадает в масло, пузырьки воздуха предпринимают попытку подняться на поверхность. В момент, когда пузырек поднимается через слой масла, его улавливает добавка-пеногаситель. Пеноуничтожающие реагенты отличаются от большинства присадок тем, что они не растворяются в масле, а являются взвесью. Это важно, потому, что пеногасители теряют способность бороться с пеной, когда находятся в растворенном состоянии.

После «встречи» с воздушным пузырем, пеногасители снижают прочность стенки пузыря. Добравшись на поверхность масла, пузырь лопается, возвращая воздух назад в атмосферу. Пузыри со слабыми пленками-стенками лопаются и не образовывают устойчивую пену на поверхности масла.

В идеале, пеноуничтожающие реагенты всегда выполняют свою работу и пена никогда не будет в масле проблемой. На практике, пеногасители могут потерять свою эффективность, в результате целого ряда проблем.

Одной из наиболее распространенных является загрязнение масла. Любое загрязняющее вещество, которое снижает поверхностное натяжение масла может уменьшить эффективность пеногасителей. Вода является №1 в этом списке. Она уменьшает поверхностное натяжение и приводит к избыточному вспениванию. Другие загрязнители: моющие средства, растворители, топливо, продукты окисления. Поддержание чистоты масла, положительно влияет на борьбу с пенообразованием.

Вторая причина, почему пеноуничтожающие реагенты становятся неэффективными — из-за уменьшения их количества в масле. Это может произойти из-за чрезмерной фильтрации или из-за хранения масла в течение длительного периода времени. Так как эти добавки взвешены и не растворяются, то они склонны к выпадению в осадок. Без достаточного перемешивания, особенно если масло находится в хранении в течение значительного промежутка времени, они осаждаются и выключаются с работы. Кстати, это одна из важных причин, почему не рекомендуется использовать масла с истекшим сроком годности.

Почему антивспениватели нужны

В большинстве случаев удается сохранить пену на поверхности масла на управляемом уровне. Однако не все машины имеют идеальные резервуары, чтобы дать маслу время охладиться и позволить пузырькам воздуха подняться на поверхность. На самом деле, многие авто имеют слишком маленькие картеры и очень скромные заливные объемы, поэтому масло в двигателях этих машин находится в постоянном состоянии турбулентности. Для таких автомобилей нужны масла с увеличенным количеством пеноуничтожающих добавок.

Малое количество пены является приемлемым. Но избыток пены может уменьшить способность разбрызгивания смазки и привести к масляному голоданию для некоторых узлов. Пена может ограничить способность масла течь через маслопроводы.

Пена укорачивает срок службы масла. Наиболее распространенной формой деградации масла является окисление. Пена имеет высокий процент воздуха, который является главным ингредиентом в этом процессе. Как только пены становится больше и она начинает ограничивать скорость попадания смазки к узлам, температура масла начинает повышаться. С увеличением рабочей температуры и большим количеством воздуха в масле, реакции окисления проходят с повышенной скоростью.

Удаление пеноуничтожителей фильтрацией

К сожалению, существуют фильтры у которых размеры ячеек не согласуются с размерами присадок-пеногасителей. Это приводит к тому, что через определенное время добавки будут удалены из масла. И хотя некоторые пеноуничтожающие реагенты не являются твердыми и могут проходить через микронные поры фильтра, другие типы присадок навсегда покинут ваше масло.

Общее мнение производителей масел, что риск отфильтровать пеноуничтожающие реагенты начинается с уровня ячейки фильтра в 3 микрона.

Уважаемые посетители! При желании, в форме ниже Вы можете оставить свой комментарий. Внимание! Рекламный спам, сообщения не относящиеся к теме статьи, оскорбительного или угрожающего характера, призывающие и/или расжигающие межнациональную вражду будут удалены без объяснений

Почему пенится моторное масло — причины

Как известно автолюбители есть разные – с опытом и начинающие. Как раз у вторых возникают различные вопросы и моменты, которые они не могут понять. Одним из таких является вопрос — почему пенится масло в двигателе? Статья в первую очередь предназначена для начинающих автолюбителей, поскольку для опытных данный вопрос стоит не так остро, и они знают, что предпринимать в данном случае. Собственно перейдем ближе к конкретике и разберем причины, из-за которых происходит вспенивание масла.

Появление пены – основные проблемы

Наиболее вероятной причиной того, что масло в двигателе пенится, является нарушения герметичности системы охлаждения двигателя. В результате этого происходит смешивание охлаждающей жидкости с маслом. В чем может конкретно проявляться нарушение герметичности? В данном случае повреждается прокладка между головкой блока цилиндров и самим блоком цилиндров. Как раз таки она и препятствует проникновению охлаждающей жидкости в двигатель. Но нужно понимать, что эта причина не единственная. В зависимости от нагрузок на двигатель, а они могут быть нередко предельными, соответственно перегрева, а также старения определенных деталей силового агрегата, они попросту со временем трескаются. В результате масло и охлаждающая жидкость контактируют, и при нагреве образуется пена. Исправить данную проблему можно заменой износившейся детали.

Если вы подозреваете, что тосол попал в масло, то это можно определить по цвету выхлопа из выхлопной трубы вашего авто. О том, что охлаждающая жидкость все же попала в масло (с большой долей вероятности) говорит белый и густой выхлоп. Можно провести еще один эксперимент. Для этого потребуется прогреть двигатель в течение 10-15 мин и закрыть выхлопную трубу бумажным листом и дождаться пока он намокнет. После того, как лист высохнет и на нем не будет явных пятен, то это будет свидетельствовать о смешивании масла с тосолом. Но пениться масло может не только из-за попадания в него тосола. Причина может скрываться и в несовместимости смазывающих составов. Например, если вы смешали синтетику и минералку. Кстати моторным маслам посвящена отдельная статья. В чем отличия между этими маслами говорить не будем, чтобы не повторяться. В обозначенной статье об этом сможете узнать. А что получается, если смешать минеральное масло и синтетику в нескольких словах? В результате смешивания этих масел плотность составов получается неравномерной, что приводит к сильному пенообразованию, также возможно появление осадка.

Далее рассмотрим еще одну причину, которая приводит к появлению пены – конденсат. Почему появляется пена? Поскольку масло и влажный воздух не могут раствориться – это как раз и становится причиной появления пены. Соответственно чем больше влаги попадает внутрь, тем больше образуется пены в масле. Можно услышать такое мнение, что появление пены возможно из-за нестабильной работы двигателя или же из-за применения масла низкого качества. Но на самом деле это не так. Рассматриваемая проблема может появиться и на заведомо исправном моторе и с использованием масла хорошего качества. Все дело в определенных условиях, которые приводят к образованию пены.

О конденсате можно сказать следующее: наиболее часто он появляется в тех двигателях, которые не успевают нормально прогреться, т.е. при езде на малые расстояния. Соответственно при появлении влаги на деталях двигателя она попросту не успевает испариться. Это говорит о том, что в холодное время года двигатель нужно прогревать до рабочей температуры. Только в данном случае можно быть уверенным, что влага из мотора испарилась.

К чему приводит вспенивание масла

Многие могут не понимать всю серьезность появления пены в масле. На самом деле все серьезнее, чем может показаться на первый взгляд:

  • в первую очередь параметр вязкости масла изменяется;
  • во-вторых, эффективность охлаждения деталей двигателя снижается;
  • отвод тепла ухудшается, пенящееся масло с трудом проходит через узкие каналы в двигателе;
  • поскольку смазывание ухудшается – повышается трение и соответственно быстрее изнашиваются детали и в целом снижается ресурс мотора;
  • если не проводить никаких действий по устранению данной проблемы большое количество пены может привести к тому, что двигатель перегреется , вследствие чего возможен гидравлический удар.

Как можно было понять из описанного выше, появление пены в масле ни к чему хорошему не приводит и требуется в срочном порядке предпринимать меры по устранению причин образования пены. Что можно сказать в заключение данной статьи. Причин появления пены в масле несколько. Теперь вы о них знаете, и разобраться будет гораздо легче. После их выявления главное устранить проблему вовремя и не дожидаться, когда она приведет к более серьезным неприятностям, которые потребуют уже значительных капиталовложений. На этом, пожалуй, и закончим статью посвященную вопросу – почему пенится масло в двигателе.

Масло в моторе пенится: причины

У начинающих автомобилистов, которые следят за двигателем своей машины, неизбежно возникают различные вопросы. Как показывает практика, особого внимания заслуживает моторное масло и система смазки ДВС. По этой причине многие интересуются, почему пенится масло в двигателе.

Чем опасно вспенивание масла

Это вполне закономерный вопрос, который возникает при обнаружении любых отклонений в работе силового агрегата. Итак, масло выполняет функцию смазки и охлаждения деталей двигателя. При образовании пены нарушается однородность этой жидкости. Как следствие, меняются такие характеристики, как вязкость, теплопроводность и, наконец, смазывающие свойства.

  • Вязкость влияет на прохождение масла по каналам. При загустении возможна их закупорка, при сильном разжижении может быть недостаточно давления в масляной системе.
  • Теплопроводность ухудшается за счет того, что в масле появляются пузырьки воздуха (это и есть пена). В итоге возрастает опасность перегрева, заклинивания, деформации отдельных деталей.
  • Смазывающие свойства тем лучше, чем однороднее жидкость. При плохой смазке возрастает вероятность заклинивания двигателя, уменьшается срок службы трущихся частей.
  • Если дело происходит зимой, тогда пена или эмульсия в масле может замерзнуть, что чревато серьезными неприятностями при запуске двигателя.

Немного о системах смазки и охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Как всегда, для решения возникающих проблем, необходимо вспомнить матчасть. В данном случае уместным будет разобраться в том, где именно в двигателе находится масло, какие еще жидкости циркулируют внутри ДВС и что может вызвать вспенивание смазочного материала.

Итак, в неработающем двигателе почти все масло находится в картере. Во время работы оно под действием маслонасоса циркулирует по каналам, смазывает распределительный и коленчатый вал. Первый расположен в головке двигателя, а второй – в блоке цилиндров. Как известно, оба этих узла отдельны друг от друга. Между БЦ и ГБЦ установлена прокладка. Это важный момент, к которому придется обратиться несколько позже.

Охлаждающая жидкость (вода или антифриз/тосол) заливается в расширительный бачок или радиатор. По патрубкам ОЖ поступает в специальные каналы в блоке двигателя – так называемая рубашку охлаждения. Во всех указанных местах охлаждающая жидкость находится постоянно, даже при выключенном моторе. Циркуляция осуществляется за счет водяного насоса (помпы).

Причины вспенивания масла

Особенности строения и работы систем смазки и охлаждения напрямую связаны с наиболее вероятными причинами того, почему пенится масло в двигателе.

  • Попадание охлаждающей жидкости в масло. Эту причину было логично поставить на первом месте после всего, что было написано выше. К тому же, она самая неприятная, так как является следствием более серьезных проблем.

Наиболее незначительная из них – пробой прокладки между головкой двигателя и блоком цилиндров. Чтобы устранить проблему придется снять головку и заменить прокладку. В более серьезных случаях антифриз может просачиваться сквозь трещины в блоке цилиндров или ГБЦ. Тут уже, возможно, придется менять весь корпус, так как качественно заварить трещину в чугуне или алюминии можно, но не всегда. Да и долговечность такого ремонта может оказаться невелика.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему образуется эмульсия на щупе уровня масла. Из этой статьи вы узнаете о причинах образования пены или эмульсии в масляной системе.

Однако прежде чем разбирать половину двигателя, стоит убедиться, действительно ли масло пенится от попавшей в него охлаждающей жидкости. Во-первых, стоит внимательно проверить саму жидкость: капельки масла в антифризе послужат подтверждением теории.

Во-вторых, при такой проблеме из выхлопной трубы будет идти характерный белый дым. В-третьих, после небольшого прогревания мотора, к трубе прикладывают лист бумаги. После того, как он высохнет, должны остаться пятна от тосола. Если этих симптомов нет, тогда первопричину стоит поискать в другом месте.

  • Несовместимость масла внутри двигателя и смазки, которую недавно долили по уровню. Речь идет о тех случаях, когда смешивают минеральные и синтетические масла. Дело в том, что они производятся разными способами. Их молекулы имеют не только разный состав, но и разные размеры.

При смешивании масел ухудшаются их рабочие качества. В ряде случаев внешне это будет проявляться в выпадении осадка, появлении пены. Выход прост: полная замена масла (возможно, с промывкой мотора перед заменой).

  • Внутри двигателя образуется конденсат и смешивается с маслом. Образование конденсата происходит в холодное время года, когда двигатель плохо прогревается, автомобиль редко используется и т.п.

Вода, при смешивании с маслом, дает эмульсию. Внешне она будет выглядеть как пена или белый налет. Появляется он на конце щупа и под заливной крышкой. Бывает, что это происходит от неправильно подобранного масла. То есть, оно не подходит применительно к температурам, при которых эксплуатируется автомобиль.

Почему масло пузырится в двигателе

Возможно, опытные автомобилисты уже сталкивались с подобным недугом и даже наработали свой алгоритм действий в подобных случаях. Однако молодым водителям тоже не помешают знания о такой проблеме и о том, как с ней бороться. Мы постараемся подробно разобраться в этом.

Чем опасно вспенивание масла?

Перед тем как говорить о том, почему пенится масло в двигателе и как это можно устранить, стоит рассказать, чем это явление опасно и почему вообще с ним нужно бороться.

Итак, образование пены в масле может привести к нарушениям работы двигателя и это принесёт с собой следующие недуги:

  • Усилится трение деталей. Это значит, что они очень быстро станут изнашиваться, вскоре придут в негодность и потребуют замены. А это недешёвое «удовольствие».
  • Корпусные детали двигателя внутреннего сгорания будут охлаждаться менее эффективно, что постепенно может стать причиной перегрева.
  • При нарушении процесса отвода тепловой энергии масло теряет возможность беспрепятственно перетекать по каналам для омывания, которые обладают небольшим сечением.
  • Уровень вязкости масла изменится и не будет оправдывать своих производственных характеристик.

Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что перечисленные выше недостатки «завоздушивания» масла могут значительно сократить длительность жизни двигателя. Чтобы избежать столь негативных последствий, нужно разобраться, что могло привести к появлению в масляной жидкости пузырьков воздуха.

Профилактика и рекомендации

Если заметили в структуре масла редкие пузырьковые образования, нет причин бить тревогу. Наличие редких пузырьков — это норма. Они появляются, если двигатель некоторое время работал на повышенных оборотах. Говорить о вспенивании можно, только если из большого количества мелких пузырьков сформировалась однородная масса.

На корпусные детали силового агрегата приходятся значительные нагрузки, поэтому иногда на них появляются разрывы. При обнаружении разгерметизации системы треснувшую деталь лучше заменить на новую.

Некоторые предпочитают сэкономить и просто заварить треснувший участок. Но ведь большинство составляющих для автомобиля производится бесшовным способом, поэтому сварной шов почти наверняка лопнет – что усугубит ситуацию.

Во избежание вспенивания масла необходимо прогревать автомобиль перед поездкой в холодную погоду. Нужно заливать в бачок рабочую жидкость одного вида, и перед заливом нового продукта систему промыть. Если начали замечать, что рабочая жидкость куда-то уходит, надо провести диагностику мотора и АКПП на предмет разломов.

Причины

Сразу точно определить причину, по которой смазывающее вещество начало пениться, невозможно. У этого эффекта есть три основных предпосылки:

  • появился конденсат;
  • были залиты несколько видов масел, которые не могут совмещаться;
  • система охлаждения двигателя разгерметизировалась.

Конденсат

Жидкость, которая образовывается при конденсате, обладает меньшей плотностью, чем машинное масло. Раствориться и смешаться два этих вещества просто не могут. На стыке менее вязкой и масляной жидкостей образуется своеобразная эмульсия с пузырьками воздуха и появляется пена в масле двигателя.

Образование конденсата — заболевание сезонное. Чаще всего такой недуг даёт о себе знать зимой, когда двигатель автомобиля эксплуатируется в недостаточно тёплом состоянии или в межсезонье при условии отсутствия дальних поездок автомобиля. Тогда скапливающаяся влага не успевает испариться и конденсирует.

Несовместимые масла

Несовместимыми считаются масла, у которых отличаются способы производства и добычи. Когда водитель покупает авто с рук и не знает, каким маслом пользовался прежний владелец, но при этом доливает самостоятельно выбранный вид вещества, он должен быть готов к тому, что эти продукты не станут взаимодействовать и распадутся на слои.

Напомним, что в качестве смазки двигателя используются либо минеральные, либо синтетические масла.

Синтетическая жидкость появляется после каталитического синтеза. Благодаря этому процессу у такой жидкости на выходе все молекулы оказываются одинаковыми. В веществе нет никаких примесей. Вязкость такого продукта идеально подходит для его использования в различных двигателях. Жидкость выдерживает низкие температуры без увеличения уровня своей густоты. Её смазывающим свойствам нет равных.

Минеральные же масла появляются в результате очистки нефтяных продуктов. Молекулы в таком веществе разного размера. Из-за этого консистенция продукта далека от совершенства. Это сказывается на его смазывающих свойствах и температуре, при которой масло начинает замерзать и становится более густым.

При смешивании двух этих видов жидкости не только образуется пена, но ещё и может выпасть осадок. Плотность такого смешанного продукта не может быть равномерной.

Разгерметизация

Из-за разгерметизации системы охлаждения двигателя тоже может появиться белая пена в масле двигателя. Эта предпосылка также основана на смешивании двух жидкостей с различными свойствами. Только в этом случае к масляному веществу притекает антифриз.

При признаках разгерметизации системы охлаждения первым делом нужно проверить защитную прокладку, установленную на головку блока цилиндров. Прокладка должна препятствовать протечке охлаждающей жидкости. Однако, если она пробита, антифриз начинает постепенно сочиться через неё.

Также при неверно работающей системе охлаждения детали автомобиля начинают перегреваться. Из-за превышения температуры эксплуатации корпусные элементы движка могут начать испещряться трещинами. Это же может происходить в том случае, если срок службы элементов истёк. Так или иначе, через трещины начинает подтекать тосол, который смешивается с маслом. Эти вещества также обладают разными химическими свойствами и никак не смешиваются. На месте их стыка появляются маленькие завоздушины, которые, дробясь, превращаются в пену.

Почему возникают пузырьки на щупе двигателя?

Масло в АКПП всегда должно находиться на определенном уровне. Если во время проверки масло пузырится на щупе, это повод для более глубокой диагностики. Вспенивание может представлять опасность для коробки, так как наличие мелких пузырей говорит об изменении плотности рабочей жидкости. Это недопустимо, ведь необходимого давления на фрикционы тогда уже не будет.

Главная причина появления пузырьков – неоткорректированный уровень рабочей смеси. Если уровень жидкости повышен, пену образуют подвижные элементы внутри АКПП. При понижении уровня насос захватывает воздух, что и приводит к вспениванию.

Если магистраль подачи масла разгерметизируется, рабочая жидкость будет уходить через прокладки. Это тоже приводит к пенообразованию. Иногда наличие пенной субстанции является следствием выхода из строя или замусоривания масляного фильтра. Нередко пенообразование происходит из-за смешивания рабочей жидкости разных типов, в результате чего начинается химическая реакция и масло теряет свои свойства.

Масла разных типов зачастую несовместимы, так как состав добавленных в них присадок может сильно отличаться. Поэтому недопустимо соединять минеральный продукт и синтетику.

Причины появления пузырей воздуха на щупе:

  • завышенный или заниженный уровень техжидкости;
  • потеря жидкостью своих свойств из-за смешивания несовместимых типов масел;
  • замусоривание маслопровода или фильтра.

Способы устранения

Теперь, когда мы знаем, из-за чего может пениться масло, можно поговорить и о том, как избавиться от этого столь неприятного явления.

Логично будет предположить, что борьба с таким эффектом ведётся посредством устранения предпосылок. Однако способы устранения этих причин не для всех очевидны.

Конденсат

Бороться с конденсатом очень просто. Если он образуется зимой, достаточно увеличить время прогрева двигателя перед поездками. Тогда влага будет эффективно испаряться на нагретых деталях и никак не проберётся к маслу.

Если вы столкнулись с этой проблемой в период межсезонья, позвольте своему автомобилю хоть немного «пробежаться». Это также позволит избавиться от скопившихся капелек конденсатной влаги.

Несовместимые масла

Чтобы избежать расслоения масел вследствие их несовместимости, конечно, нужно просто не заливать жидкости с разными способами производства. Однако, если вы уже это сделали и обнаружили, что масло вспенилось, слейте смешанный продукт, промойте систему и залейте какую-то одну жидкость. После этого пена должна исчезнуть.

Разгерметизация

Если вы обнаружили признаки разгерметизации системы охлаждения двигателя, поспешите исправить недочёты.

Если какая-то деталь треснула или сломалась, её нужно заменить на новую. Эти ремонтные работы не так существенно ударят по вашему карману, как маячащая на горизонте замена мотора.

Если вы всё-таки решили сэкономить и заварить вышедший из строя элемент, будьте готовы к тому, что трещина образуется вновь. Ведь большинство металлических деталей для автомобиля производится бесшовным методом именно потому, что на месте спаивания может образоваться разрыв. Не стоит забывать о том, какие тяжёлые нагрузки приходятся на долю корпусных деталей двигателя машины.

Искать место, через которое протекает охлаждающая жидкость, лучше не самостоятельно. Специалисты намного быстрее и точнее определят деталь, через которую антифриз утекает и смешивается с маслом. А в этой ситуации чем меньше времени уйдёт на диагностику неполадок, тем меньше вероятность появления неприятных последствий вспенивания масляной жидкости и сбоя системы охлаждения.

Теперь вы знаете, почему масло пенится и как это можно устранить. Если в своей водительской практике вы сталкивались с подобным недугом и даже самостоятельно устранили его, напишите, пожалуйста, о своём опыте в комментариях.

Видео

Надежная и бесперебойная работа автомобиля зависит от трех типов жидкостей, заливаемых в авто. К ним относятся топливо, охлаждающая жидкость и масло. Качество и уровень наполненности их влияет на работоспособность остальных систем и механизмов. Также необходимо, чтобы не происходило взаимопроникновение этих жидкостей в непредназначенные для них системы. Такое перемешивание может привести к нежелательным последствиям.

Например, одной из причин, почему пенится масло в двигателе, может быть попадание тосола в картер с маслом. Поэтому разберемся со всеми причинами и последствиями вспенивания, а также выясним, как избежать этого явления или его минимизировать.

Почему масло пузырится в двигателе

Чем опасно вспенивание масла

Это вполне закономерный вопрос, который возникает при обнаружении любых отклонений в работе силового агрегата. Итак, масло выполняет функцию смазки и охлаждения деталей двигателя. При образовании пены нарушается однородность этой жидкости. Как следствие, меняются такие характеристики, как вязкость, теплопроводность и, наконец, смазывающие свойства.

  • Вязкость влияет на прохождение масла по каналам. При загустении возможна их закупорка, при сильном разжижении может быть недостаточно давления в масляной системе.
  • Теплопроводность ухудшается за счет того, что в масле появляются пузырьки воздуха (это и есть пена). В итоге возрастает опасность перегрева, заклинивания, деформации отдельных деталей.
  • Смазывающие свойства тем лучше, чем однороднее жидкость. При плохой смазке возрастает вероятность заклинивания двигателя, уменьшается срок службы трущихся частей.
  • Если дело происходит зимой, тогда пена или эмульсия в масле может замерзнуть, что чревато серьезными неприятностями при запуске двигателя.

Почему пенится масло в двигателе

Если пенится масло в двигателе, причины этого могут быть следующие:

  • образование конденсата;
  • использование несовместимых друг с другом масляных составов;
  • разгерметизация охлаждающей системы мотора.

Конденсат

На металлических деталях двигателя может образоваться конденсат, который стекает в масло. А эти жидкости не могут перемешиваться и не растворятся друг в другое. Когда влага и смазка соприкасаются, поверхность водной частички обволакивается мелкими воздушными пузырьками, смазка превращается в своего рода эмульсию, водитель замечает, что масло в двигателе пенится.

Немного о системах смазки и охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Как всегда, для решения возникающих проблем, необходимо вспомнить матчасть. В данном случае уместным будет разобраться в том, где именно в двигателе находится масло, какие еще жидкости циркулируют внутри ДВС и что может вызвать вспенивание смазочного материала.

Итак, в неработающем двигателе почти все масло находится в картере. Во время работы оно под действием маслонасоса циркулирует по каналам, смазывает распределительный и коленчатый вал. Первый расположен в головке двигателя, а второй – в блоке цилиндров. Как известно, оба этих узла отдельны друг от друга. Между и ГБЦ установлена прокладка. Это важный момент, к которому придется обратиться несколько позже.

Охлаждающая жидкость (вода или антифриз/тосол) заливается в расширительный бачок или радиатор. По патрубкам ОЖ поступает в специальные каналы в блоке двигателя – так называемая рубашку охлаждения. Во всех указанных местах охлаждающая жидкость находится постоянно, даже при выключенном моторе. Циркуляция осуществляется за счет водяного насоса (помпы).

Что делать, если пенится масло в двигателе

Зная причины, почему пенится масло в двигателе автомобиля, можно устранить неполадку.

Чтобы смазка в двигателе не пенилась, следует ликвидировать предпосылки. Сделать это бывает достаточно сложно.

Конденсат

В данной ситуации ваши действия будут элементарными. Конденсат появился в зимнее время года? Тогда следует лучше прогревать машину, прежде чем начать движение. Так влага полностью испарится из нагретых элементов и не попадет в смазку.Конденсат образовался в межсезонье? Значит, нужно проехаться на машине по трассе на дальнее расстояние. Так влага полностью испарится.

Несовместимые масла

Как сделать так, чтобы несовместимые смазки не расслоились? Здесь решение только одно: не использовать минеральное масло вместе с синтетическим. Если же по неосторожности вы их смешали и масло в двигателе уже пенится, следует удалить смазку, выполнить промывку системы, а затем залить новый смазочный состав. Тогда пена не будет образовываться.

Разгерметизация

Произошла разгерметизация системы охлаждения мотора? Тогда действовать нужно как можно скорее, чтобы устранить неполадку.

Сломанную или треснутую деталь заменяем на новую. Финансовые вложения в этом случае будут минимальными по сравнению с тратами на капитальный ремонт ДВС или установку нового двигателя.

Не хотите тратиться и собираетесь просто заварить сломавшуюся деталь? Помните о том, что трещинка может появиться снова. Дело в том, что детали из металла изготавливаются по бесшовной технологии, а в области спаивания может появиться разрыв. Элементы корпуса мотора испытывают на себе очень высокие нагрузки, это также необходимо учитывать.

Причины вспенивания масла

Особенности строения и работы систем смазки и охлаждения напрямую связаны с наиболее вероятными причинами того, почему пенится масло в двигателе.

  • Попадание охлаждающей жидкости в масло. Эту причину было логично поставить на первом месте после всего, что было написано выше. К тому же, она самая неприятная, так как является следствием более серьезных проблем.

Наиболее незначительная из них – пробой прокладки между головкой двигателя и блоком цилиндров. Чтобы устранить проблему придется снять головку и заменить прокладку. В более серьезных случаях антифриз может просачиваться сквозь трещины в блоке цилиндров или ГБЦ. Тут уже, возможно, придется менять весь корпус, так как качественно заварить трещину в чугуне или алюминии можно, но не всегда. Да и долговечность такого ремонта может оказаться невелика.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему образуется эмульсия на щупе уровня масла. Из этой статьи вы узнаете о причинах образования пены или эмульсии в масляной системе.

Однако прежде чем разбирать половину двигателя, стоит убедиться, действительно ли масло пенится от попавшей в него охлаждающей жидкости. Во-первых, стоит внимательно проверить саму жидкость: капельки масла в антифризе послужат подтверждением теории.

Во-вторых, при такой проблеме из выхлопной трубы будет идти характерный белый дым. В-третьих, после небольшого прогревания мотора, к трубе прикладывают лист бумаги. После того, как он высохнет, должны остаться пятна от тосола. Если этих симптомов нет, тогда первопричину стоит поискать в другом месте.

  • Несовместимость масла внутри двигателя и смазки, которую недавно долили по уровню. Речь идет о тех случаях, когда смешивают минеральные и синтетические масла. Дело в том, что они производятся разными способами. Их молекулы имеют не только разный состав, но и разные размеры.

При смешивании масел ухудшаются их рабочие качества. В ряде случаев внешне это будет проявляться в выпадении осадка, появлении пены. Выход прост: полная замена масла (возможно, с промывкой мотора перед заменой).

  • Внутри двигателя образуется конденсат и смешивается с маслом. Образование конденсата происходит в холодное время года, когда двигатель плохо прогревается, автомобиль редко используется и т.п.

Вода, при смешивании с маслом, дает эмульсию. Внешне она будет выглядеть как пена или белый налет. Появляется он на конце щупа и под заливной крышкой. Бывает, что это происходит от неправильно подобранного масла. То есть, оно не подходит применительно к температурам, при которых эксплуатируется автомобиль.

Почему пенится масло в двигателе и что с этим делать

Масло в двигателе может начать пениться, и этим не стоит пренебрегать. Последствия могут быть самыми серьезными — например, нарушится целостность мотора, уменьшится его ресурсность и срок службы. Если вы заметили такое явление, следует узнать, почему это произошло, и устранить источник проблемы. Иногда можно самостоятельно ликвидировать неисправность. Однако в некоторых случаях следует посетить проверенный сервис по ремонту авто.

Если масло в двигателе пенится, это может привести к серьезным тратам, которые придется совершить, чтобы провести восстановление мотора. Вот какие последствия могут быть у данного процесса:

  • изменится вязкость смазки;
  • первоначальные физико-химические и технические параметры смазочного материала станут другими;
  • масляная смесь будет плохо проходить по элементам мотора;
  • смазочная жидкость будет хуже охлаждать силовой агрегат;
  • мотор будет быстрее изнашиваться;
  • трение между поверхностями двигателя станет сильнее;
  • появится металлическая стружка.

Даже если масло в двигателе пенится в первый раз, ущерб, нанесенный мотору, может быть колоссальным. Это значит, что нужно как можно скорее выяснить, почему так происходит. В противном случае, если продолжить эксплуатировать ДВС без устранения неполадки, он может выйти из строя.

В итоге автовладелец будет вынужден потратить крупную сумму на капитальный ремонт мотора либо приобретение новой силовой установки. Итак, почему пенится масло в двигателе автомобиля? По сути этот процесс – образование воздушно-масляной эмульсии в системе, то есть множество мелких пузырьков воздуха смешивается со смазкой. В результате свойства масла изменяются, что неизбежно скажется на нормальном функционировании двигателя.

Если вы новичок за рулем, то, скорее всего, вообще не заметите, что что-то изменилось в поведении автомобиля. Однако со временем двигатель будет функционировать хуже, в итоге его элементы износятся раньше времени, мотор станет перегреваться. Может возникнуть авария. Специалисты не рекомендуют ездить на дальние расстояния, если вы не знаете, по какой именно причине пенится масло в двигателе. Необходимо как можно скорее произвести диагностику мотора, чтобы узнать, почему появляется пена.

Пенится масло… Что делать?


Вспенившееся моторное масло будет очень неприятным «подарком» как для водителей с большим стажем, так и для только что севших за руль. Однако если первые знают, как с этим бороться, то вторые могут не знать ни причин, ни возможных последствий, ни способов устранения подобной проблемы. Рассмотрим это подробнее.
Есть три наиболее вероятных причины, по которым масло начинает пениться.

1. Разгерметизация системы охлаждения

Чаще всего это происходит из-за повреждений прокладки головки блока цилиндров, вследствие чего антифриз может смешаться с маслом. В этом случае достаточно просто заменить прокладку. Более серьезной проблемой являются трещины, которые могут появиться из-за перегрева или очень длительной и интенсивной эксплуатации двигателя. Если есть подозрение, что причина кроется именно в трещинах, то лучше обратиться на автосервис для проведения полной диагностики, ибо в таких случаях последствия могут не ограничиться только вспениванием масла.

Еще одним дополнительным признаком, который будет указывать на смешивание антифриза и масла является дым белого цвета, идущий из выхлопной трубы. Чтобы проверить этот факт достаточно поднести лист бумаги к выхлопному отверстию. Сначала лист намокнет, и если после высыхания на нем не осталось маслянистых пятен, можно быть уверенным в утечке антифриза.
2. Несовместимость различных видов масел
Чаще всего это происходит, если при доливе заливается масло отличное по способу приготовления от того, которое было залито в двигатель ранее. Дело в том, что масла изготовленные разными способами будут отличаться и своими свойствами, в частности вязкостью, плотностью, температуростойкостью и при смешивании могут не только вспениваться, но и давать осадок, что также негативно сказывается на работе двигателя. Чтобы это устранить достаточно слить смесь старых масел и залить новое. Для этого нужно зайти в любой магазин запчастей, например, в Горках и назвать данные своего автомобиля. Продавцы посоветуют оптимальное для вас масло.
3. Появление конденсата в двигателе
Если пена появляется по этой причине, то не стоит пенять на качество масла или работу двигателя, все дело в перепадах температур. Чаще всего это происходит при длительном нахождении автомобиля без эксплуатации в холодное время или в межсезонье. Бороться с этим достаточно просто, нужно всего лишь дольше прогревать двигатель, чтобы влага полностью испарялась.

Своевременное устранение этих неисправностей поможет избежать таких неприятных последствий как изменение вязкости масла, ухудшение охлаждения двигателя, излишнее увеличение трения деталей двигателя, что в совокупности может привести к перегреву двигателя и даже гидравлическому удару. Внимательно следите за состоянием двигателя, ведь это без преувеличений сердце вашего автомобиля, и тогда он прослужит вам гораздо дольше.

www.autoorsha.com

Как решить проблему?

Решение существует. Вам нужно перед поездкой, это касается в особенности зимы, хорошо прогревать двигатель. Таким образом, проблема с накоплением влаги, будет решена. И двигатель вашего автомобиля, не будет нуждаться в ремонте еще очень долго.

Вспенившееся масло в двигателе является довольно неприятным происшествием и для опытного автолюбителя, и для новичка. Однако бывалый владелец транспортного средства знает не только причины, по которым это может произойти, но и способы их устранения, в то время как начинающий автомобилист не сможет разобраться с этой проблемой самостоятельно без наличия теоретической базы. В данной статье мы расскажем, почему пенится масло в двигателе внутреннего сгорания, какие причины могут к этому привести, и какие действия необходимо совершить для их эффективной ликвидации.

Почему пенится масло в двигателе?

Опытному автолюбителю вопрос о вспенившимся масле в двигателе может показаться ироническим, но у новичка эта задача вызовет скептические мысли и может стать неразрешимой задачей. С ней он обратится к знакомым, бывалым автолюбителям или в интернет. Прежде всего нужно донести до вас информацию о строении двигателя, это поможет разобраться и понять о причинах вспенивания масла, а затем поговорить о технических жидкостях (тосол, масла), это может стать одной из причин, почему масло в двигателе вспенивается.

Мы разобрались с системами охлаждения и смазки в двигателе, можно приступить к описанию проблем, которые связаны со вспениванием масла. Проблем может быть две. Первая, это смешивание масла с тосолом, то есть нарушена герметичность между системой смазки и охлаждения.

Вторая проблема — несовместимость масел, в основном при доливке или замене масел. Когда марку масла, которая была залита в двигатель, заменяют на другое, то там остаются остатки предыдущего масла. Как правило, невозможно при замене слить абсолютно все масло из двигателя. На практике предпочтительнее 2-й вариант «вспенивания» масла, но он встречается все реже на практике. Масло пенится в двигателе из-за корпусных деталей или прокладки ГБЦ.

Неприятным вариантом будет, когда система охлаждения разгерметизировалась, то есть стала каким-то образом общаться с системой смазки. Это может быть из-за «пробития» прокладки головки цилиндров. Прокладку устанавливают между головкой и блоком, она герметизирует уплотнительные поверхности между блоком и головкой и каналы системы охлаждения. На торцах прокладки, которая выходит в камеру сгорания, имеется металлическая окантовка, при установке прокладки она прижимается и выполняет защиту от воздействия температуры и от высокого компрессионного давления в двигателе.

В случае разрыва трещины из-за не герметичности прокладки при протягивании или защитного кольца тосол попадет в камеру сгорания через прокладку, оттуда попадает в картер двигателя. При смешивании масла и тосола данный «коктейль» вспенится, что можно увидеть при эксплуатации.

Также причинами того, что вспенивается масло, могут быть в корпусных деталях трещины и более тяжкие неисправности. Трещины появляются при старении масла, перегрева и от ударов. Через эти трещины тосол и масло смешиваются. В случае этих неисправностей лучше будет заменить корпусную деталь. Сварка на длительное время не даст желаемых результатов, потому что условия эксплуатации очень сложные и тяжелые и не всем под силу качественная технология сварки алюминия или чугуна. Одно условие порождает другое, а именно вспенивание масла, при вспенивании масла проверьте тосол, если на поверхности вы найдете капельки масла, то проблема кроется в неисправностях, описанных выше.

Как правило, из выхлопной трубы идет белый дым. Можно проверить действительно ли охлаждающая жидкость выбрасывается из выхлопной трубы. Для этого закрывают листом бумаги отверстие выхлопной трубы. Лист становится влажным, потом высыхает, и на нем нет пятен, таких, какие бывают от масла или бензина.

Тяжкие случаи бывают, когда охлаждающая жидкость попадает в масло. Кроме вспенивания масло теряет смазывающие свойства, в итоге из-за забитых каналов смазки происходит перегрев двигателя. Может быть гидроудар, если после длительной стоянки охлаждающая жидкость находится в цилиндре над поршнем, а при запуске авто жидкость не дает возможность подняться поршню. Тут и происходит гидроудар с вытекающими последствиями. Поэтому проблемы в двигателе авто со вспенившимся маслом устраняются эффективно и быстро.

Масло в моторе пенится: причины

У начинающих автомобилистов, которые следят за двигателем своей машины, неизбежно возникают различные вопросы. Как показывает практика, особого внимания заслуживает моторное масло и система смазки ДВС. По этой причине многие интересуются, почему пенится масло в двигателе.

Чем опасно вспенивание масла

Это вполне закономерный вопрос, который возникает при обнаружении любых отклонений в работе силового агрегата. Итак, масло выполняет функцию смазки и охлаждения деталей двигателя. При образовании пены нарушается однородность этой жидкости. Как следствие, меняются такие характеристики, как вязкость, теплопроводность и, наконец, смазывающие свойства.

  • Вязкость влияет на прохождение масла по каналам. При загустении возможна их закупорка, при сильном разжижении может быть недостаточно давления в масляной системе.
  • Теплопроводность ухудшается за счет того, что в масле появляются пузырьки воздуха (это и есть пена). В итоге возрастает опасность перегрева, заклинивания, деформации отдельных деталей.
  • Смазывающие свойства тем лучше, чем однороднее жидкость. При плохой смазке возрастает вероятность заклинивания двигателя, уменьшается срок службы трущихся частей.
  • Если дело происходит зимой, тогда пена или эмульсия в масле может замерзнуть, что чревато серьезными неприятностями при запуске двигателя.

Немного о системах смазки и охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Как всегда, для решения возникающих проблем, необходимо вспомнить матчасть. В данном случае уместным будет разобраться в том, где именно в двигателе находится масло, какие еще жидкости циркулируют внутри ДВС и что может вызвать вспенивание смазочного материала.

Итак, в неработающем двигателе почти все масло находится в картере. Во время работы оно под действием маслонасоса циркулирует по каналам, смазывает распределительный и коленчатый вал. Первый расположен в головке двигателя, а второй – в блоке цилиндров. Как известно, оба этих узла отдельны друг от друга. Между БЦ и ГБЦ установлена прокладка. Это важный момент, к которому придется обратиться несколько позже.

Охлаждающая жидкость (вода или антифриз/тосол) заливается в расширительный бачок или радиатор. По патрубкам ОЖ поступает в специальные каналы в блоке двигателя – так называемая рубашку охлаждения. Во всех указанных местах охлаждающая жидкость находится постоянно, даже при выключенном моторе. Циркуляция осуществляется за счет водяного насоса (помпы).

Причины вспенивания масла

Особенности строения и работы систем смазки и охлаждения напрямую связаны с наиболее вероятными причинами того, почему пенится масло в двигателе.

  • Попадание охлаждающей жидкости в масло. Эту причину было логично поставить на первом месте после всего, что было написано выше. К тому же, она самая неприятная, так как является следствием более серьезных проблем.

Наиболее незначительная из них – пробой прокладки между головкой двигателя и блоком цилиндров. Чтобы устранить проблему придется снять головку и заменить прокладку. В более серьезных случаях антифриз может просачиваться сквозь трещины в блоке цилиндров или ГБЦ. Тут уже, возможно, придется менять весь корпус, так как качественно заварить трещину в чугуне или алюминии можно, но не всегда. Да и долговечность такого ремонта может оказаться невелика.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему образуется эмульсия на щупе уровня масла. Из этой статьи вы узнаете о причинах образования пены или эмульсии в масляной системе.

Однако прежде чем разбирать половину двигателя, стоит убедиться, действительно ли масло пенится от попавшей в него охлаждающей жидкости. Во-первых, стоит внимательно проверить саму жидкость: капельки масла в антифризе послужат подтверждением теории.

Во-вторых, при такой проблеме из выхлопной трубы будет идти характерный белый дым. В-третьих, после небольшого прогревания мотора, к трубе прикладывают лист бумаги. После того, как он высохнет, должны остаться пятна от тосола. Если этих симптомов нет, тогда первопричину стоит поискать в другом месте.

  • Несовместимость масла внутри двигателя и смазки, которую недавно долили по уровню. Речь идет о тех случаях, когда смешивают минеральные и синтетические масла. Дело в том, что они производятся разными способами. Их молекулы имеют не только разный состав, но и разные размеры.

При смешивании масел ухудшаются их рабочие качества. В ряде случаев внешне это будет проявляться в выпадении осадка, появлении пены. Выход прост: полная замена масла (возможно, с промывкой мотора перед заменой).

  • Внутри двигателя образуется конденсат и смешивается с маслом. Образование конденсата происходит в холодное время года, когда двигатель плохо прогревается, автомобиль редко используется и т.п.

Вода, при смешивании с маслом, дает эмульсию. Внешне она будет выглядеть как пена или белый налет. Появляется он на конце щупа и под заливной крышкой. Бывает, что это происходит от неправильно подобранного масла. То есть, оно не подходит применительно к температурам, при которых эксплуатируется автомобиль.

Подведем итоги

Ответственный автомобилист обязательно проверяет уровень масла не реже одного раза в неделю или даже чаще. И если замечены характерные признаки того, что пенится масло в двигателе, тогда необходимо прекратить эксплуатацию ТС и срочно провести диагностику.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему может гореть лампочка давления моторного масла на холостом ходу. Из этой статьи вы узнаете, по каким причинам происходит загорание лампы, а также как можно выявить возможные неисправности.

На начальном этапе сделать это можно своими силами, как было описано выше. Необходимо в обязательном порядке установить причину появления эмульсии и вспенивания смазки. В противном случае есть все шансы получить серьезные проблемы. В некторых случаях будет необходим капитальный ремонт ДВС.

Эмульсия на щупе уровня масла: причины возникновения

На какие неисправности указывает эмульсия на масляном щупе и крышке маслозаливной горловины. Способы самостоятельного определения причин данной проблемы. Читать далее

Что будет, если перелить масло в двигатель?

Почему запрещается переливать масло в мотор. По каким признакам определяется перелив моторного масла. Откачка лишней смазки из двигателя своими руками. Читать далее

Бензин в масле двигателя: причины и решение проблемы

Почему происходит попадание топлива в моторное масло, какими могут быть последствия неисправности для ДВС. Бензин попадает в масло: диагностика и ремонт. Читать далее

Антифриз попал в двигатель: последствия для мотора

Почему попадание антифриза в моторное масло является серьезной неисправностью. Какие последствия для ДВС могут возникнуть после езды на смеси ОЖ и масла. Читать далее

Масло с сапуна: причина и решение проблемы

Почему масло течет из сапуна двигателя: признаки и основные причины такой неисправности. Как понять, почему через сапун гонит масло, диагностика неполадок. Читать далее

Нормы расхода масла в двигателе

Должен ли двигатель расходовать масло и какой расход масла является нормой для мотора. Повышенный расход смазки, основные причины, частые неисправности. Читать далее

Почему пенится масло в двигателе? Причины и их устранение.

Бывалому автолюбителю вопрос о вспенившимся масле в двигателе может и покажется ироническим, но вот у новичка такая задачка может вызвать скептические мысли, а то и вовсе стать неразрешимой задачей, с которой он обратится к бывалым автолюбителям, к знакомым, в конце, концов в интернет. Возможно, именно с таким вопросом вы и пришли к нам на сайт, в надежде найти аргументированный ответ на вопрос, — почему же все-таки пенится масло в двигателе (ДВС)? Прежде всего, нам хотелось донести до вас информацию о конструктивном строении двигателя (ДВС), что поможет вам понять и разобраться в причинах вспенивания масла. Ну и во вторую очередь, поговорить об особенностях технических жидкостей (масло, тосол), ведь это также может стать причиной вспенивания масла в двигателе.

Итак, двумя рабочими техническими жидкостями в двигателе являются масло и тосол. Так масло залито в картере двигателя, и оттуда при помощи масляного насоса качается для смазки и обмывания коленчатого и распределительного вала. Фактически это и есть система смазки двигателя, которая является обособленной. С тосолом тоже, не все так сложно для понимания. Тосол в основном своем объеме залит в расширительном бачке, в радиаторе, в патрубках и подводится к блоку двигателя, в котором собственно также залит. Кроме того, в блоке двигателя установлена помпа, которая перекачивает тосол, и выполнены конструктивные каналы, по которым независимо от системы смазки циркулирует охлаждающая жидкость. Такие каналы охлаждения в двигателе называют еще «рубашкой» охлаждения. Система охлаждения также является независимой, как и система смазки.
После того, как мы разобрались с системами смазки и охлаждения двигателе, можно приступить непосредственно и к описанию проблем связанных с вспениванием масла.

Если говорить по существу, то их может быть две.Во-первых, смешивание тосола с маслом, то есть нарушение герметичности между системой охлаждения и смазки. Во-вторых, несовместимость масел, в основном при замене масел (доливке), когда марка масла залитая в двигатель была заменена на другое, но в нем оставалось не слитое масло, вернее остатки предыдущего масла.

Ведь абсолютно слить все масло из двигателя при замене, как правило, невозможно. Сразу скажем, что второй вариант вспенивания масла «предпочтительней», но и встречается на практике реже. Далее мы и рассмотрим более подробно каждых вариант вспенивания масла в двигателе.

Масло пенится в двигателе из-за целостности прокладки ГБЦ или корпусных деталей

Самый неприятный вариант, когда произошла разгерметизация системы охлаждения, а вернее она каким либо образом стала сообщаться с системой смазки. Одним из вариантов такого исхода может быть «побитие» прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). Прокладка установлена между блоком и головкой, при этом герметизирует не только каналы системы охлаждения, но и уплотнительный поверхности между головкой и блоком. На торцах прокладки выходящих в камеру сгорания как правило имеется металлическая окантовка, которая прижимается при установке прокладки и выполняет защитную функцию от воздействия температуры и от высокого компрессионного давления в двигателе.

(На рисунке показаны «классические» места утечки тосола в масло. В результате масло вспенивается)

В случае трещины, разрыва данного защитного кольца, не герметичности прокладки при протягивании, тосол может попадать через прокладку в камеру сгорания, откуда попадет и в картер двигателя. При смешивании тосола и масла, данный «коктейль» вспениться, что вы и заметите при эксплуатации.

(На фото пробитые прокладки ГБЦ, явившиеся причиной вспенивания масла, снижения давления компрессии, попадания масла в тосол)

Также причинами вспенивания масла могут быть и более тяжкие неисправности, а именно трещины в корпусных деталях. Трещины могут появиться в результате ударов, перегрева, при старения металла.

(На фото ниже показана трещина в головке блока цилиндров)

Через данные трещины тосол попадает в масло, а масло в тосол. Что сродни неисправности с пропусканием через прокладку ГБЦ. В случае таких неисправностей, лучше всего заменить корпусную деталь. Сварка может не дать желаемых результатов на длительное время, так как условия эксплуатации очень тяжелые и сложные, а качественная технология сварки чугуна или алюминия не всем под силу. Также хочется повториться, что одно условие порождает другое, то есть при вспенивании масла, прежде всего, проверьте тосол, если и в нем вы найдете капельки масла на поверхности, то проблема именно в неисправностях описанных выше. Косвенным признаком этих неисправностей может стать снижение компрессии в двигателе. В случае если у вас нет таких признаков, то скорее всего масло пенится из-за смешивания его с другими видами масел, об этом далее.

Определение неисправностей системы охлаждения при вспенившемся масле

Как вы понимаете, неисправности описанные выше потребуют от вас значительных трудозатрат на ревизию при снятии головки двигателя, не говоря уже о самом ремонте. Для того, чтобы не снимать головку для поиска симптомов неисправности системы охлаждения, прежде всего необходимо провести ряд диагностических проверок, которые с высокой долей вероятности укажут на утечку ОЖ в масло.
Мы уже упоминали о появлении масляной пленки в ОЖ и о вспенивании масла. Также о снижении уровня ОЖ при эксплуатации в отсутствии видимых внешних утечек. Все эти особенности можно отнести к диагностическим проверкам указывающим на попадание ОЖ в масло и как итог его вспенивание. Кроме того, из выхлопной трубы как правило идет белый дым. Дополнительно можно проверить, что из выхлопной трубы действительно выбрасывается ОЖ. Для этого на хорошо прогретом двигателе кратковременно закрывают отверстие выхлопной трубы листом бумаги. Первоначально лист становиться влажным, но затем высыхает и на нем не остается видимых пятен, таких как от бензина или масла.

Масло пенится в двигателе из-за несовместимости масел

Еще одним из возможных вариантов вспенивания масла может являться несовместимость масел. Прежде всего, необходимо доливать тот же вид масла, который залит в двигателе. Все это связано с тем, что масла изготавливаются на определенной основе, вернее имеют определенную «базу». «База» – базовое масло, это то масло которое получается в результате переработки нефтепродуктов. Так масло можно получить путем очистки нефти (минеральные масла) и путем каталитического синтеза из газов (синтетическое масло). Именно способ получения, изготовления масла и определяет вид масла. Масло полученное синтетическим путем имеет более равномерную структуру, его молекулы имеют минимальный разброс по размеру между ними.

Минеральные масла не столь идеальны по своей структуре. Разброс молекул масла сказывается на смазывающих свойствах, на температуре замерзания, на вязкости масла. Но это тема отдельной статьи, а мы лишь заострим ваше внимание на том, что смешивание таких разносортных масел может повлечь за собой несовместимость по «базе». Также необходимо сказать и о смешивании присадок масел.
В итоге, смешивание масел и как следствие присадок различных производителей может привести не только к потере эксплуатационных свойств, но и негативным последствиям. Таким как изменение равномерности плотности масла в общем объеме, выпадению осадка, вспениванию.

Масло пенится в двигателе из-за конденсата (влаги)

Еще одной возможной причиной вспенившегося масла в двигателе может стать вода. Смесь воды и масла, можно сказать «не сочетаема», так как одна жидкость в другой фактически не растворяются. В итоге, при смешении воды и масла получается эмульсия. Эмульсия и является той самой пеной, которую вы и можете наблюдать в своем двигателе. Образование подобной пены в двигателе не связано никоим образом с качеством масла или с неисправностью двигателя.
Образование такой пены характерно для не прогретых двигателей в межсезонье при незначительном пробеге или зимой, когда двигатель вообще не в состоянии прогреться полностью. Конденсат скапливается на холодных деталях двигателя, далее стекает в масло, ну а дальше просто смешивается с ним. При этом если до конца он так и не прогревается или не успевает прогреваться, в силу каких-либо причин, то вода «не выходит» из масла, а значит, смешиваясь с ним. В тоге создает пену.
Методы борьбы с такой проблемой очевидны. Двигатель машины в холодные сезоны необходимо прогревать полностью, чтобы все его детали могли эффективно испарять влагу осевшую на них. Если температура деталей двигателя будет не высока, то есть не будет обеспечивать гарантированного испарения влаги, после ее появления, то влага будет просто стекать и скапливаться в двигателе. Итак, прогреваем двигатель или утепляем его, обеспечивая номинальные рабочие температуры.

(замерзшая эмульсия = масло + вода)

Чем опасно вспенившееся масло в двигателе

(основные места обнаружения вспенивания масла эта заливная горловина и щуп для проверки уровня масла)

Напоследок хотелось бы не только резюмировать, почему все же надо своевременно избавиться от эффекта вспенивания масла, неважно какой причиной оно вызвано.

Главная проблема, связанная с вспенившимся маслом, заключается в изменении основных свойства масла. К основным функциональным свойствам можно отнести уменьшение трения и охлаждение деталей двигателя. По сути, масляная пена представляет из себя неравномерную по плотности среду. Фактически, это мелкие пузырьки воздуха в масляной оболочке. Наличие воздуха в масле значительно снижает отвод тепла, также затрудняет прохождение масла по омывающим каналам малого сечения, за счет изменения вязкости (текучих свойств). Все это сказывается не только на эксплуатационных характеристиках двигателя, но и на его ресурсе.

Особенно тяжкие случаи могут быть при попадании ОЖ или воды в масло и его вспенивании. Кроме вспенивания, масло еще и теряет свои смазывающие свойства, в итоге возможен задир колец в цилиндрах, перегрев двигателя из-за забитых каналов смазки. Возможен и гидроудар, когда после длительной стоянки, ОЖ собирается в цилиндре, над одним из поршней, или вообще замерзает, если это вода. Далее, при запуске двигателя автомобиля, жидкость или лед не дает подняться поршню. Происходит гидроудар, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Именно поэтому, проблемы со вспенившимся маслом в двигателе автомобиля, должны устраняться максимально быстро и эффективно.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector