Стартер на ВАЗ «классика» — разборка и профилактика
Стартер на ВАЗ «классика» — разборка и профилактика
Представители обширного ряда «классических» ВАЗовских моделей и, в частности, наиболее популярные ВАЗ 2105, ВАЗ 2106 и ВАЗ 2107 укомплектованы стартером в виде четырехполюсного щеточного электродвигателя постоянного тока со смешанным возбуждением и с механическим устройством соединения (разъединения) привода стартера с венцом маховика. Включение стартера осуществляется дистанционно, при помощи тягового реле.
На указанных моделях автомобилей стартер традиционно закреплен тремя болтами к картеру сцепления.
Ниже приведена схема включения стартера на ВАЗ2105, ВАЗ2106,ВАЗ2107
1-генератор; аккумулятор; 2- стартер варианта 35.3708 либо СТ-221; 3- командное реле включения стартера; 4-блок электрических соединений; 6- замок зажигания; Р1(Р2) – втягивающая и удерживающая обмотки тягового реле.
В целом, стартер35.3708 (СТ-221) нельзя назвать, чересчур уж, ненадежным агрегатом, однако время берет свое и рано или поздно возникает ситуация когда и он начинает капризничать. Другими словами, перед владельцем автомобиля возникает дилемма, бежать ли в магазин за совершенно новым механизмом, либо попытаться отремонтировать стартер для ВАЗ 2105, ВАЗ 2106,ВАЗ 2107 своими руками. Если вы выбрали второй путь, то вам понадобятся ключи на «10» и «13», набор отверток разной длины, «тестер» или любой другой комбинированный измерительный прибор, заряженная аккумуляторная батарея на 12В, ветошь и смазочные материалы.
На снятом стартере, прежде всего, выполняют проверку работоспособности втягивающего реле, для чего:
- При помощи ключа на «13» ослабляется затяжка гайки, закрепляющей провода идущие к тяговому реле, после чего провода отсоединяются;
- С помощью переходных проводов напряжение +12В подается на вывод «50» тягового реле;
- «Минус» «бросается» на корпус агрегата, при этом Тестер в режиме омметра подсоединяется к контактным болтам. В случае, если реле исправное – якорь должен переместить обгонную муфту в переднее положение (контроль через окно в передней крышке), а контактная пластина замыкает контактные болты (контроль по Тестеру). Нарушение логики срабатывания говорит о необходимости замены реле.
Замена реле производится в следующей последовательности:
- Отворачиваются три крепежных винта;
- Реле отсоединяется от корпуса стартера;
- Из корпуса реле удаляется шток вместе с пружиной;
- Установка реле производится в обратном порядке.
Если тяговое реле исправно, то без дальнейшей разборки стартера не обойтись и выполняют ее следующим образом:
- Крестообразной отверткой отвинчиваются два винта на поверхности крышки, после чего крышка легко снимается;
- Для того, чтобы проверить состояние щеток, откручивается винт, удерживающий контактный провод;
- Отжав монтажные пружины, поочередно извлекаются и осматриваются щетки. В случае, если износ щеток по высоте достиг 12мм и меньше, необходимо щетки заменить. Также меняются щетки имеющие сколы и трещины;
- Используя Тестер в режиме омметра, и подключив его к выводам обмоток статора, проверяются отсутствие замыканий на корпус и между витками. Параллельно проверяется состояние изоляции выводов обмоток.
Для доступа к якорю удаляется стопорное кольцо, с вала снимается уплотнительная шайба и ключом на «10» откручиваются и вынимаются стяжные болты. Не прикладывая чрезмерных усилий (чтобы не повредить изоляционные трубки болтов) корпус стартера разъединяется на две части.
При визуальном осмотре коллектора и обмоток проверяется отсутствие механических и тепловых повреждений. Незначительный нагар допускается удалять мелкой шлифовальной шкуркой. Таким же образом устраняются задиры бронзы на шейке вала, оставленные подшипниками.
При помощи омметра обмотки якоря проверяются на отсутствие коротких замыканий. При выявлении неисправностей якорь подлежит замене:
- Из крышки привода удаляется резиновый уплотнитель;
- С якоря вала снимается регулировочная шайба;
- Ось рычага расшплинтовуется и при помощи бородка выталкивается наружу;
- Снимаем якорь вместе с приводом.
Слегка поддев отверткой с якоря снимается рычаг привода и выполняется проверка механической части: шестерня должна вращаться только в одну сторону не иметь забоин, сколов и следов сильного износа. В случае необходимости неисправную муфту или шестерню меняют в сборе.
Сборка статора выполняется в обратной последовательности, при этом из его корпуса тщательно удаляется угольная пыль, на поводковое кольцо наносится смазка литол-24, а опорные подшипники, винтовые шлицы и ступица муфты смазываются моторным маслом.
Замена щеток стартера ваз 2107
Практически все двигатели крутятся по часовой стрелке, если смотреть на двигатель спереди. Некоторые двигатели VOLVO, крутятся в другую строну — против часовой стрелки. В этом случае логично предположить, что и стартеры должны иметь вращение в ту и в другую сторону. Так и есть.
Но, для большинства двигателей, которые крутятся по часовой стрелке, стартеры тоже могут крутиться в разные стороны. Оказывается, это зависит от компановки агрегата. То есть, от того, как стоит стартер относительно двигателя.
Стартер относительно двигателя может стоять так, в этом случае вращение стартера должно быть по часовой стрелке. Неважно с какой стороны от двигателя он стоит. Например, 402 и 406 двигатель.
А может стоять так, в этом случае вращение стартера должно быть против часовой стрелки.
Возможно перепутать, и поставить левый стартер вместо правого?
Все стартеры по месту присоединения разные и такого, чтобы стартеры были совершенно одинаковы, только один левый, а другой правый не бывает, поэтому ошибочная установка невозможна.
Похожий стартер, с другим направление вращения, не подойдет не только потому, что крутится в другую сторону, но просто, потому, что у него другое присоединительное место. Стартер можно поставить только такой, который предназначен именно для этого двигателя.
Если просто держать стартер в руках, то не понятно в какую сторону он будет вращаться. Если это важно, то можно покрутить пальцем бендикс. Туда, куда бендикс легко крутится, это и есть направление вращения стартера.
Стартеры делают разные производители, по внешнему виду стартеры, например BOSCH и VALEO, заметно отличаются, они состоят из совершенно разных деталей, но если они предназначены для одного двигателя, то присоединительные места у них совершенно одинаковые, и вращаются они, естественно, в одну и ту же сторону.
В чем конструктивная разница между стартерами левого и правого вращения? Подойдут ли детали от стартера левого вращения к стартерам правого вращения?
Стартеры одной конструктивной серии, могут быть очень похожи, по общему виду и виду деталей. Но если возникает соблазн использовать детали одного стартера для установки на другой, то детали либо не установятся в другой стартер, либо заставят его крутиться в другую сторону. Безболезненно можно переставлять втягивающее реле, если оно точно подходит. В большинстве случаев можно переставить ротор редукторного стартера, щеточный узел стартера и шестерни редуктора. Все остальные части предназначены либо для стартера левого вращения, либо для стартера правого вращения.
Некоторые бендиксы выглядят совершенно одинаково, но один для стартера левого вращения, а другой для стартера правого вращения. Перепутать не получится, один просто не встанет на место другого, у них разное направление внутренних шлицов.
Видно, что направление шлицов на валах редукторов в разные стороны.
От чего зависит в какую строну будет крутиться стартер?
Направление вращения ротора зависит от направления тока в обмотках ротора или направления магнитного поля, в котором вращается ротор. Направление тока зависит от расположения щеток относительно коллектора, а направление магнитного поля зависит от расположения обмоток возбуждения или расположения магнитной системы.
Для стартеров с магнитной системой возбуждения направление вращения определяется только расположением магнитов в корпусе.
Если перепутать корпуса, которые очень похожи, то стартер соберется. Направление тока в роторе останется прежним, так как положение щеточного узла не меняется, а направление магнитного поля изменится на противоположное, поэтому стартер начнет крутиться в другую сторону, и будет полное впечатление, что неисправен бендикс (он крутится в направлении своего свободного хода).
Разборка и ремонт стартера
Стартер на ВАЗ 2106, как и на всех других автомобилях, устройство достаточно сложное, поэтому выход из строя одного из его компонентов может привести к полной неработоспособности самого устройства. В этом случае ремонт стартера становится неизбежным. Очень часто владельцы при любой поломке стараются не заниматься ремонтом, а купить сразу новый стартер, хотя на самом деле достаточно заменить одну из деталей и он снова будет служить как прежде.
Обслуживание втягивающего реле — чистка пятаков
Одним из симптомов пригоревших пятаков втягивающего является проблемный пуск двигателя на горячую, то есть мотор может на холодную заводиться нормально, а на прогретом двигателе стартер уже отказывается крутить.
Эта процедура очень проста и лучше всего выполнять ее при снятом устройстве с автомобиля. Для этого понадобится следующий инструмент:
- Ключ рожковый на 13
- Головка глубокая торцевая на 8
- Вороток или трещоточная рукоятка
Необходимо сначала снять втягивающее, а затем открутить три гайки, которые наглядно показано на фото ниже:
Затем можно рукой надавить на болты, чтобы они вылезли наружу:
И после этого можно снимать крышку, что наглядно продемонстрировано ниже на картинке. Только имейте ввиду, что до конца она не снимается, так как ее держит тоненький проводок, так что будьте аккуратны, не прилагайте лишних усилий:
По центру, как видно на верхнем фото, находится медная пластина. Ее как-раз и необходимо будет почистить тонкой наждачной бумагой. Но это еще не все. Теперь берем ключ на 13 и откручиваем две гайки, чтобы вынуть те самые пятаки:
После чего с внутренней стороны их можно вынимать наружу:
Также, оба этих пятака необходимо почистить наждачной бумагой до блеска. Вот приведен результат проделанной работы:
И теперь можно все устанавливать на прежнее место в обратной последовательности.
Ремонт стартера на ВАЗ 2106. Замена щеток.
В зависимости от конструкции устройства, щетки могут быть закрыты либо крышкой, либо так называемой скобой (хомутом), как это было на моем устройстве от 2101. В любом случае сложностей не возникнет, чтобы добраться до них. В первом случае необходимо будет открутить два болтика на крышке, а во втором всего один, который стягивает хомут, как показано на фото ниже:
Когда болт откручен, хомут сам соскакивает и мы получаем доступ к щеткам:
Теперь крестовой отверткой откручиваем болт крепления щетки из любого окна (всего щеток 4 штуки):
Затем необходимо отогнуть пружинку, которая прижимает щетку, и вынуть ее рукой, либо поддеть тонкой отверткой, если идет туго:
И вот так она выглядит после изъятия из своего посадочного места:
Ту же саму операцию проводим с остальными 3-мя щетками, которые демонтируются аналогично. Установка проходит в обратной последовательности.
Как разобрать стартер ВАЗ 2106 своими руками
Ключом на 10 или головкой откручиваем две гайки на крышке:
После чего снимаем крышку со шпилек, как это показано на фотографии:
После этого можно снимать обмотку вместе с корпусом, так как ее больше ничего не держит:
Как видите выше, стартер разобран на две части: обмотка с корпусом и ротор. Чтобы заменить обмотку, понадобится ударная или силовая отвертка под ключ, чтобы открутить болты с четырех сторон корпуса, как это наглядно продемонстрировано ниже:
После чего обмотка вынимается без каких-либо проблем:
Чтобы вынуть якорь, необходимо отогнуть отверткой пластиковую скобу, которая держит его в зацеплении:
После чего он без проблем вынимается:
А чтобы снять муфту привода, необходимо тонкой отверткой поддеть стопорное кольцо:
И с легкостью снять муфту:
Вот весь процесс, который пришлось проделать, чтобы разобрать стартер на автомобиле ВАЗ 2106. Для это понадобился инструмент, которые представлен ниже на фото:
Сборку и замену всех деталей производим в обратном снятию порядке.
Щетки стартера: замена
Обычная ситуация, автомобиль стал плохо заводиться.
Наши действия. В первую очередь нужно проверить стартер и аккумулятор. Если аккумулятор заряжен, переходят к стартеру.
Сначала производят внешний осмотр установленного на автомобиле (не снимая его) стартера. Если видимых поломок не обнаружено, нужно демонтировать его с авто для последующей диагностики и, при необходимости, ремонта.
Перед разборкой, проверяется, работает ли он отдельно от авто.
Также проверяется, заработает ли двигатель без стартера. Для этого провод отсоединяется от клеммы и подключается к «плюсу» напрямую. Если двигатель запустился, скорее всего, неполадки в реле включения. Если же молчит – проверяем щетки стартера.
Щетки осматриваются на предмет износа или перекоса. В этом поможет такой простой опыт. Когда проверяется стартер отдельно от авто, нужно смотреть, как работает электродвигатель стартера. Бывает, что в одном положении он работает нормально, а, если развернуть стартер набок – может пропасть контакт.
Такая ситуация легко объясняется.
Если щетки стартера нормальной длины, то они прижаты к коллектору так, что между щеткодержателем и пружиной имеется небольшое расстояние. А, если щетки уже износились, в данном случае пружина прижата к щеткодержателю, а контакт щетки с коллектором происходит под действием силы упругости пружины. Но, немного изменив положение ротора – контакт может пропасть.
Такая проблема может возникнуть, если произошел перекос исправных щеток (нормальной длины) в щеткодержателе и они зависли.
Замена щеток стартера своими руками
Выполняя ряд последовательных действий, произвести замену щеток сможет и начинающий мастер.
Операцию по замене щеток можно условно разделить на два этапа.
- Разборка стартера, операции:
- отсоединяется кабель от клеммы пускателя, далее снимаются винты, которые соединяют крышку коллектора и крышку вала;
- снимается крышка и уплотнительное кольцо, далее кольцевой зажим, прокладка и второе уплотнительное кольцо;
- отвинчиваются болты, которые соединяют между собой корпус и крышку коллектора, далее снимается крышка;
- аккуратно вынимается щеткодержатель. Щетки должны вытолкнуться пружинами, удерживаясь на проводах.
После разборки, щетки стартера проверяются на износ, и, если необходимо, проводится их замена. Главное не забывать в правильной последовательности разложить разобранные детали, чтобы не запутаться при дальнейшей сборке после ремонта.
- Работы по замене щеток и сборке стартера после ремонта:
- после осмотра щеток, если необходимо, производится замена их на новые, либо меняется вся сборка щеткодержателей. Желательно также в целом осмотреть весь стартер на возможное наличие других неисправностей. Если обнаружатся – отремонтировать.
- далее пластины щеток устанавливаются на коллектор, центрируются, надеваются пружины и щеткодержатели;
- щеткодержатели устанавливаются на якорь коллектора, вставляется уплотнительная втулка в вырез в корпусе;
- крышка коллектора устанавливается на якорь, надеваются уплотнительное кольцо и прокладки; устанавливается крышка коллектора, и вставляются болты;
- далее устанавливаются прокладки, кольцевой зажим и уплотнительное кольцо; крышка вала надевается на крышку коллектора, и затягиваются болты;
- питающий кабель нужно подсоединить к электромагнитному пускателю, и затянуть гайку. Стартер собран, теперь его можно устанавливать на автомобиль.
Как меняются щетки на стартере для иномарки?
Бывают ситуации, когда нужно оперативно поменять щетки на стартере иномарки, в продаже в нужный момент в наличии их нет, надо ждать несколько недель под заказ, да и на разборке нет времени искать. Один из вариантов решения проблемы — доработать обычные медно-графитовые щетки.
Но здесь главное, при установке самодельных щеток не ошибиться, так как может произойти замыкание плюсовых проводов «на массу». Характерный треск подскажет, что щетку нужно укоротить.
Также необходимо помнить, что есть минимально допустимое значение длины щеток. Хоть оно и не оговаривается специально автопроизводителями, но опытные мастера утверждают – нормально стартер работает при минимальной длине щеток 8мм.
Так же мы предоставляем услуги:
Похожие посты
Какое масло заливать в компрессор автокондициоенра?
Компрессорное масло – это «кровь» автокондиционера (системы А/С), так как использование правильного масла критично не только для смазки внутренних компонентов компрессора, но, в некоторых авто, и во избежание его повреждения.
Заправка компрессора автокондиционера маслом. Как правильно заливать масло в компрессор автокондиционера
При установке сменного компрессора автокондиционера очень важно установить в нем нужный уровень масла, при условии, конечно, правильного типа и количества масла. В первую очередь, нужно принять во внимание количество масла.
Автокондиционер или открытые окна? Расход бензина при работающем автокондиционере
Что максимально уменьшит расход бензина в жаркий период – автокондиционер или открытые окна? Узнайте, что говорят эксперты – ответ может Вас удивить. Движение авто сдерживает сопротивление воздуха. Машины удлиненной обтекаемой.
Устройство стартера ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107
↑ Стартер СТ 221 (35.3708)
На автомобилях ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 и других классических моделей Жигулей устанавливают стартер 35.3708 (СТ 221), который представляет из себя 4-ех полюсный электромотор постоянного тока смешанного возбуждения с четырьмя щетками. Управляется стартер дистанционно специальным электромагнитным втягивающимся реле. С маховиком двигателя стартер соединяется и разъединяется устройством через зубчатый венец.
Стартер находится в подкапотном пространстве справа от двигателя. Крепится к картеру сцепления 3-я болтами. Между горячей приемной трубой выпускной системы двигателя и стартером устанавливается термоизоляционный защитный экран.
↑ Схема подключения стартера ВАЗ-2106
1 – генератор; 2 – батарея аккумуляторная; 3 – стартер; 4 – выключатель зажигания; Р1 – обмотка тягового реле втягивающая; Р2 – обмотка тягового реле удерживающая.
↑ Принцип работы стартера ВАЗ 2106 и 2107
Крышки стартера притянуты к корпусу 2-мя болтами. В обеих крышках (задней и передней) крышках имеются втулки из бронзографита, выполняющие роль подшипников вращения. В них на валу вращается якорь стартера, от которого через привод вращение передается на закрепленный на коленчатом вале маховик.
↑ Тяговое реле
Втягивающее реле при подаче напряжения на электродвигатель стартера приводит в зацепление шестерни редуктора привода и зубчатый венец маховика. Поворачивая ключ зажигания автомобиля в положение «стартер» на втягивающую и удерживающую обмотки тягового реле подается напряжение. Когда контакты тягового реле замкнутся, питание на втягивающей обмотке отключается.
↑ Обгонная муфта
На приводном валу находится роликовая обгонная муфта, соединенная с шестерней привода, которая передает однонаправленное вращение двигателю. После запуска двигателя муфта размыкается, что предохраняет стартер от поломок от повышенной скорости крутящегося д.в.с.
↑ Устройство стартера ВАЗ-2106 и ВАЗ-2107
Стартер ВАЗ-2106 устройство
1 — крышка (сторона привода); 2 – кольцо стопорное; 3 – ограничительное кольцо; 4 – шестерня привода; 5 – роликовая обгонная муфта; 6 – поводковое кольцо; 7 – заглушка резиновая; 8 – приводной рычаг; 9 – якорь реле; 10 – обмотка тягового реле удерживающая; 11 –обмотка тягового реле втягивающая; 12 –болт реле стяжной; 13 –пластина контактная; 14 – крышка реле; 15 – болты контактные; 16 – коллектор; 17 – щетка; 18 – втулка на валу якоря; 19 – крышка (сторона коллектора); 20 – кожух; 21 – шунтирующая катушка обмотки статора; 22 – корпус; 23 – крепежный винт полюса статора; 24 – якорь; 25 – обмотка якоря; 26 – кольцо промежуточное.
Как проверить и заменить щётки стартера
Когда невозможно завести двигатель машины сразу, стартер начинает издавать характерные шумы. Многие водители-новички с этим сталкивались вначале. Обычно виновником ситуации становятся щётки стартера.
Назначение и роль щёток
У большей части нынешних автомобилей, оборудованных ДВС, за пуск двигателя отвечает стартер. Данный агрегат электрического типа за полвека применения кардинально не изменился. Главную часть его представляет электродвигатель ПТ, усиленный реле и агрегатом привода. Состоит пусковой агрегат из следующих компонентов:
- якоря;
- щёточного узла;
- сборного корпуса с многовитковой обмоткой.
Рассмотрим узлы подробнее.
- Статор — это неподвижная часть стартера. Чаще применяются ЭЛМ статоры, в которых магнитполе создаётся обмотками возбуждения. Однако известны пусковые устройства на основе стандартных магнитов.
- Якорь — подвижная часть устройства. Здесь расположены катушки, коллектор, шестерни. Движение электрического мотора происходит за счёт магнитного поля, образующегося вокруг катушек.
- Щёточный узел — часть ПУ, состоящая из держателя и графитовых элементов. Последние соединяются с ротором, что и обеспечивает постоянную подачу тока на катушки якоря.
Все элементы конструктивно и принципиально одинаковые. Каждая типичная щётка состоит из двух основных частей: самой щётки и проводниковой части.
Разновидности
Различают несколько видов щёток:
- искусственного графита — получаемого прессовкой и обжигом из кокса;
- композитного материала.
Широко распространены щётки универсальные, комбинированные. За счёт включения меди такие элементы лучше держатся, медленнее изнашиваются. Правда, они тоже имеют недостатки. Так, главный — это повышенный абразивный эффект, приводящий к ускоренному износу якорного коллектора.
В классическом стартере предусмотрено разное количество щёток. Обычное их число составляет четыре, шесть или восемь штук. Одна половина деталей при этом соединяется на массу, а вторая — с катушками.
Проверка
Правильно действовать надо в следующей последовательности.
- На первом этапе диагностики проверить работу аккумулятора, а затем всей электрической цепи.
- На втором этапе спешить разбирать стартер опять не стоит — для начала рекомендуется определить состояние электродвигателя. Пускатель нужно подключить напрямую к массе: если двигатель завёлся и без проблем функционирует, следует заменить втягивающее реле. А вот мёртвая тишина подтвердит неисправность щёток.
- Далее уже можно определяться с конкретной причиной повреждения щёток. Различают две — перекос и износ.
Как заменить щётки
Чтобы заменить детали, надо проделать минимальный ряд действий:
- снять и разобрать стартер;
- отсоединить клеммы;
- выкрутить винты на крышке вала;
- снять крышку, извлечь сальники и прокладку;
- вынуть щеткодержатель.
В процессе разборки механизма все детали надо раскладывать аккуратно и по порядку, чтобы не возникло проблем с обратной сборкой. Замена щёток проводится после тщательного осмотра. Крайне важно прочистить все детали от грязи, провести центровку щёток и установить их на коллекторе. Также обязательно суметь правильно закрепить собранный щеткодержатель, поставить на место уплотнительные кольца, прокладки и крышку коллектора. В конце подсоединить питающий кабель, закрепить его специальной гайкой.
Ремонт и обслуживание стартера
В автомобилях Нива 21213 и 21214 установлен стартер с возбуждением смешанного типа, с тяговым реле электромагнитного типа и двумя независимыми обмотками. В корпусе фиксируется четыре полюса, один из которых соединен параллельно, а остальные — последовательно. Кожух с крышкой стягивается с помощью пары болтов. Внутри расположен якорь с коллектором (последний имеет торцевой тип). Якорь крутится на впрессованных в крышки металлокерамических втулках.
Несмотря на видимую конструктивную сложность, ремонт стартера доступен даже новичкам. Главное — иметь под рукой необходимый инструмент, своевременно диагностировать неисправность и следовать инструкциям производителя. Ниже рассмотрим, какие неисправности стартера существуют, и как устранять проблемы.
В процессе эксплуатации возможны следующие проблемы:
1. После переводе ключа в замке зажигания автомобиль Нива не заводится, стартер не крутит. Причины проблемы:
- Разрядился источник питания машины. Окислены вывода на АКБ или клеммы подключаемых проводов. Плохо протянуты клеммы. Межвитковое замыкание или повреждение обмотки тягового реле. Вышло из строя включающее стартерного реле или имеет место обрыв питающего провода устройства. Отсутствие замыкания между «тридцатым» и «пятидесятым» контактом.
В описанных выше случаях производится замена или ремонт неисправного элемента, делается зачистка контактов.
2. При переводе ключа в замке зажигания реле работает, а стартер не крутит (на горячую или холодную). Причины:
- Разряжена или вышла из строя АКБ. Послаблен крепеж наконечников провода, объединяющего мотор с кузовной частью. Окислен «плюс» и (или) «минуса» на источнике питания, плохая протяжка. Подгорел коллектор, износились щетки. «Плюсовая» клемма щеткодержателя оказалась на «массе». В обмотках якоря и (или) статора имеет место обрыв.
В зависимости от неисправности производится замена или ремонт неисправной детали, зачистка контактов или устранение замыкания.
3. По факту подачи напряжения на стартер осуществляется многоразовое срабатывание реле с последующим отключением. Двигатель не крутит (проблема проявляется на горячую или на холодную).
Причины:
- Замыкание или обрыв обмотки реле. Разряд АКБ. Снижение напряжения на релейных контактах (происходит при окислении проводов).
4. После подачи напряжения якорь стартера крутится, а маховик двигателя — нет. Причины:
- Вышел из строя рычаг включения подводкового кольца муфты. Пробуксовка муфты.
5. Появляется странный звук при прокручивании якоря:
- Послаблен крепеж стартера или устройство закреплено с перекосом. Нарушена целостность шестеренок маховика или приводной шестерни. Износились втулки подшипников. Разболтан крепеж стартера.
6. Шестеренка зависает в фиксации с маховиком:
- Заедает рычаг, тяговое реле или муфта на шлицах. Поломался выключатель зажигания (в месте соединения контактов). Послаблены или вышли из строя пружинки тягового реле.
Ремонт видео:
Вне зависимости от того, крутит двигатель или нет, каждый из приведенных случаев требует ремонта или замены поврежденных узлов. Как делать эту работу, рассмотрим ниже.
Алгоритм действий:
Используйте ключ на «тринадцать» для послабления крепежа проводника, подключенного к тяговому реле. Отбрасывайте наконечник.
Чтобы проверить реле ВАЗ-2121 подводите напряжение 12 Вольт к выводу реле, а «-» подавайте на корпус. Подключайте измеритель сопротивления к контактам. Если реле целое, то якорь выдвигает обгонную муфту, а контакты замыкаются. В случае обнаружения неисправности детали делайте ее замену.
- Чтобы снять тяговое реле, скручивайте три винта с помощью шлицевой отвертки. Вытягивайте из кожуха устройства шток с пружинкой, а новое тяговое реле ставьте по обратному алгоритму.
Если неисправность не устранена, продолжайте ремонт:
- Берите крестообразную отвертку и скручивайте пару винтов, после чего демонтируйте кожух. Чтобы проверить целостность щеток, скручивайте крепежный винт контактного проводника, а далее отверткой отжимайте пружинку. Далее остается снять щетку. Аналогичным способом доставайте остальные три щетки производите их осмотр. Если хотя бы одна из щеток имеет высоту до 1,2 сантиметров, то обязательна ее замена (дальнейшее применение детали не рекомендуется).
- Подключайте мультиметр к обмоткам стартера (поочередно) и проверяйте их на факт замыкания. Задача — убедиться в отсутствии КЗ меж витками и на корпус. С помощью отвертки поднимайте кольцо стопорения, демонтируйте шайбу с вала и с помощью ключом на «десять» скручивайте пару стяжных болтов. Разделяйте элементы стартера и доставайте изоляционные трубки. Осматривайте внешний вид обмоток и коллектора. Следы обгорания коллектора убирайте с помощью шкурки. Если эта часть сильно износилась или обуглилась, то ремонт бесполезен — устройство меняется. Задиры устраняйте с помощью мелкозернистой шкурки, после чего полируйте изделие. Используйте мультиметр для проверки якоря на факт КЗ. При обнаружении проблемы меняйте узел. Доставайте из приводной крышки уплотнитель из резины и демонтируйте шайбу для регулировки якоря. Снимайте шплинт рычажной оси и выбирайте последнюю. Далее требуется снять якорь вместе с приводом.
- Поддевайте приводной рычаг отвертки и демонтируйте его. Проверьте шестеренку автомобиля — она должна с легкостью прокручиваться влево и вправо. Также производите осмотр на факт забоин и сколов. Если шестеренка износилась или же муфта вышла из строя, то ремонт производить бесполезно — меняйте узел в сборе. Опирайте вал о деревянный брус и выбивайте ограничивающее кольцо. Поддевайте отверткой кольцо и демонтируйте его. Снимайте ограничительное колечко и обгонную муфту в комплексе с шестеренкой. Собирайте стартер по обратному алгоритму.
Учтите следующие моменты:
Продувайте кожух и держатель щетки Нива воздухом.
Смазывайте подводковое кольцо смазывающим составом (подойдет Литол).
Шлицы вала и втулки обработайте маслом двигателя.
Правильный ремонт стартера — гарантия четкого пуска двигателя на горячую и на холодную. Главное — своевременно диагностировать неисправность и правильно ее устранить.
Замена щеток стартера ваз 2107
- Главная
- Продажа
- Турбины
- Рулевые рейки
- Услуги
- Компьютерная диагностика
- Ремонт моторчика печки
- Техобслуживание
- Ремонт стартеров
- Ремонт генераторов
Замена щеток стартера
Возникла довольно неприятная ситуация – автомобиль не заводится привычно, с пол-оборота. Жалобный и раздражающий взвизг стартера слышен из-под капота машины.
Кто поможет в проблемах со стартером?
Конечно, если вы мастер на все руки, то вы сами можете провести диагностику стартера и сделать замену щеток. Что же делать, если вы оказались вдалеке от дома, например, на участке дороге из Жуковского в Москву, остановились в дороге в районе Люберец, а ваш автомобиль не хочет заводиться нормально. Нет под рукой щеток и нужного инструмента. Не хотите в суетливой Москве создавать себе проблемы, заезжайте по дороге в автомастерскую «Start-Motors», что находится по адресу улица Юбилейная, д. 29 и посмотрите, что же там такое со стартером.
Быструю и точную диагностику стартера выполнят профессиональные мастера в автомастерской. Они не будут спешить и снимать стартер с машины. Отсоединив провода от клеммы, его можно напрямую подключить на «плюс» аккумулятора. Двигатель заработал – проблема в реле включения. Молчит двигатель – вся беда в щетках.

Как определить износ щеток?
Опыт мастера – лучший помощник в определении неисправности стартера в автомастерской компании. Определить износ можно лишь повернув двигатель стартера. В одном определенном положении стартер работает нормально, в другом – молчит, пропадает контакт. Объясняется это наличием зазора между изношенной щеткой и коллектором.В изношенном состоянии щетка прижимается к токосъемным кольцам коллектора только под своим весом, стоит ей немного отойти, контакт пропадает.
Иногда стартер работает некорректно при перекосе или зависании щеток нормальной длины, в этом случае их достаточно поправить.
Неисправностью может служить отпаявшийся жгут от одной из щеток. Как следствие: из-за повышенного значения нагрузочного тока вторая щетка может перегореть.
Рис. № 1.Неисправность в виде отпаявшегося от щетки медного жгута
Проведение диагностики стартера и замена щеток
Выполнить разборку стартера и замену щеток под силу даже не самому опытному автомеханику. В автомастерской обычно не ограничиваются обычной заменой щеток, по желанию клиента выполняется диагностика стартера.
Диагностика стартера выполняется максимально быстро и четко.
Автомастерская «Start-Motors» дает гарантию своей работы, мастера выполняют любой ремонт с полной ответственностью и внимательно относятся к поддержанию своей репутации.
Вместе с заменой щеток проверяют якорь стартера, делается это из-за того, что при плохом контакте щеток с ламелями появляется нагар.
1. Проверяется наличие проводимости между коллекторными ламелями якоря.
2. Якорь проверяется на замыкание обмотки на корпус. Омметром проверяют наличие проводимости между ламелями коллектора и сердечником якоря.
3. Появившийся от плохого контакта щеток с поверхностью коллектора нагар зачищается наждачной бумагой, обычно №400, иногда может потребоваться проточить коллектор на токарном станке.
Рис. № 2. Коллектор с нагаром и «заусенцем», который приблизил выход щеток из строя
4. После зачистки коллектора, якорь устанавливается на призмы и проверяется биение коллектора. (Разрешено допустимое радиальное биение коллектора – 0,05 мм. При большом биении коллектора нужно проточить его на токарном станке).
5. После этого мастер проверит диаметр коллектора.
6. В канавках между ламелями коллектора не должно быть загрязнений в виде графита от старых щеток.
7. С помощью омметра или тестера нужно убедиться в целостности цепи между клеммой провода и проводом щетки. Иначе придется менять корпус стартера в сборе с обмоткой статора.
8. Между статорной обмоткой и корпусом проводимости быть не должно. В противном случае меняется корпус стартера в сборе с обмоткой статора.
9. Щеткодержатель устанавливается на якорь в определенное положение.
10. С помощью отвертки отжимается щеточная пружина, щетка соединяется с щеткодержателем. Всего менять нужно 4 щетки.
Рис. №3. Колодка со щеткодержателями
Важно: Провод (+) щетки не должен касаться массы.
Проверка щеток
Щетки проверяются с помощью штангенциркуля – измеряется их высота.
- Рекомендуемая высота щеток – 10 -14 мм
- Максимально разрешенная высота 6-9 мм, менее такой высоты щетки использовать не допускается
Поправляются щетки с помощью наждачной бумаги.
Проверка щеточных пружин
Главное при проверке пружин – натяжение. Проверку выполняют с помощью безмена. Натяжение пружин измеряется в момент отрыва их от щетки.
- Номинальное усилие пружин щеток 1 типа — 14 – 18 Н
- Минимальное натяжение пружин щеток 2 типа – 9 Н.
После всех проверок и сборки стартер готов к работе. В автомастерской компании «Start-Motors» выполнят любой самый сложный ремонт, ведь на складе автомастерской найдутся щетки для любого иностранного автомобиля. Алгоритм действия специалистов компании «Start-Motors»:
Диагностика стартера
Определение неисправности
Замена неисправных элементов конструкции
Компания «Start-Motors» дает гарантию на поставленный стартер.- 6 месяцев
Наши контакты
г. Люберцы, Проектируемый 4173
TCM-Club
Официальный форум TCM-Club (Toyota Ceres Marino Club)
- Вход
- Регистрация
- Ссылки
Текущее время: Вт авг 24, 2021 11:57 pm
Разбор стартера / замена щеток — отчет
- Автор
- Сообщение
Разбор стартера / замена щеток — отчет
Сообщение просто_вася » Вс июн 26, 2011 8:45 pm
Значит напишу подробно как это делается, вдруг кому пригодится.
Как снимать стартер думайте сами, т.к я снимал его со снятого двигателя
Значит так:
1. Откручиваем 2 длинных болта «на 8», на фото уже открутил и 2 винтика крестовой отверткой.
2. Откручиваем гайку «на 12», вроде, крепящую плюсовой провод.
3. Откручиваем 2 гайки «на 10» со втягивающей.
Что снимать первым заднюю крышку или втягивающее — решать вам.
При снятии щеточного узла используем отвертку, поддеваем конец пружинки и вытаскиваем щетки, только потом снимаем сам узел.
Втягивающее снимаем осторожно, там есть небольшая хитрость, объяснять не буду все понятно.
Состояние щеток и «чистота» на лицо
Идем дальше. Дальше планетарный механизм, звездочки имеют отметины в виде точки, думаю ставить их надо точками вверх, по крайней мере у меня две из трех были вверх точками. Снимаем их, дабы не прое*ать.
Вытаскиваем эту фиг* из той, используя молоток (умней не мог написать )
Якорь моем и контактные пластины проходим наждачкой. Не стоит увлекаться, состояние как на фото вполне приемлемо.
Все отмыто и протерто.
Разница старой и новой щеток. Качество плохое, но все видно.
Я заказал 4 щетки 28142-70020
Со статора откусил кусачками старые и зажал плоскогубцами новые
Фото этого нет, но на рисунке схематично показано, когда разберете стартер, все станет понятно.
В кружке сечение крепления новой щетки.
На нижней части, схема замены щеток на щеточном узле. Ножовочным полотном отпилена половина крепления со старой щеткой. Об оставшеюся часть зажата новая.Если не хотите так делать — покупайте щеточный узел в сборе 28140-26070 или 28140-70020 . В чем разница не знаю. Должен прийти с щетками.
На верхней части замена щеток статора. От этого никуда не дется
Собираем стартер в обратной последовательности. Смазываем все что было смазано японцами. Я смазывал литолом разбодяженным с моторным маслом. Что бы получилась смазка гуще чем масло, но жиже чем литол.
С позволения автора добавлю тему инструкцией по снятию стартера.